Хитрикова, Г. Творческие вершины Мирона Щудло / Галина Хитрикова // Трудовая слава. — 2009. — 12 июня. — С. 3.
ЕГО ЖИЗНЬ богата на крутые повороты, он им даже рад, утверждая, что ровная и спокойная жизнь не способствует рождению неординарных идей. А без них творческим людям, наверное, никак нельзя.
Родился и вырос Мирон Васильевич Щудло в Западной Украине. Окончил Львовское художественное училище, там же впервые участвовал в коллективных выставках начинающих художников: заявлял о себе как о пейзажисте. Наверно, на родной земле были бы и признание, и награды, но судьба его забросила в Беларусь. Служил в Лиде, а после демобилизации переехал в Могилев. На самом большом в городе предприятии по производству химических волокон и нитей нашлась работа для художника-оформителя. Занимался чеканкой, резьбой по дереву, гобеленом — работы выставлялись даже в Москве. Случайно попав в гончарную мастерскую, на несколько лет «заболел» керамикой. Но как только о Мироне Щудло заговорили как об умельце в декоративно-прикладном направлении, появилось новое хобби. Опять же, совсем случайно. Однажды, на сорок четвертом году жизни, оказавшись в кругу фотографов и устав от их разговорах о «фокусе, проявителе и выдержке», на спор заверил, что освоит это ремесло за короткое время. Скептики советовали бросить затею, оградить себя от ненужных расходов: фотография — увлечение не из дешевых. Но не в характере Мирона Щудло сдаваться без боя…
Первый фотоаппарат, старенький «Зенит», выменял за радиоприемник. Друг-фотограф Александр Литин предложил воспользоваться его лабораторией, он же давал первые уроки основ фотомастерства. Процесс съемки и печати начинающего фотографа увлек сразу же, только вот желаемого результата не было: из 100 листов бумаги 99 шло в брак, из отснятых 7 пленок удавались 2-3 кадра. Советовался Мирон Щудло с мастерами светописи, наблюдал за их работой, перебрал горы специальной литературы. Первые удачи отметили опять же друзья-фотографы, но не хватило главного — своего почерка. Художественное чутье подсказало: надо выйти за рамки традиционных подходов.
Однажды Мирон Васильевич попробовал совместить фотографическое изображение с живописью: готовую фотоработу дополнил несколькими «мазками» скребка, использованного в качестве карандаша. Получалось, что-то новое, необычное. Это вдохновило…
Но не всеми и не везде был понят такой революционный шаг. Европейские салоны не принимали подобные работы вообще, так как в большинстве своем консервативно относились к фотоискусству: никаких дополнений извне. Надежда достичь признания угасала, не успев разгореться.
Но в 1994 году как прорвало: награды посыпались «золотым» дождем. Первую Мирон Щудло получил в Гонконге. Следом — награды высшей пробы Ассоциации фотохудожников Америки и Испании, Австралии и Японии, затем — Гран-при в Бельгии, кубок «За новаторство» в Австралии, золотая медаль ФИАП во Франции, серебряная медаль ФИАП в Китае, бронзовая — за авторскую коллекцию в Испании. И это — кроме многочисленных дипломов.
В каталоге одного из самых престижных фотосалонов Австралии отмечено: «Мирон Щудло из Беларуси первым проложил мост между фотографией, графикой и живописью…» Там, правда, не указано, что сделал он это без использования современных технологий, тогда как весь мир уже повсеместно «дорабатывал» фотографию при помощи специальных компьютерных программ.
Известность на родной земле к Мирону Васильевичу, как это ни странно, пришла с Запада. В то время как там работы пользовались огромной популярностью, в Могилеве только заговорили о персональной выставке, состоявшейся, кстати, через шесть месяцев после показа в городе Бардыеве (Словакия). Сегодня имя Мирона Щудло известно почти каждому работнику ОАО «Могилевхимволокно», хотя он по-прежнему остается исполнителем художественно-оформительских работ: все наглядно-информационные стенды предприятия — его труд.
За 15 творческих лет работы его выставлялись в фотосалонах 32 стран мира, в 25 из них снимки были награждены различными медалями и дипломами. Всего же более 70 работ фотохудожника, члена Белорусского общественного объединения «Фотоискусство», удостоены различных наград, 20 — имеют высшую пробу. Число выставок с участием работ Мирона Щудло уже перевалило за пятую сотню.
В Могилеве Мирона Васильевича знают еще и как прекрасного руководителя и организатора. Возглавил в середине 90-х годов прошлого столетия «Студию 3 plus», созданную и работающую при профкоме ОАО «Могилевхимолокно». В ее составе — как именитые, так и начинающие фотохудожники. Мирон Васильевич активно занялся организацией выставок студийцев в Могилеве и за ее пределами, наладил контакты с фотоклубами других государств, в том числе и стран СНГ. Международные пленэры, фестивали, фотофорумы дают возможность не только познакомиться с достижениями коллег по фотографическому цеху из различных уголков мира и продемонстрировать свой потенциал. Главный результат — коллективные выставки, — настоящий подарок для могилевчан. Только в 200S году членами «Студии 3 plus» реализовано несколько проектов городского масштаба: выставки работ под названием «Ах, Одесса» (совместно с украинскими фотохудожниками), «Делайте любовь, а не войну…» (совместно с кишиневскими фотомастерами) «Свадебный переполох» (фотографы города Могилева) вернисаж молодых членов «Студии 3 plus», — и это кроме участия в республиканской выставке «Моя Беларусь».
Количество студийцев постоянно растет, а в последние годы все больше за счет молодого пополнения, для которого Мирон Васильевич и наставник, и главный судья. Советует и рекомендует маэстро осторожно, чтобы не «спугнуть» проявляющийся собственный почерк.
Сам же именитый фотомастер по-прежнему в поиске: новых форм, цветовых решений. В последнее время увлекся освоением современных компьютерных программ по обработке фотографий, а значит то, что 15 лет назад художник делал подручными средствами, сегодня учится «дополнять» при помощи компьютера. Немало находится скептиков, убежденных в том, что садиться за ПК в таком возрасте бесперспективно. Но те, кто знает Мирона Васильевича лично, уверены, что он успешно осилит и эту вершину. Такой уж это человек: если взялся — результат будет!