Связующая идея времени

Бествицкий, Ю. Связующая идея времени / Юрий Бествицкий // Рэспублiка. — 2011. — 7 красавiка. — С. 5.

Создан он на базе Могилевского Дома народного творчества, просуществовавшего до конца 70-х годов прошлого века. На­чальник отдела традиционного творчества центра Елена Рулева рассказывает, что возрож­дение народных промыслов и ремесел, характерных для реги­она, — связующая идея, кото­рую реализуют работники цент­ра на протяжении многих лет.

Под его крышей собрались не про­сто методисты, а в одном лице твор­ческие люди и прекрасные мастера — участники многих областных, рес­публиканских и международных выставок народного творчества. В од­ном из методических кабинетов центра — настоящая мастерская, в которой рождаются самобытные изделия в народном стиле. Здесь тканые скатерти и рушники, изделия из соломки и керамики. Молодой мастер-керамист Алексей Сапожков, по словам Елены Рулевой, поистине творческая натура: он сам придумывает ^ композиции керамических изделий и воплощает их в жизнь. Ткацкие станки, на которых рукодельничали еще наши прабабушки, были пода­рены центру во время фольклорных экспедиций. Эти станки, утвержда­ют работники центра народного творчества, как старинные книги, а к реликвиям следует относиться очень бережно. На них работает мастер Елена Савченко, владеющая многи­ми секретами традиционного бело­русского ткачества. Здесь также про­водит свои семинары Наталья Кононович, народный мастер Беларуси, преподаватель Белорусского педа­гогического университета имени Мак­сима Танка. Она также проводит мастер-классы по ткачеству для своих российских коллег. На семинар при­едут ткачихи из разных районов Могилевщины, привезут свои эксклю­зивные изделия, поделятся профессиональными секретами, обязатель­но почерпнут опыт других мастеров. Еще один самородок — мастер Наталья Доменикова, изготавливающая изделия из соломки, которыми вос­хищались посетители многих выста­вок. Когда-то Наталья Витольдовна работала на Могилевской фабрике художественных изделий, но фаб­ричный труд во многом обезличен­ный, а настоящий мастер — всегда индивидуум, личность. Сегодня мож­но смело утверждать, что она входит в десятку самых сильных народных мастеров Беларуси.

Кстати, надо отдать должное — наша страна при всех ее экономи­ческих проблемах находит возмож­ности поддерживать и сохранять истоки культурного наследия, иногда возрождая отдельные его ветви из небытия. Свидетельством тому — многочисленные фестивали народ­ного творчества — «Вянок дружбы» в Бобруйске, «Александрия збipae сяброў» на родине главы государства. На фестивальной выставке декора­тивно-прикладного искусства прини­мали участие мастера из всех угол­ков Могилевщины. Елена Рулева счи­тает, что данный фестиваль имеет все основания стать традиционным и получить статус республиканского мероприятия. Они также постоян­ные участники столичных выставок — «Колядные узоры» и «Весенний бу­кет», изделия народных мастеров Могилевщины были также представ­лены на специализированных вы­ставках, посвященных Дню независимости Беларуси.

Прочные творческие связи у Могилевского центра на­родного творчества сло­жились с московскими коллегами, в частно­сти, белорусы пред­ставляли свои работы на выставке «Русь мастеровая». В январе нынешнего года в центре про­изошло знаме­нательное собы­тие — во время встречи «Майстэрства ад душы» председатель Со­юза мастеров Бела­руси Евгений Сахуто вручил 25 умельцам края удостоверения чле­нов союза, а также дипломы участ­никам республиканской выставки «Колядные узоры». На этом же ме­роприятии народному мастеру по соломоплетению Наталье Доменико-вой было присвоено звание «Чело-век-2010 года». В 2011 году в центре народного творчества была органи­зована мастерская «Чароўны куфар», куда будут приезжать маститые мас­тера, и не только белорусские, и проводить мастер-классы. Ее основ­ная миссия — всемерно способство­вать возрождению и развитию самобытных ремесел, в частности, ткаче­ству, кружевовязанию, вышивке и ряду других. Сегодня в центре так поставлена работа, что мы курируем всю работу в районных отделах культуры. Мы же методический центр, и самое главное — содержание рабо­ты.

Светлана Бухель, начальник инфор­мационно-аналитического отдела Могилевского центра народного творчества, рассказывает, что они с коллегами координируют также ра­боту районных отделов культуры, содержание методической работы по возрождению и популяризации национальных народных промыслов. На Могилевщине сегодня функционирует свыше 4 тысяч клубных фор­мирований в таких направлениях, как декоративно-прикладное искусство, хореографические и фольклорные, театрально-драматические и другие коллективы. Наша задача — внедрять в эту сферу новые технологии и фор­мы работы, в частности, мы развива­ем издательскую деятельность на мультимедийных дисках. Затем рас­пространяем их через районные методические центры, проводим научно-практические конференции. Так был проведен методический се­минар по истории традиционных костюмов Могилевщины с участием мастеров из приграничных областей Российской Федерации. Клубные работники на селе — проводники всех идей областного центра народ­ного творчества. Они собирают пред­меты быта, записывают народные песни и танцы. Благодаря их усили­ям центр возродил старинные на­родные обряды «Коляды», «Купалле» и «Масленицу». «Время неумоли­мо, — говорит Светлана Бухель, — многое из нашего наследия безвоз­вратно уходит, разрушается помимо нашей воли, уплывает за границу. Поэтому задача работников центра — возродить и вернуть к жизни тра­диционную белорусскую культуру. В ней будущее любой страны. На ос­новании конвенции ЮНЕСКО о сохранении нематериального культур­ного наследия, к которой присоединилась Беларусь, мы уже выявили 6 таких объектов, имеющих знаковый смысл для истории и культуры Могилевщины».