Рисование как стиль жизни

Кривицкая, И. Рисование как стиль жизни : [беседа с руководителем арт-студии «Гекльберри» И. Кривицкой] / Ирина Кривицкая ; беседовала Елена Алещенкова // Магілёўскія ведамасці. — 2015. — 8 сентября. — С. 16.

Часто родители задаются вопросом, стоит ли отдавать ребенка в художественную студию, когда можно потратить деньги на более «полезные» с практической точки зрения предметы. О художественном творчестве, специфике работы с одаренными детьми и о том, зачем вообще нужно рисовать детям и взрослым, мы поговорили с могилевским художником-педагогом, руководителем арт-студии «Гекльберри» Ириной КРИВИЦКОЙ.

—       Ирина, вы педагог с 25-летним стажем. Навер­няка, у вас уже выработался свой подход к детям…

—       Много лет я работала преподавателем живописи и композиции в Могилевской средней школе №2, где на довольно серьезном уровне готовила к поступлению в вузы учеников старших классов. Но три года назад мне пришлось заняться маленькими детьми, а у них совсем иная мотивация, нежели у старшеклассников, потому что слова «надо» у ма­лышей нет. Есть слово «хочу». А ведь нужно научить их ри­сунку и дать азы мастерства. Поэтому наша работа с ними строится на балансе мечты и трудолюбия.

На мой взгляд, единствен­ный шанс «сработаться» — это стать для ребенка другом, чтобы он мог поделиться с тобой своим миром. Темы, которые мы беремся рисовать, предполагают высокий уровень доверительных отношений. По­этому, когда я набираю детей, очень важно, чтобы у меня был психологический контакт с учениками.

—      Можно ли «вырастить» художника? Ведь многие родители отдают ребенка в студию рисования с при­целом, что в будущем их чадо непременно свяжет свою жизнь с художествен­ным творчеством.

На самом деле больной вопрос: все время приходится говорить с родителями на эту тему. Если у нас есть понима­ние, что ребенок, посещающий музыкальную школу, не обязательно должен  в будущем зарабатывать на хлеб музыкой, то с художественным образо­ванием дело обстоит сложнее. Уж коль родители привели ре­бенка в художественную школу и посадили за мольберт, они непременно захотят, чтобы он стал дизайнером, архитекто­ром или живописцем.

Но приобщение ребенка к миру художественного искус­ства — это прежде всего вклад в него на более тонком уровне: внутренний мир человека становится богаче и интереснее. Все искусство опира­ется на такие качества личности, как креа­тивность, трудолюбие, сила воли. А это такие черты, которые нужны в любой профессии.

Кроме того, рисо­вание дает человеку возможность выразить себя, выйти за рамки обыденности и стать внутренне свободнее в любом возрасте.

Другая история — если педагог увидел, что ребенок художественно одарен. Это уже от­ветственность для родителя и педагога. Мы не можем закопать и спрятать Божий дар. Талант нужно развивать.

—    Что главное, на ваш взгляд, в работе с одарен­ными детьми?

—  Сейчас есть такое понятие, как использование детской одаренности. Если раньше оно касалось в основном только спорта, то сейчас пришло и в творческие виды деятельности. Зачастую взрослые используют одаренных детей, а должно быть понимание, что талант не принадлежит тебе. Это как у врачей: не навреди. Здесь нужна индивидуальная работа, направленная на развитие лич­ности в целом, чтобы ребенок не тяготился своим даром, был счастлив с ним, видел движе­ние и перспективы в жизни.

—    В нашем обществе при­нято ходить в художествен­ные студии в школьные годы. Выходит, если не успел научиться рисовать в детстве, то опоздал на­всегда. Можно ли овла­деть искусством рисования взрослому человеку?

—    Вопрос в том, что мы по­нимаем под умением рисовать. У нас много художников, знаю­щих ремесло, но мало тех, кто способен создать произведе­ние, которое затронет сердца людей. Можно научить рисо­вать более-менее приличное реалистичное изображение, но нельзя научить мыслить и смотреть на мир как художник — это то, что идет изнутри.

Я хочу, чтобы взрослые пере­шагнули через боязнь, внутрен­нее сопротивление и нашли время развиваться. Но важна психологическая составляющая вопроса. Для современного че­ловека с его вечной спешкой и проблемами необходимо найти то, что даст ему ощущение душевного равновесия. Поэто­му, если вы любите орудовать карандашами и красками, если это занятие вам в удовольствие, рисовать просто необходимо! И не важно, какой у вас уровень подготовки.

—    Ирина, недавно вы от­крыли свою арт-студию в Могилеве для детей и взрос­лых…

—    Идея студии была всегда. Мечталось об уютном месте, которое стало бы домом для людей, любящих искусство. Чтобы они находили здесь понимание и поддержку, чтобы можно было собрать вместе моих настоящих и бывших уче­ников, профессиональных ху­дожников, проводить мастер-классы и просто общаться.

—    Вы не только педагог, но и художник. Легко ли совмещать два этих по­прища?

—    Нелегко. Если ты берешься искренне заниматься детьми, то, конечно, они будут оття­гивать на себя львиную долю времени и сил. В основном я могу себе позволить только летние пленэры. А баланси­ровать между педагогом и художником надо, потому что ученики бывают настолько хороши и талантливы,что нужно всегда быть в форме. Ведь рано или поздно дети выраста­ют, и наступает момент, когда они начинают тебя сравнивать с собой. Кстати, на нашей вы­ставке «Дарим крылья» в музее Масленикова, которая откры­вается 9 сентября, как куратор проекта я вместе с детскими выставляю и свои работы. Хотя мне кажется, с моей стороны это весьма решительный шаг, потому что работы моих уче­ников уже достаточно хороши и интересны.