Кривицкая, И. Рисование как стиль жизни : [беседа с руководителем арт-студии «Гекльберри» И. Кривицкой] / Ирина Кривицкая ; беседовала Елена Алещенкова // Магілёўскія ведамасці. — 2015. — 8 сентября. — С. 16.
Часто родители задаются вопросом, стоит ли отдавать ребенка в художественную студию, когда можно потратить деньги на более «полезные» с практической точки зрения предметы. О художественном творчестве, специфике работы с одаренными детьми и о том, зачем вообще нужно рисовать детям и взрослым, мы поговорили с могилевским художником-педагогом, руководителем арт-студии «Гекльберри» Ириной КРИВИЦКОЙ.
— Ирина, вы педагог с 25-летним стажем. Наверняка, у вас уже выработался свой подход к детям…
— Много лет я работала преподавателем живописи и композиции в Могилевской средней школе №2, где на довольно серьезном уровне готовила к поступлению в вузы учеников старших классов. Но три года назад мне пришлось заняться маленькими детьми, а у них совсем иная мотивация, нежели у старшеклассников, потому что слова «надо» у малышей нет. Есть слово «хочу». А ведь нужно научить их рисунку и дать азы мастерства. Поэтому наша работа с ними строится на балансе мечты и трудолюбия.
На мой взгляд, единственный шанс «сработаться» — это стать для ребенка другом, чтобы он мог поделиться с тобой своим миром. Темы, которые мы беремся рисовать, предполагают высокий уровень доверительных отношений. Поэтому, когда я набираю детей, очень важно, чтобы у меня был психологический контакт с учениками.
— Можно ли «вырастить» художника? Ведь многие родители отдают ребенка в студию рисования с прицелом, что в будущем их чадо непременно свяжет свою жизнь с художественным творчеством.
На самом деле больной вопрос: все время приходится говорить с родителями на эту тему. Если у нас есть понимание, что ребенок, посещающий музыкальную школу, не обязательно должен в будущем зарабатывать на хлеб музыкой, то с художественным образованием дело обстоит сложнее. Уж коль родители привели ребенка в художественную школу и посадили за мольберт, они непременно захотят, чтобы он стал дизайнером, архитектором или живописцем.
Но приобщение ребенка к миру художественного искусства — это прежде всего вклад в него на более тонком уровне: внутренний мир человека становится богаче и интереснее. Все искусство опирается на такие качества личности, как креативность, трудолюбие, сила воли. А это такие черты, которые нужны в любой профессии.
Кроме того, рисование дает человеку возможность выразить себя, выйти за рамки обыденности и стать внутренне свободнее в любом возрасте.
Другая история — если педагог увидел, что ребенок художественно одарен. Это уже ответственность для родителя и педагога. Мы не можем закопать и спрятать Божий дар. Талант нужно развивать.
— Что главное, на ваш взгляд, в работе с одаренными детьми?
— Сейчас есть такое понятие, как использование детской одаренности. Если раньше оно касалось в основном только спорта, то сейчас пришло и в творческие виды деятельности. Зачастую взрослые используют одаренных детей, а должно быть понимание, что талант не принадлежит тебе. Это как у врачей: не навреди. Здесь нужна индивидуальная работа, направленная на развитие личности в целом, чтобы ребенок не тяготился своим даром, был счастлив с ним, видел движение и перспективы в жизни.
— В нашем обществе принято ходить в художественные студии в школьные годы. Выходит, если не успел научиться рисовать в детстве, то опоздал навсегда. Можно ли овладеть искусством рисования взрослому человеку?
— Вопрос в том, что мы понимаем под умением рисовать. У нас много художников, знающих ремесло, но мало тех, кто способен создать произведение, которое затронет сердца людей. Можно научить рисовать более-менее приличное реалистичное изображение, но нельзя научить мыслить и смотреть на мир как художник — это то, что идет изнутри.
Я хочу, чтобы взрослые перешагнули через боязнь, внутреннее сопротивление и нашли время развиваться. Но важна психологическая составляющая вопроса. Для современного человека с его вечной спешкой и проблемами необходимо найти то, что даст ему ощущение душевного равновесия. Поэтому, если вы любите орудовать карандашами и красками, если это занятие вам в удовольствие, рисовать просто необходимо! И не важно, какой у вас уровень подготовки.
— Ирина, недавно вы открыли свою арт-студию в Могилеве для детей и взрослых…
— Идея студии была всегда. Мечталось об уютном месте, которое стало бы домом для людей, любящих искусство. Чтобы они находили здесь понимание и поддержку, чтобы можно было собрать вместе моих настоящих и бывших учеников, профессиональных художников, проводить мастер-классы и просто общаться.
— Вы не только педагог, но и художник. Легко ли совмещать два этих поприща?
— Нелегко. Если ты берешься искренне заниматься детьми, то, конечно, они будут оттягивать на себя львиную долю времени и сил. В основном я могу себе позволить только летние пленэры. А балансировать между педагогом и художником надо, потому что ученики бывают настолько хороши и талантливы,что нужно всегда быть в форме. Ведь рано или поздно дети вырастают, и наступает момент, когда они начинают тебя сравнивать с собой. Кстати, на нашей выставке «Дарим крылья» в музее Масленикова, которая открывается 9 сентября, как куратор проекта я вместе с детскими выставляю и свои работы. Хотя мне кажется, с моей стороны это весьма решительный шаг, потому что работы моих учеников уже достаточно хороши и интересны.