Половченя, А. «Настоящий мастер учится каждый день» : [беседа с музыкантом, телерадиоведущим, преподавателем даосских практик А. Половченей] / Андрей Половченя ; беседовала Елена Алещенкова // Днепровская неделя. — 2015. — 30 сентября. — С. 5.
Как часто мы хотим изменить свою жизнь, но не находим смелости и сил свернуть с накатанной дороги. Мы разыскали могилевчан, которые не побоялись пойти наперекор обстоятельствам и сумели радикально изменить свою профессию и жизнь.
Моего собеседника в Могилеве знают не понаслышке. Андрея Половченю помнят здесь как ведущего телепрограммы «Ключи от города» на канале «Могилев-2» и как лидера двух могилевских групп «Округ свободного искусства» и OSIMIRA — коллектива, известного далеко за пределами Беларуси. В 2004 году в составе группы «Александра и Константин» Половченя поучаствовал в конкурсе мирового масштаба «Евровидение»: подыгрывал творческому дуэту на окарине.
Последние 8 лет живет в Санкт-Петербурге и на родине появляется достаточно редко – приезжает в Могилев уже как преподаватель женских даосских практик. За относительно недолгий петербургский период он дважды стал чемпионом мира по тайцзицюань, получил образование в Университете холистической медицины в Брюсселе на кафедре кранио-сакральной остеопатии и цигун-терапии. Преподает даосские практики в Международной Академии INBI и создал свою «Школу летающих женщин».
Кажется, за что бы ни брался этот человек – все в его руках горит и спорится. О том, как ему это удается, мы поговорили во время очередного приезда Андрея на родину.
— Андрей, в Могилеве тебя все знают как музыканта и телерадиоведущего, а тут вдруг – холистическая медицина, даосские практики, чемпион мира по тайцзицюань… Откуда что взялось?
— Взялось не на пустом месте. Круг моих интересов всегда был достаточно широким. Восточными практиками я занимался едва ли не с самого детства: с 12 лет активно практиковал цигун и ушу по 4—5 часов в день. А параллельно основательно изучал культуру Китая – то поле, в котором они зародились. В то же время интересовался всякого рода духовной литературой. В 15 лет закончил 1-й курс в Центре астрологии Павла Глобы, который он создал в 90-е годы прошлого века в Минске. Потом меня потянуло в христианство. Я пел в монастыре, изучал труды богословов и святых и собирался поступать в семинарию. Наверное, в силу возраста я еще не очень понимал, что мне нужно, но отовсюду впитывал знания, как губка. И могу сказать, что знания не приходят с поступлением на курсы или в вуз — это каждодневная самостоятельная работа. Несмотря на подростковый возраст, я все, что меня интересовало, изучал самостоятельно.
Что касается медицины, то я закончил Могилевский медицинский колледж — фельдшерско-акушерское отделение. Пока учился, подрабатывал медбратом в «скорой помощи». Великолепная школа – одна из лучших, которые могут быть у будущего врача. Конечно, бывали разные случаи: и трагические, и веселые… Но эта работа дала мне понимание хрупкости человеческой жизни. Потом несколько лет я работал массажистом в больнице, откуда ушел на радио и телевидение. Так что с медициной я знаком не понаслышке.
В Питере все мои навыки мне пригодились. Кроме того, чтобы даром не терять время и боевую форму, я пошел учиться тайдзицюань в школу «Улумень». Под руководством учителя Алексея Сощенко получил два чемпионских титула в Китае. Он же сподвиг меня заняться преподавательской деятельностью, хотя сам я к этому не стремился. Но Алексей сказал: «Пока ты не станешь обучать, будешь сам медленно двигаться дальше».
— Ты открыл в Санкт-Петербурге «Школу летающих женщин» и ездишь по миру с семинарами по даосским практикам для прекрасной половины. Почему занялся именно «женским вопросом»?
— Школа представляет содружество преподавателей, которые объединены идеей сохранения женщины, созданием пространства для ее наполнения. Ведь женщина – это первооснова, и задача у нее почти божественная: давать жизнь и сохранять ее. А ситуация в современном мире просто патовая. Женщины часто выполняют мужские функции, вынуждены думать и жить, как мужчины,– это опустошает их и лишает силы.
Так сложилось, что, начиная с массажа, основными моими клиентами всегда были представительницы «слабой половины»: я их изучаю и лечу уже давно. А став преподавателем даосских практик, я задался вопросом, что нужно делать, чтобы женщина не теряла свои женские качества и сохраняла здоровье, ведь много побочных эффектов бывает от той же йоги, цигун, пилатеса… Ко мне часто приходят пациентки, пострадавшие в фитнес-клубах. Йога вообще не рассчитывалась на слабый пол — это была система для брахманов, которыми могли стать только мужчины. А в наше время кто в основном занимается йогой? Женщины. Но это целая система знаний, а не просто гимнастика, поэтому подходить к ней нужно очень осторожно.
В отличие от йоги, даосская система сформировалась на основе естественности, причем у даосов есть как мужские, так и женские практики с учетом половых особенностей.
Конечно, мы, европейцы, не можем жить полностью по даосскому учению. Я пользуюсь восточными практиками как инструментом для исцеления, поэтому в моем арсенале есть приемы из разных направлений. Все они базируются на холистическом подходе, основанном на лечении человека в целом, а не конкретной болезни. Люди нашего времени достаточно ленивы, и на их лени фармацевтические компании делают бизнес. Но у человека огромное количество ресурсов для самовосстановления. Я это понял, когда сам стал заниматься восточными практиками.
— С переездом в Питер музыка также не ушла из твоей жизни, а преобразовалась в новый проект…
— В Питере я организовал группу Hvarna. Hvarna – персидское слово, переводится как «дар», благодать, талант, некая сила, которая дается с неба. Мы играем этническую музыку, но нельзя сказать, что наш проект чисто белорусский или русский… Он наднациональный. Мы используем народную музыку для передачи внутреннего состояния. В нашем репертуаре, кроме белорусских, есть еще финно-угорские, карельские, финские и марийские песни.
С одной стороны, новый проект – это реализация того, что я не смог сделать с OSIMIRA, но в то же время Hvarna — совершено другой сплав хотя бы потому, что у нас присутствует русский инструмент – гусли. Наш гусляр Максим Анухин — величайший музыкант. Мало того, что хороший импровизатор, так еще в гусельную музыку он внедрил индийский стиль передачи звука.
— То есть в России ты все равно популяризируешь белорусскую тему?
— Стараюсь, но признаюсь, что архисложно писать в Питере белорусскую музыку. Первый наш альбом «Кола вяртанняў» был в большей степени белорусский, состоял из белорусских песен и занял первое место на «Тузіне гітоў». Мы взяли три награды: лучший альбом, по мнению профессиональных и народных экспертов, и приз зрительских симпатий. Сейчас у нас на стадии сведения третий альбом – он тоже основан на белорусской теме.
— Бываете ли с концертами в на родине?
— В Беларуси мы играли на фестивале «Камяніца», но было бы интересно выступить здесь полноценно. Провели четыре турне по европейским странам. Играли в Питере, Москве и Перми. Правда, российская публика думает, что это русская музыка, просто с акцентом. Чисто русский подход: «все наше».
А вообще, когда я только переехал в Россию, я очень страдал из-за оторванности от родной земли. Потом «корнями пророс через землю» в Беларусь и таким образом выживаю там.
— Ну и напоследок — закономерный вопрос: когда ты все успеваешь?
— Важно рационально распределять свое время. Я не зависаю в телевизоре, есть у меня свободных полчаса – я лучше почитаю книжку, сделаю упражнения, приму пациента либо поиграю на дуде. Безусловно, играет роль и то, что я разносторонне одаренный человек, но это же для меня — сложность. Ведь я ничего особенного не сделал — просто реализовал потенциал, с которым родился. Но этого мало. Надо работать дальше — тогда это будет развитием.
Да, я реализовал себя в разных вещах. Мне говорят: «Ты двукратный чемпион мира по тайдзицюань». Но я объясняю: давайте я сейчас попробую повторить – и не факт, что я окажусь чемпионом. Есть такая хорошая китайская поговорка: «Настоящий мастер учится каждый день». Мастер – тот человек, который опять нашел в себе ученика. Поэтому я постоянно в процессе обучения.