«Настоящий мастер учится каждый день»

Половченя, А. «Настоящий мастер учится каждый день» : [беседа с музыкантом, телерадиоведущим, преподавателем даосских практик А. Половченей] / Андрей Половченя ; беседовала Елена Алещенкова // Днепровская неделя. — 2015. — 30 сентября. — С. 5.

Как часто мы хотим изменить свою жизнь, но не находим смелости и сил свернуть с накатанной дороги. Мы разыскали могилевчан, которые не побоялись пойти наперекор обстоятельствам и сумели радикально изменить свою профессию и жизнь.

Моего собеседника в Могилеве знают не понаслышке. Андрея Половченю  помнят здесь как ведущего телепрограммы «Ключи от города» на канале «Могилев-2»  и  как лидера двух могилевских групп «Округ свободного искусства» и OSIMIRA —  коллектива, известного далеко за пределами Беларуси. В 2004 году в составе группы «Александра и Константин»  Половченя поучаствовал в конкурсе мирового масштаба «Евровидение»:  подыгрывал творческому дуэту на окарине.

Последние 8 лет живет в Санкт-Петербурге и на родине появляется достаточно  редко – приезжает в Могилев уже как преподаватель женских даосских практик. За относительно недолгий петербургский период  он дважды стал чемпионом мира по тайцзицюань, получил образование  в Университете холистической медицины в Брюсселе на кафедре кранио-сакральной остеопатии и цигун-терапии. Преподает  даосские практики в Международной Академии INBI и создал свою «Школу летающих женщин».

Кажется, за что бы ни брался этот человек – все в его руках горит и спорится. О том, как ему это удается, мы поговорили во время очередного приезда Андрея на родину.

— Андрей, в Могилеве тебя все знают как музыканта и телерадиоведущего, а тут вдруг – холистическая медицина, даосские практики, чемпион мира по тайцзицюань… Откуда что взялось?

—  Взялось не на пустом месте. Круг моих интересов всегда был достаточно широким. Восточными  практиками я занимался едва ли не с самого детства: с 12 лет активно практиковал  цигун и ушу по 4—5 часов в день. А параллельно основательно изучал культуру Китая – то поле, в котором они зародились. В то же время интересовался   всякого рода духовной литературой. В 15 лет закончил 1-й курс в Центре астрологии Павла Глобы, который он создал в 90-е годы прошлого века в Минске. Потом меня потянуло в христианство. Я пел в монастыре, изучал труды богословов и святых и собирался поступать в семинарию. Наверное, в силу возраста я еще не очень понимал, что мне нужно, но отовсюду впитывал знания, как губка.  И могу сказать, что знания не приходят с поступлением на курсы или в вуз — это каждо­дневная самостоятельная работа. Несмотря на подростковый возраст, я все, что меня интересовало, изучал самостоятельно.

Что касается медицины, то я закончил  Могилевский  медицинский колледж — фельд­шерско-акушерское отделение.  Пока учился, подрабатывал медбратом в «скорой помощи».  Великолепная школа – одна из лучших, которые могут быть у будущего врача. Конечно, бывали разные случаи: и трагические, и веселые… Но эта работа дала мне понимание хрупкости человеческой жизни. Потом несколько лет я работал массажистом в больнице, откуда ушел на радио и телевидение. Так что с медициной я знаком не понаслышке.

В Питере все мои навыки мне пригодились. Кроме того, чтобы даром не терять время и  боевую форму, я пошел учиться тайдзицюань в школу «Улумень». Под руководством учителя Алексея Сощенко получил два чемпионских титула в Китае. Он же  сподвиг меня заняться  преподавательской деятельностью, хотя сам я к этому не стремился. Но Алексей сказал: «Пока ты не станешь обучать, будешь сам медленно двигаться дальше».

— Ты открыл в Санкт-Петербурге  «Школу летающих женщин» и ездишь по миру с семинарами по даосским практикам для прекрасной половины.  Почему занялся именно «женским вопросом»?

— Школа представляет содружество преподавателей, которые объединены идеей сохранения женщины, созданием пространства для ее наполнения. Ведь женщина – это первооснова, и задача у нее почти божественная: давать жизнь и сохранять ее. А ситуация в современном мире просто патовая. Женщины часто выполняют мужские функции, вынуждены думать и жить, как мужчины,– это опустошает их и лишает силы.

Так сложилось, что, начиная с массажа, основными моими клиентами всегда были представительницы «слабой половины»:  я их изучаю и лечу уже давно.  А став  преподавателем даосских практик, я задался вопросом, что нужно делать, чтобы женщина не теряла свои женские качества и  сохраняла здоровье, ведь много побочных эффектов бывает от той же йоги, цигун, пилатеса… Ко мне часто приходят пациентки, пострадавшие в фитнес-клубах. Йога вообще не рассчитывалась на слабый пол — это была система для брахманов, которыми могли стать только мужчины. А в наше время кто в основном занимается йогой? Женщины. Но это целая система знаний, а не просто гимнастика, поэтому подходить к ней нужно очень осторожно.

В отличие от йоги, даосская система сформировалась на основе естественности, причем у даосов есть как мужские, так и женские практики с учетом половых особенностей.

Конечно, мы, европейцы, не можем жить полностью по даосскому учению. Я пользуюсь восточными практиками  как инструментом для исцеления, поэтому в моем арсенале есть приемы из разных  направлений. Все они базируются на холистическом подходе, основанном  на лечении человека в целом, а не конкретной болезни. Люди нашего времени достаточно ленивы, и на их лени фармацевтические компании делают бизнес.  Но у человека огромное количество ресурсов для самовосстановления.  Я это понял, когда сам стал заниматься восточными практиками.

— С переездом в Питер музыка также не ушла из твоей жизни, а преобразовалась в новый проект…

— В Питере я организовал группу Hvarna. Hvarna – персидское слово, переводится как «дар», благодать, талант, некая сила, которая дается с неба. Мы играем этническую музыку, но нельзя сказать, что наш проект чисто белорусский или русский… Он наднациональный.  Мы используем народную музыку для передачи внутреннего состояния. В нашем репертуаре, кроме белорусских, есть еще финно-угорские, карельские, финские и марийские песни.

С одной стороны, новый проект  – это реализация того, что я не смог сделать с OSIMIRA, но в то же время Hvarna — совершено другой сплав хотя бы потому, что у нас присутствует русский инструмент – гусли. Наш гусляр Максим Анухин — величайший музыкант. Мало того, что хороший импровизатор, так еще в гусельную музыку он внедрил индийский стиль передачи звука.

— То есть в России ты все равно популяризируешь белорусскую тему?

— Стараюсь, но признаюсь, что архисложно писать в Питере белорусскую музыку. Первый наш альбом «Кола вяртанняў» был в большей степени  белорусский, состоял из белорусских песен и занял первое место на «Тузіне гітоў». Мы взяли три награды: лучший альбом, по мнению профессиональных и народных экспертов, и приз зрительских симпатий. Сейчас у нас на стадии сведения третий альбом –  он тоже основан на белорусской теме.

— Бываете ли с концертами в на родине?

— В Беларуси мы играли на фестивале «Камяніца», но  было бы интересно выступить здесь полноценно. Провели четыре турне по европейским странам. Играли в Питере, Москве и Перми. Правда, российская публика думает, что это русская музыка, просто с акцентом. Чисто русский подход: «все наше».

А вообще, когда я только переехал в Россию, я очень страдал из-за оторванности от родной земли. Потом «корнями пророс через землю» в Беларусь и таким образом выживаю там.

— Ну и напоследок — закономерный вопрос: когда ты все успеваешь?

— Важно рационально распределять свое время. Я не зависаю в телевизоре, есть у меня свободных полчаса – я лучше почитаю книжку, сделаю упражнения, приму пациента либо поиграю на дуде. Безусловно, играет роль и то, что я разносторонне одаренный человек, но это же для меня —  сложность. Ведь я ничего особенного не сделал — просто реализовал потенциал, с которым родился.  Но этого мало. Надо работать дальше —  тогда это будет развитием.  

Да, я реализовал себя в разных вещах. Мне говорят: «Ты двукратный чемпион мира по тайдзицюань». Но я объясняю: давайте я сейчас попробую повторить  – и не факт, что я окажусь чемпионом. Есть такая хорошая китайская поговорка: «Настоящий мастер учится каждый день». Мастер – тот человек, который опять нашел в себе ученика.  Поэтому я постоянно в процессе обучения.