Якубовский, В. Университеты Галкина : [беседа с артистом Могилевского облдрамтеатра Вячеславом Галкиным. Окончание. Начало в №№ 41-43.] / Владимир Якубовский // Магілёўскія ведамасці. — 2005. — 24 марта. — С. 5.
— Есть ли в театре проблема белорусского языка?
— Знаете, что я вам скажу именно как русский артист? Если эта проблема и есть, то она не проблема взаимоотношения актера и зрителя! Потому что театр — это прежде всего игровой жанр искусства, а не разговорный жанр эстрады. И если сыграно талантливо, убедительно, то зритель поймет и на английском, и на грузинском, тем более на белорусском языке. Так что это можетбыть лишь проблемой конкретного режиссера и конкретного актера.
— Изменился ли театральный зритель за последние годы? И в чем именно?
— Изменился и продолжает меняться. Он теперь более театральный, что ли. Одним словом, наш! Случайного зрителя, так сказать, «широкого профиля», ориентированного на шоу, развлечения, где-то на полпути к театру перехватывают телевидение, видеосалоны, дискотеки, кино… В театр все чаще приходят люди, более взыскательные к своему досугу, нацеленные на глубокий духовный контакт. Это, конечно, хорошо.
Но, с другой стороны, накладывает дополнительную ответственность. Не скажу, что всегда театр к этому готов. Порой пытаемся все еще соперничать с виртуальными жанрами масс-культуры. Пытаемся играть «на их поле», где заведомо выиграть невозможно. А тем временем упускаем своего собственного зрителя…
— Разве тот, кто однажды полюбил театр, может ему изменить?
— Он-то вряд ли изменит. Но может отвернуться от театра, который сам себя не понимает, сам себе изменяет.
Еще вот о чем хочу сказать. У старых режиссеров очень много значил «застольный» период. Когда режиссер с актерами за столом разбирали пьесу, пытались понять замысел автора и роль каждого для его воплощения. Чтобы каждый «солдат знал свой маневр». У Плавинского это было сильнее всего развито.
А сейчас залезают сразу на сцену и «методом тыка»… Куда кривая выведет. Потому спектакли долго и не живут.
К тому же есть зритель готовый, а есть потенциальный. Не возделанный театром, не подозревающий о возможности именно в нем находить ответы на сложные вопросы жизни. Тут надо прямо сказать: хоть и были в истории моги-левского драмтеатра и Комиссаржевская, и Собинов пел, другие выдающиеся люди (вспомните хотя бы наших знаменитых «стариков»: Гальперину, Родионова, Гусева, Бульчика), а настоящей театральной традиции почему-то не сформировалось. Наверно, свою роль сыграло и недавнее более чем 10-летнее «бомжевание», когда у коллектива фактически не было своей крыши. Многое приходится наверстывать, и одних только усилий со стороны театра недостаточно.
— Как вы чувствуете, кто у кого больше в долгу: город у театра или театр у города?
— Не знаю, можно ли вообще так ставить вопрос? Кажется мне, что все еще хуже — и тот, и другой в долгу прежде всего у самих себя…
Ну вот такой вопрос: вы помните, каким был Могилев 4-5 лет назад? И как неузнаваемо изменился сейчас. А ведь мог и оставаться прежним, о чем сейчас и подумать страшно. И кто бы был перед ним в этом виноват? Наверно, и город не стал бы беднее, и люди в нем были бы те же. Но жить в нем мне бы уже не хотелось.
Тоже и с театром. Это не хлеба кусок, прожить можно и без него. Совсем другое дело, если ставить перед собой самые высокие социальные и культурные цели, стремиться к европейскому уровню. Городу с заштатным театром, вся слава которого в прошлом, такие , задачи не по плечу.
— Вячеслав Александрович! Вам, как Василию Ивановичу, «академиев кончать» не пришлось. Как чувствуете себя среди выпускников театральных училищ, факультетов?
— Если откровенно, то, конечно, завидую. Все-таки целевая подготовка, по системе намного лучше, эффективнее. Мне нужно время, чтобы в роли сориентироваться. Пока я в своих «файлах» в голове разберусь, у них уже все готово — действуют «на автомате». Приходится постоянно заниматься самоподготовкой.
Но такова раньше была судьба многих артистов. Например, Кирилл Лавров пришел в театр Товстоногова тоже без подготовки. Мастерство наживал на сцене.
Теперь времена другие. Школа, теоретические знания — большое дело! Интуиция — хорошо, а знания — лучше. Но одними учебниками сыт не будешь. Опыт нужен, практика.
Мне в свое время много сил пришлось потратить на изучение Станиславского. Почти всего проштудировал, 6 или 7 томов, но с трудом постигал его идеи, в голове — каша…
— А вы знаете, сам знаменитый Питер Брук здесь вам бы поаплодировал. Он считал «омерзительной вещью», когда режиссер на сцене начинает реализовывать свои идеи. И Станиславский, по его мнению, был одним из виновников засилья «идейного театра»…
— Ну, Бруку виднее. Я бы так категорично не утверждал. Но с системой Станиславского у меня были проблемы. А потом попалась в руки книга Самуэля Михоэлса о логике поведения персонажа на сцене, обобщавшая практику его работы. И она мне открыла глаза на то, что делал раньше и что нужно делать.
— И все же, что, на ваш взгляд, для артиста главное: добротная профессиональная подготовка, наличие хорошего наставника, который руководит профессиональным ростом, или способность артиста самому учиться у жизни?
— Важно все, и отсутствие какой-то из этих составляющих существенно осложняет судьбу артиста. Но последнее качество обязательно, без этого мастером не стать.
Помню, в молодости мне не раз довелось спорить с Плавинским, одним из своих учителей. «Кому хотел бы подражать?» — спрашивает. «Никому!» — отвечаю. А он мне: «А для меня образец — Лобанов…». Теперь, спустя десятилетия, я уже понимаю, что во многом он был прав. Образец, пример для подражания артисту нужен. Не нужно только на этом останавливаться, а идти дальше.
— Вячеслав Александрович! Вопрос, видимо, не очень приятный, так что можете не отвечать. Вы за 40 с лишним лет на сцене сыграли во множестве спектаклей десятки ролей, в том числе главных. Некоторые из них стали выдающимся явлением театральной жизни, «виновники» которых, как правило, получают почетные звания. Как относитесь к тому, что эти звания обошли вас стороной?
— Если бы ответил, что для меня это безразлично, я бы слукавил перед читателями газеты. Конечно, для артиста очень важна оценка его работы, а звания, титулы — это тоже знак признания.
Но, хочу подчеркнуть, не единственный. Из всех существующих — в наименьшей степени зависящий от самого артиста. Есть какие-то чиновничьи критерии, разнарядки, условия… Чтобы попасть в их перекрестье, недостаточно только творческих заслуг артиста.
В конце концов, вопрос ваш имеет и обратную направленность — в адрес руководителей ведомства культуры: а как это получилось, что у вас в театре главные роли много лет и успешно играют артисты, не имеющие почетных званий?
И все же титулы, думаю, не главное. Есть ведь у нас свои, чисто профессиональные знаки. «Ведущий мастер сцены» — это для артиста многое значит, как и неформальное признание коллег.
Тут знаете, что еще помогает спокойно ко всему относиться? Дело в том, что титулы артисты получают за прошлые, порой давние, заслуги. А живут, дышат они сегодняшней ролью, спектаклем, возможностью творчества, которую он дает. Этот поиск — сам по себе награда.
А вот когда он кончается, играть, творить уже не хочется, тогда остается жить прошлыми заслугами. И тут, наверно, без званий, формальных знаков действительно тяжело.
— Тогда последний вопрос: что бы вам еще хотелось «сотворить»? Какие роли, о которых мечталось, пока не сыграны?
— Есть такие. Всегда хотел сыграть Тевье-Молочника по Шолом-Алейхему. Видел его в исполнении разных мастеров, но, думаю, мог бы сказать свое слово в прочтении этой роли. Есть и другая «вершина», которую всегда мечтал покорить, — король Лир из одноименной трагедии Шекспира. В нем, кажется, сосредоточено все, что я постиг в жизни и могу показать другим.
— Надеюсь, ваши желания еще исполнятся. Спасибо за беседу!