Творческие вершины Мирона Щудло

Хитрикова, Г. Творческие вершины Мирона Щудло / Галина Хитрикова // Трудовая слава. — 2009. — 12 июня. — С. 3.

ЕГО ЖИЗНЬ богата на кру­тые повороты, он им даже рад, утверждая, что ровная и спо­койная жизнь не способству­ет рождению неординарных идей. А без них творческим людям, наверное, никак не­льзя.

Родился и вырос Мирон Васильевич Щудло в Западной Украине. Окончил Львовское художественное училище, там же впервые участвовал в коллективных выставках начи­нающих художников: заявлял о себе как о пейзажисте. На­верно, на родной земле были бы и признание, и награды, но судьба его забросила в Бела­русь. Служил в Лиде, а после демобилизации переехал в Могилев. На самом большом в городе предприятии по про­изводству химических волокон и нитей нашлась работа для художника-оформителя. За­нимался чеканкой, резьбой по дереву, гобеленом — работы выставлялись даже в Москве. Случайно попав в гончарную мастерскую, на несколько лет «заболел» керамикой. Но как только о Мироне Щудло заговорили как об умельце в декоративно-при­кладном направ­лении, появилось новое хобби. Опять же, совсем случай­но. Однажды, на со­рок четвертом году жизни, оказавшись в кругу фотографов и устав от их разгово­рах о «фокусе, про­явителе и выдерж­ке», на спор заве­рил, что освоит это ремесло за короткое время. Скептики советовали бросить затею, оградить себя от ненужных расходов: фотогра­фия — увлечение не из дешевых. Но не в характере Мирона Щудло сдаваться без боя…

Первый фотоап­парат, старенький «Зенит», выменял за радио­приемник. Друг-фотограф Александр Литин предложил воспользоваться его лабора­торией, он же давал первые уроки основ фотомастерства. Процесс съемки и печати на­чинающего фотографа увлек сразу же, только вот желаемо­го результата не было: из 100 листов бумаги 99 шло в брак, из отснятых 7 пленок удава­лись 2-3 кадра. Советовался Мирон Щудло с мастерами светописи, наблюдал за их работой, перебрал горы спе­циальной литературы. Первые удачи отметили опять же дру­зья-фотографы, но не хватило главного — своего почерка. Художественное чутье подсказало: надо выйти за рамки традиционных подходов.

Однажды Мирон Василье­вич попробовал совместить фотографическое изобра­жение с живописью: готовую фотоработу дополнил не­сколькими «мазками» скребка, использованного в качестве карандаша. Получалось, что-то новое, необычное. Это вдохновило…

Но не всеми и не везде был понят та­кой революционный шаг. Европейские салоны не принима­ли подобные работы вообще, так как в большинстве сво­ем консервативно относились к фото­искусству: никаких дополнений извне. Надежда достичь признания угасала, не успев разгореть­ся.

Но в 1994 году как прорвало: награды посыпались «золо­тым» дождем. Пер­вую Мирон Щудло получил в Гонконге. Следом — награды высшей пробы Ас­социации фотоху­дожников Америки и Испании, Австралии и Японии, затем — Гран-при в Бельгии, кубок «За новаторс­тво» в Австралии, золотая медаль ФИАП во Франции, серебряная медаль ФИАП в Китае, бронзовая — за авто­рскую коллекцию в Испании. И это — кроме многочисленных дипломов.

В каталоге одного из самых престижных фотосалонов Австралии отмечено: «Мирон Щудло из Беларуси первым проложил мост между фо­тографией, графикой и жи­вописью…» Там, правда, не указано, что сделал он это без использования современных технологий, тогда как весь мир уже повсеместно «дорабаты­вал» фотографию при помощи специальных компьютерных программ.

Известность на родной зем­ле к Мирону Васильевичу, как это ни странно, пришла с Запада. В то время как там работы пользовались огром­ной популярностью, в Мо­гилеве только заговорили о персональной выставке, состоявшейся, кстати, через шесть месяцев после показа в городе Бардыеве (Словакия). Сегодня имя Мирона Щудло известно почти каждому ра­ботнику ОАО «Могилевхимволокно», хотя он по-прежнему остается исполнителем худо­жественно-оформительских работ: все наглядно-инфор­мационные стенды предпри­ятия — его труд.

За 15 творческих лет работы его выставлялись в фотоса­лонах 32 стран мира, в 25 из них снимки были награждены различными медалями и дип­ломами. Всего же более 70 работ фотохудожника, члена Белорусского общественного объединения «Фотоискус­ство», удостоены различных наград, 20 — имеют высшую пробу. Число выставок с учас­тием работ Мирона Щудло уже перевалило за пятую сотню.

В Могилеве Мирона Ва­сильевича знают еще и как прекрасного руководителя и организатора. Возглавил в середине 90-х годов про­шлого столетия «Студию 3 plus», созданную и работа­ющую при профкоме ОАО «Могилевхимолокно». В ее составе — как именитые, так и начинающие фотохудожники. Мирон Васильевич активно за­нялся организацией выставок студийцев в Могилеве и за ее пределами, наладил контакты с фотоклубами других госу­дарств, в том числе и стран СНГ. Международные пленэры, фестивали, фотофорумы дают возможность не только познакомиться с достижения­ми коллег по фотографическо­му цеху из различных уголков мира и продемонстрировать свой потенциал. Главный ре­зультат — коллективные вы­ставки, — настоящий подарок для могилевчан. Только в 200S году членами «Студии 3 plus» реализовано несколько про­ектов городского масштаба: выставки работ под названием «Ах, Одесса» (совместно с украинскими фотохудожни­ками), «Делайте любовь, а не войну…» (совместно с киши­невскими фотомастерами) «Свадебный переполох» (фо­тографы города Могилева) вернисаж молодых членов «Студии 3 plus», — и это кроме участия в республиканской выставке «Моя Беларусь».

Количество студийцев пос­тоянно растет, а в послед­ние годы все больше за счет молодого пополнения, для которого Мирон Васильевич и наставник, и главный судья. Советует и рекомендует ма­эстро осторожно, чтобы не «спугнуть» проявляющийся собственный почерк.

Сам же именитый фото­мастер по-прежнему в по­иске: новых форм, цветовых решений. В последнее время увлекся освоением современ­ных компьютерных программ по обработке фотографий, а значит то, что 15 лет назад художник делал подручными средствами, сегодня учится «дополнять» при помощи ком­пьютера. Немало находится скептиков, убежденных в том, что садиться за ПК в таком возрасте бесперспективно. Но те, кто знает Мирона Василь­евича лично, уверены, что он успешно осилит и эту верши­ну. Такой уж это человек: если взялся — результат будет!