Время, объединение и мы

Хитрикова, Г. Время, объединение и мы : [первый юбилей ансамбля «Адель», или все началось с вальса А. Хачатуряна] / Галина Хитрикова // Трудовая слава. — 2005. — № 16. — С. 3.

Ансамбль «Адель» Дворца культуры и техники ОАО «Мо­гилевхимволокно» постоянный участник концертных про­грамм городских мероприятий, победитель конкурсов народного творчества и хореографического искусства. В том числе обладатель Диплома второй степени смот­ра-конкурса народного творчества «Зямля пад белымі крыламі», посвященного 730-летию Могилева, Диплома второй степени городского тура фестиваля народного творчества «Беларусь — мая песня». В арсенале коллек­тива Диплом второй степени фестиваля бальных и эст­радных танцев стран СНГ и Балтии, Диплом первой сте­пени открытого турнира по современой хореографии «Данс-экспресс», Диплом первой степени управления культуры Могилевского горисполкома, Диплом за зре-лищность и оригинальность композиции в номинации «Современный эстрадный танец» открытого фестиваля хореографического искусства «Рождественские встре­чи», Диплом этого же фестиваля за лучшую технику ис­полнения и т.д. и т.д.

Вот уже десять лет ни один концерт с участием коллетивов ДК и Т ОАО «Могилевхимволкно» не обходится без ярких, зажигательных, мело­дичных, озорных, оригиналь­ных и зрелищных композиций хореографического ансамбля «Адель». За эти годы детский коллектив сделал себе имя, у него появились свои поклон­ники. Благодаря победам на фестивалях и конкурсах его знают за пределами нашего города. Стать членом этого коллектива несложно — дос­таточно желания, но чтобы стать солистом его, потребуются годы напряженного тру­да до седьмого пота. И это несмотря на то, что коллектив самодеятельный. Но сегодня уровень техники исполнения настолько высоко поднят, что для победы даже в городском конкурсе или фестивале не­обходима подготовка почти на уровне профи.

Все десять лет руководит коллективом Ирина Михай­ловна Кузнецова. Когда-то, более двадцати пяти лет тому, она, будучи еще подро­стком, пришла в только от­крывшийся Дворец культуры химиков, в танцевальный кру­жок. Ее учителями были В.И. Зайцев и В.И. Гвищ — пропа­гандисты и родоначальники движения бальных танцев на Могилевщине. Пластичная, энергичная, с прекрасным чувством ритма девочка сра­зу же обратила на себя вни­мание. Спустя несколько лет она уже не представляла себя без танцев.

Сдав выпускные школьные экзамены, не раздумывая, подала документы в училище культуры Могилева. Решение посвятить себя хореографии поддержали и родители. Во время учебы связи со свои­ми педагогами не теряла. После окончания училища, по их рекомендации, пришла работать во Дворец культуры. Молодой специалист сразу же организовала студию бальных танцев из нескольких возрастных групп, общей чис-ленностью более восьмиде­сяти человек. На работу не­слась, как на крыльях, нрави­лось в ней все: разучивать хо­реографические постановки, придумывать новые компози­ции. С удовольствием вози­лась с детьми, была их под­ругой и учителем одновре­менно.

На первом этапе в работе серьезно помогал В.П. Старовойтов: поддерживал в труд-; ные минуты, подсказывал, по­учал, советовал, утешая, не­пременно повторял: «Все у тебя получится, ты суме­ешь…». Это придавало уве­ренности в собственных си­лах.

Мечтала об институте, го­товилась к поступлению, но муж не разделил страстного желания повышать квалифи­кацию. И вообще занятие танцами считал не серьезным делом, надеялся, что это странное увлечение скоро пройдет и будет его жена та­кой же, как тысячи других — с графиком работы с восьми до пяти, а в выходные дни и праз­дники — обязательно дома.

На продолжении учебы не стала настаивать, но чтобы уйти с любимой работы — об этом и речи быть не могло. Это она с виду маленькая, хрупкая, беззащитная, а внут­ри — кремень, если решила что-то окончательно, переубе­дить ее невозможно.

После пяти лет работы с детьми, коллеги убедили Ирину Михайловну в необхо­димости заявить о себе и о своих подопечных, как о кол­лективе. Особенно настаива­ла на этом Ольга Анатольевна Лучко — один из талантливей­ших хореографов ДК. Она предложила свою помощь в подготовке первого концерт­ного номера — это был вальс под музыку А.Хачатуряна. Ирина Михайловна и сегодня с благодарностью и призна­тельностью вспоминает на­ставления Ольги Анатольев­ны.

Чарующая музыка и обво­рожительные пары в элеган­тных костюмах сразу же по­корили зрителя. С этим танцем коллектив отправили на городской фестиваль са­модеятельного творчества, где он был удостоен Диплома второй степени.

Несколько лет ансамбль просуществовал без названия — предложения не имели единогласного одобрения. Однажды ребят пригласили на семинар по хореографии в Минск. При оформлении бумаг требовалось указать название коллектива. На раз­думывания и обсуждения времени не было. Тогда ре­шили выбрать что-нибудь простенькое, а по возвраще­нии серьезно заняться этим вопросом. Из ряда предло­женных вариантов останови­лись на броском, запомина­ющемся, звучном и в то же время нежном, ласковом -«Адель». А когда собрались для выбора нового названия, дети хором заявили, что ни­чего менять не надо, им и их родным имеющееся назва­ние по душе.

Сегодня в ансамбле боль­ше шестидесяти мальчиков и девочек. Свою специфику коллектив значительно рас­ширил. В его репертуаре ком­позиции бальных, спортив­ных и даже народных направ­лений. Каждый новый номер — это синтез классических стилей с элементами совре­менных течений. Работать в таком русле заставляет вре­мя и уровень современного хореографического творче­ства. Сегодня, чтобы заявить о себе или завоевать призо­вое место на танцевальном фестивале, мало уметь танце­вать. И членов жюри и зрите­ля необходимо покорить, за­ворожить, очаровать. Сде­лать это при имеющемся ко­личестве претендентов ох, как непросто. Для долгожданно­го успеха значение имеет многое: необычность номера, техника исполнения, музы­кальное сопровождение, кос­тюмы. Каждый из перечис­ленных элементов требует не­малых финансовых затрат. А так как участие в фестивалях и конкурсах — желание, в пер­вую очередь, коллектива и никакой статьей не предусмотрены расходы на эти рассчитывать приход только на свои силы. Bсе десять лет разрабатывает концертные номера Ирина Михайловна самостоятельно. Правда, последние несколько лет есть у нее два незаменимых помощника — это дочь и сын, разделившие мамино увлечение хореографией. Злата и Сергей ходить и танцевать научились одноременно, выросли в peпетиционном классе ДК химиков. Сегодня они студенты училища культуры, Сергей руководит детской хореографической студией. Ирина Михайловна для них и мама, и наставник, и коллега. В их семейных вечерних обсуждениях рабочего дня — обмен впечатлениями, разработка новых композиций, обсуждение новых течений в хореографии и возможность их применения в номерах коллективов. Три специалиста спорят, предлагают, отстаивают, доказывают — так рождаются танцевальные композиции, способные удивлять и зрителя, и специалиста-коллегу.

Общими усилиями создаются и концертные костюмы. Ирина Михайловна разрабатывает модели, родителе покупают ткань, а затем все вместе садятся за шитье.

Без содействия и помощи добиться тех результатов, которые имеет ансамбль сегодня, вряд ли было бы возможно. Благодаря поддержке родителей ансамбль имеет возможность откликаться на предложения посещать в республике и за ее пределами различные хореографические фестивали и конкурсы без соревнований и побед, считает И.М. Кузнецова, работа в любом коллективе приходит в определенный момент к тупиковой черте. Состязания стимулируют рост, мобилизуют коллектив, постоянно поднимают планку, которую непременно нужно покорить.

А чтобы покорить и победить не менее важно этих разных по характеру и убеждениям мальчишек и девчонок объединить в сплоченный, спаянный единой целью кол­лектив. Все десять лет Ирина Михайловна старалась, что­бы все, кто пришел в ан­самбль, чувствовали себя, как дома. Детям должно быть комфортно, любопытно и ве­село, иначе их никакими пря­никами не заманишь. Нерав­нодушие чувствуют пришед­шие сюда подростки и стано­вятся членами этой большой семьи на долгие годы. «Они у меня труженики, — рассказы­вает о воспитанниках Ирина Михайловна, — умеют доби­ваться поставленной цели, в хореографии только такие и достигают успеха. Занятия танцами нисколько не меша­ют основной учебе, напротив, воспитывают трудолюбие, упорство. Самое главное -нам вместе интересно, мы с удовольствием встречаемся здесь, в ДК, часто они приез­жают ко мне домой. Каждый из них — маленькая планета со своими особенностями, об­щение с каждым доставляет невероятное удовольствие. Я уже не представляю свою жизнь без этих любознатель­ных, постоянно ждущих чего-то нового, непосед. Последние два года мы и отдыхать ез­дим вместе. Это еще больше нас сближает и объединяет».

Безусловно, такому дружно­му коллективу многое по пле­чу, в том числе и организа­ция собственного фестиваля современного танца. Идея его создания витала в умах дав­но. Для реализации замысла не доставало человека, кото­рый взял бы все проблемы по организации в свои руки. Этим человеком стала Ирина Михайловна Кузнецова. Сей­час идет подготовка к четвер­тому по счету фестивалю. От­крытый турнир хореографии «Данс-экспресс» набирает силу, число его участников из года в год увеличивается, по­пулярность возрастает. На него съезжаются самодея­тельные коллективы Могиле­ва, белорусских городов, стран СНГ и Балтии. Ан­самбль «Адель» с особой от­ветственностью готовится к этому фестивалю. Как хозя­ин, он просто обязан быть в числе лучших. Успехов коллек­тиву ансамбля «Адель» хочет­ся пожелать и в связи с деся­тилетием творческой дея­тельности. Здоровья, удачи, дальнейших побед и возмож­ности реализовать все твор­ческие замыслы, переполнен­ных зрительных залов и все­народного признания!