Все начинается с любви

Соколовская , В. Все начинается с любви / Валентина Соколовская // Магілёўскія ведамасці. — 2007. — 30 чэрвеня. — С. 8.

Красота родного города, славная его биография создаются горячими сердцами и нелегким трудом многих его жителей. Могилевская государственная гимназия-колледж искусств — трудовой коллектив, которым по праву гордится наш Приднепровский край. Педагоги этого учебного заведения воспитали сотни лауреатов престижнейших конкурсов и фестивалей. 93 его учащихся удостоены стипендий, дипломов, лауреатских званий Специального фонда Президента республики по поддержке талантливой молодежи. Его выпускники —гордость авторитетнейших музыкальных коллективов. Так, Маймуна Дико — первая скрипка Президентского оркестра, Елена Полякова — первая скрипка камерного оркестра города Минска, Павел Кундянок — солист оркестра Мариинского театра (Санкт-Петербург).

Стало традицией, что все наиболее ответственные в Могилеве и области мероприятия проходят с участием оркестров и других творческих коллективов этого учебного заведения. Не исключение и нынешний праздник города, на котором образцовый духовой оркестр гимназии-колледжа искусств открывает шествие в честь 740-летия Могилева. Порадуют могилевчан и гостей города выступления образцовых хореографических ансамблей «Веснушки» и «Весна», эстрадной студии, индивидуальных исполнителей: певцов и музыкантов.

Принято решение облисполкома о занесении УО «Могилевская государственная гимназия-колледж искусств» в числе лучших трудовых коллективов Моги-левщины на Доску почета области, торжественное открытие которой сегодня.

В канун праздника мы попросили талантливого руководителя этого учреждения образования, заслуженного деятеля культуры республики Людмилу Алексеевну МИЩЕНКО рассказать о своем замечательном коллективе и о том, как удается добиваться столь значительных достижений.

— Впрочем, Людмила Алексеевна, похоже, ключ к успеху уже рассекретили ваши ученики. На выпускном вечере в гимназии-колледже довелось услышать такие адресованные Вам строки:

«У Вас все начинается с любви:
К ребенку, к музыке и к делу,

                                 право слово.
Вы подрастили нас, других

                                возьмете снова.
У Вас все начинается с любви!».

— Что скажете на это?

— Меня (смущается) до глубины души тронули теплые слова ребят — награда, которой, думаю, был бы счастлив любой учитель. И я рада, что учащиеся за моей требовательностью все же чувствуют истинное к ним отношение. И конечно же, мое, если хотите, кредо, действительно, в том, что в педагогической работе без любви к детям нельзя достичь весомых результатов. Особенно в нашей специфике, где ребенок должен раскрыться как творческая личность. И если кого-то из педагогов постигает профессиональная неудача, не складываются отношения с учеником — мы всегда этот вопрос обсуждаем на педсоветах. Говорю коллегам о том, что надо искать причину прежде всего в себе. Потому что взрослый, подготовленный человек, педагог по профессии и призванию, может выстроить оптимальное отношение с учащимся, может почувствовать ту грань, когда нужно самому немножко уйти в тень и дать возможность ученику проявить себя, а когда, может быть, следует немножко «нажать», заставить ученика поступиться этим своим «я» и выполнить требования педагога. Но всегда ребенок (и большой, и маленький) должен знать, что мы его любим. Очень важно, чтобы отношения между ним, учителем и родителями были душевными, комфортными в морально-психологическом плане.

— С Вашим именем связывают рождение в Могилеве музыкально-образовательного учреждения нового типа, создание высокоэффективной системы подготовки музыкантов и хореографов. Как начиналась эта работа?

— Когда мне предложили возглавить Могилевскую музыкальную школу N1 им.Римского-Корсакова, я согласилась не сразу. Школа — со сложившимися музыкантскими традициями и на хорошем счету в профессиональном отношении, но сложными, мягко говоря, были взаимоотношения в педагогическом коллективе. А жизнь накануне перестройки обновлялась во всех сферах, и становилось все очевиднее, что нам, педагогам-музыкантам, надо ставить себе более высокие задачи и к решению их идти по новой дороге слаженным коллективом. За спиной у меня был к тому времени определенный опыт педагогической работы в Алма-Ате, завуча — в Могилевской музыкальной школе N3. И я отчетливо понимала, как все это будет непросто.

Я бесконечно благодарна и сегодня многим прекрасным педагогам музыкальной школы N1, которые тогда тепло приняли меня и постоянно поддерживали в новаторской деятельности. Это Берта Вениаминовна Геллер, Галина Николаевна Королева, Тамара Викторовна Деменкова, Людмила Георгиевна Иванюшина, Жанна Григорьевна Руденко, Василий Васильевич Гарбузов.

В 1991 году удалось преобразовать нашу школу в лицей музыки. Вместе с Натальей Петровной Авдеевой (теперь она депутат Национального собрания, а тогда заведовала отделом культуры Могилевского горисполкома) создавали первый устав этого учебного заведения. Изменялась программа, совершенствовалась система обучения. Вскоре мы стали лицеем музыки и хореографии. А с 1998 года работаем как гимназия-колледж — рациональнейшее, на мой взгляд, учебное заведение, которое обеспечивает интеграцию общего средне го и среднего специального образования. Из трех его составляющих начальная школа дает учащимся основы музыкального исполнительства. Процентов 60 этих учеников затем переходят в гимназию, где в основном упор делается на профподготовку и где в обязательном порядке преподаются также общеобразовательные предметы по программе базовой школы. Кстати, заметьте — это нам хорошо удается. При аккредитации учебного заведения гимназии-колледжу даны были очень высокие оценки и по общеобразовательным дисциплинам, и по профпредметам, и по организации учебно-воспитательного процесса.

Получив базовое образование, учащиеся поступают на первый курс нашего колледжа.

— Какое профессиональное музыкальное образование можно получить в этом учебном заведении?

— Наши учащиеся обучаются игре на всех существующих в Беларуси музыкальных инструментах (порядка 18), постигают хоровое дирижирование. Отделения по вокалу нет, но ребята имеют возможность развивать голосовые данные. Было бы желание. Например, Петр Елфимов — наш воспитанник. В этом году две наши девочки поступили на вокальное отделение Белорусской государственной академии музыки. Да и каждый год есть подобные примеры. Очень востребовано хореографическое отделение.

— Насколько я знаю, вы не только педагог-музыкант, но и мастер спорта по художественной гимнастике. Наверное, любовь к грации, к красоте движений сыграла определенную роль в том, что вы решились открыть в лицее отделение хореографии?

 

— Это действительно так. Однако, открывая его, я, скажу честно, не предполагала, сколь популярным оно со временем станет. Просто восхитительно, когда выступления вокалистов или ансамблей сопровождаются хореографией. Наши образцовые танцевальные коллективы «Веснушки» и «Весна» все-гда очаровывают зрителей. И хоть официально считается, что мы специализируемся на народном танце, однако много лет я посвятила тому, чтобы в Могилеве появилась и классическая хореография. Мы уже поставили детей на пуанты, и надеюсь, что в скором времени выведем на большую сцену постановку, которая будет приближена к балету. Это уже наиболее высокие профессиональные достижения. Но мы и народный танец не забываем.

— Как складываются судьбы ваших выпускников, где они в основном работают?

— Как правило, поступают в высшие учебные заведения: Белгосуниверситет культуры и искусства в Минске, Белорусская государственная академия музыки, педуниверситет им.М.Танка, Мо-гилевский госуниверситет им.А.А.Кулешова и ряд других престижных вузов. А закончив их, работают в самых разных творческих коллективах. Например, оркестрах: Президентском, Театра оперы и балета, народных инструментов имени Жиновича, в столичном камерном; в консерватории. Преподают в средних специальных учебных заведениях. Востребованы и те редкие наши выпускники, которые после колледжа не пошли в вуз. Чаще всего они работают в музыкальных школах.

— Можете назвать наиболее маститых педагогов, подготовивших ярких, добившихся высоких достижений учеников?

— Невозможно даже перечислить всех наших талантливых преподавателей. Только в гимназии-колледже 126 учителей. Кроме этого преподают у нас и более 60 совместителей. Наших ребят консультируют также профессора Белорусской государственной академии музыки. И очень многие из этих педагогов причастны к тому, что 345 учащихся гимназии-колледжа искусств стали лауреатами международных, республиканских, областных, городских конкурсов и фестивалей, что многие наши творческие коллективы удостоены почетного звания образцовых. Скажу лишь о наиболее ярких победах прошлого учебного года. Это первая премия 11-классникаАлександра Папсуева (преподаватель Иван Иванович Кундянок) на проходившем во Львове IV Международном конкурсе молодых исполнителей на деревянных духовых инструментах; Гран-при учащегося 2-го класса Бориса Чмеля (преподаватель Людмила Владимировна Тихонова) на VII Международном детском конкурсе «Музыка надежды» в Гомеле. Первых премий удостоены образцовый хореографический ансамбль «Веснушки» (руководитель Ирина Ивановна Смирнова) и солистка эстрадной студии Татьяна Комарова (руководитель Елена Анатольевна Левченко) на проходившем в Минске Фестивале стран СНГ и Балтии. Скрипачка Настя Бурак (преподаватель Нина Пантелеймоновна Ефимова) удостоена 1-й премии на Международном фестивале «Золотая пчелка».

За заслуги в развитии музыкального образования и воспитания учебное заведение неоднократно награждалось грамотами местных и республиканских органов власти, среди которых Почетная грамота Совета министров республики, приветственный адрес от имени Президента Республики Беларусь. Много раз коллектив становился победителем городского конкурса в номинации «Образование».

И сегодня, пользуясь возможностью, я рада сказать от имени всего коллектива гимназии-колледжа искусств: «Наши достижения — это подарок родному Могилеву к знаменательной дате!».

— И подарок достойнейший, Людмила Алексеевна! Крепкого Вам здоровья, благополучия и дальнейших успехов на ниве воспитания прекрасного!