Заботой окруженные, престижем окрыленные

Мищенко, Л. Заботой окруженные, престижем окрыленные : [беседа с Л. Мищенко, директором Могилевской государственной гимназии-колледжа искусств] / Л. Мищенко ; подготовил Эдуард Вержбицкий // Веснік Магілева. — 2010. — 17 декабря. — С. 5.

Это учебное заведение вносит достойный вклад в развитие всего белорусского культурного наследия. Широкую известность оно получило благодаря высокому качеству профессиональной подготовки учащихся, активному участию творческих коллективов в концертной жизни города, области и республики. Учиться здесь престижно. Как же удалось создать такую уникальность в областном городе? Об этом наше интервью с человеком, который стоял у истоков зарождения необычного учреждения образования — директором Могилёвской государственной гимназии-колледжа искусств, заслуженным деятелем культуры РБ Людмилой Мищенко.

— Людмила Алексеевна! Вашему учебному заведению в прошлом году исполнилось 90 лет. Всё началось с обычной студии духового оркестра. Пройдя длинный путь преобразований, оно превратилось в современный учебный комплекс, где талантливые дети, пройдя цикл обучения в гимназии, имеют возможность продолжить его в колледже и получить среднее специальное образование в сфере искусства. Когда возникла идея создания учреждения именно такого типа?

— Она возникла вместе с рождением нашего суверенного белорусского государства. Профессионально подготовить специалиста в области хореографии, музыки и хорового дирижирования нелегко. Ребёнку надо создать особые условия для занятий, где бы предусматривалось разумное сочетание общеобразовательных и специальных нагрузок. У нас была своя концепция, как это сделать. Но организовать подобное учреждение было не так просто. И только в середине девяностых годов, когда началась стабилизация белорусской государственности, появилась реальная воз­можность вписать нашу модель в законодательную базу страны. На каждом этапе становления учебного заведения приходилось решать разные проблемы. Теперь носим гордое название: гимназия-колледж искусств!

— Вы упомянули о проблемах. Какого они характера, и каким образом их удавалось преодолевать?

— В основном они специфические. Но мы были настойчивы, и нам всегда удавалось защитить свою позицию. Особо надо выделить проблему создания, укрепления и развития материально-технической базы. Без поддержки государства мы бы ничего не сделали. Чтобы выучить профессионального музыканта, нужны очень хорошие инструменты. Они исключительно дорогие. Надо отдать должное местным органам власти, которые всегда нас поддерживали. Благодаря этому мы теперь имеем возможность обучения детей на 21 музыкальном инструменте. На протяжении всех лет горисполком помогал решать вопросы ремонта, создания красоты и уюта в учебных корпу­сах, что является неотъемлемой частью формирования эстетического вкуса учащихся, их творческого восприятия окружающего мира. Большое значение для совершенствования профессионального мастерства имело наличие собственного транспорта: мы получили возможность организовать систематическую учёбу преподавателей в Белорусской государственной академии музыки города Минска. Это все — бюджетное финансирование.

— Государственная поддержка в деле серьёзной перестройки, конечно, очень важна. Но и коллектив должен был изменить свои подходы к организации учебного процесса.

Разумеется. Мы же не имели опыта работы на новом, более высоком уровне. Педагогическому коллективу пришлось, как говорится, на ходу набираться опыта. На поиск не было времени. Нам пришлось начинать работать по-новому с первого дня, как только получили новый статус. Удалось сохранить педагогический коллектив. Мы смогли удачно распределить свои силы. Кто-то остался работать в начальной школе, другие в среднем, старшем звене. Каждому нашлось применение. То есть взаи­моотношения в коллективе складывались параллельно тому процессу, который шел в период реорганизации. С первого педсовета поставили высокую планку требований к работникам, пересмотрели критерий оценки исполнительского уровня. Понимание того, что мы на правильном пути, вселяло определённую уверенность. Конечно, в первые годы нам приходилось возить учащихся на консультации к профессорам высокого уровня. Но впоследствии эта необходимость отпала. У нас достаточно квалифицированный преподавательский состав техники обучения решены.

И что же вы считаете главным итогом усиленной работы этих почти двух последних десятилетий?

На первое место я бы поставила подготовленность наших выпускников. Её подтверждает такой факт: 98-100 процентов их поступает в высшие учебные заведения. Они не только успешно сдают экзамены в Белорусскую академию музыки и Белорусский государственный университет культуры и искусства. Многие из них едут учиться в Москву, Санкт-Петербург, Смоленск и т.д. Подтверждает наш высокий уровень подготовки также участие в различных международных республиканских конкурсах и фестивалях. Результаты конкурсной деятельности убедительны: только за пять последних лет наград удостоены 230 учащихся! Большое количество ребят получило Гран-при различных конкурсов. Среди них — Елизавета Кейзерова (дважды), Михаил Волчков, Ольга Чиж, Артемий Якушев, Вале­рия Гусейнова, Наталья Хохрякова, Анастасия Лурикова. Грамотами и дипломами за высокое профессиональное мастерство награждены 106 преподавателей. Только перечисление названий международных конкурсов инструментальных исполнителей, где участвуют наши воспитанники, займёт несколько страниц. Возможность учиться в таком престижном заведении, как наша гимназия-колледж, окрыляет ребят и способствует творческому отношению в деле самосовершенствования. Отсюда такие успехи.

В нашей республике создан специальный фонд Президента РБ по поддержке талантливой молодёжи. Как вы ощущаете его влияние на развитие вашего учебного заведения?

Это очень эффективный инструмент поддержки таких учреждений образования, как наше. Я сама имела честь на протяжении многих лет быть членом совета этого фонда. И хорошо знаю, насколько благотворно он влияет на весь процесс музыкального образования и культурного воспитания подрастающего поколения. За последнюю пятилетку поощрениями фонда удостоены 84 наших учащихся. Гранд-премии получили Александр Папсуев, Константин Шумилин, Артемий Якушев, Вениамин Рыбаков, Денис Кремлев, и Анастасия Бурак. Стипендиатами стали 50 учащихся. Премии и звание дипломанта имеют 11 человек. Еще семнадцать получили ма­териальную помощь и поощрительную премию. На заботу государства мы отвечаем конкретно: ни одно культурное мероприятие в городе и области не обходится без нашего участия. Созданные на базе учебных классов творчес­кие коллективы, пять из которых являются образцовыми, выступают на всех сценических площадках. Мы выезжаем и за пределы страны. Вплоть до учас­тия в сольных концертах народных артистов России в государственном Кремлёвском дворце.

Постановка учебного процесса у вас достигла, можно сказать, совершенства. Так о чем вы ещё могли бы мечтать?

Все наши мечты связаны с достижением главной цели: подготовки профессионалов музыкального искусства и воспитания патриотов своего государства. Но мы уже, как говорится, вырастаем из коротких штанишек. Нам становятся тесны те помещения, которые выделены для занятий двадцать лет назад. Мечтаем, чтобы в центре города выросло прекрасное здание для нашей гимназии-колледжа. То содержание, которое мы наработали, можно достойно влить в прекрасную архитектурную форму, что стало бы духовным олицетворением города. Научились же у нас быстро строить прекрасные спортивные дворцы. Они нужны. Надеемся, что в новой пятилетке — очередь за возведением современных храмов культуры.