Писняк, Г. Опираясь на национальные истоки и традиции / Геннадиц Писняк // Магілёўскія ведамасці. — 2003. — 9 декабря. — С. 5.
Яркая и разнообразная фестивальная панорама нынешней осени и в самом деле во многом примечательна. Прежде всего чрезвычайной насыщенностью, новизной впечатлений. В привычном для многих калейдоскопе «звездных» имен и коллективов все более заметен отход от стереотипов традиционных представлений о значении и сущности фестивального движения.
Отстаиваемые областной филармонией новации видятся в их естественном, гармоничном соответствии, выражении насущных потребностей времени. Где музыкальное искусство — не «фон сопровождения» развлечений либо — что греха таить — супердорогостоящее «фанерное представление». Фестивальные программы становятся органичной художественно-воспитательной составляющей серьезной, планомерной работы по всему «культурному фронту» в опоре на национальные истоки и традиции.
Пример тому — юбилейная «Белорусская музыкальная осень-2003», в нынешнем году достойно отмечающая собственное 30-летие и 70-летие Белорусского союза композиторов.
В очередной раз от души порадовал открывавший фестиваль филармонический оркестр Леонида Иванова, за неделю до этого сопровождавший, без преувеличения, легендарное творение «Золотого шлягера» — «Романсиаду» с бесподобным Зурабом Со-ткилавой, неувядаемым Робертино Лоретти и вровень с ними нашей Еленой Материнко. Оркестр заслуженно завоевал право аккомпанировать финалистам «Романсиады» в Колонном зале Дома Союзов в Москве. «Виртуозы Могилева» в сольном двухчасовом концерте представили избранные страницы творчества современных белорусских композиторов. Причем не только столичных, но и могилевских.
Зал искренне и тепло встречал «Хоральные прелюдии» и «Симфонические танцы» Владимира Браиловского, могилевскую премьеру «Мирского замка», впервые исполненную в Мстиславле в его стенах, и «Менуэт» при свечах Александра Кожурина, «Барыню» Галины Семиной—Ивана Пехтерева в исполнении Ирины Парфеновой — произведения высокого творческого озарения.
Не менее знаковая тенденция в фестивальном движении последних лет — поиск новых форм открытия и поддержки талантов, в том числе «собственных», преимущественно молодых. В рамках «Золотого шлягера» — это конкурс вокально-инструментальных ансамблей имени Владимира Мулявина, «звездное» вхождение в мир «большой музыки» лауреата конкурса молодых исполнителей эстрадной песни могилевчанки Анны Мушак. В академических рамках «Музыкальной осени» — вполне зрелые по исполнительскому мастерству дебюты учащихся учебных заведений города — музыкального училища им.Н.А.Римского-Корсакова, учебного комплекса гимназии-колледжа музыки и хореографии.
При сплошной «бисовке», с подпеванием зала прошло выступление на «Музыкальной осени» заслуженного самодеятельного коллектива Беларуси, народного ансамбля белорусской песни «Медуница» ДКиТ ОАО «Мо-гилевхимволокно». Надо было видеть, с каким трогательным старанием, желанием и удовольствием пели крохотные «подготовишки». Не в этой ли истовости — наши истоки, корни и живительная сила духовного возрождения?
Конечно, в пору реального «плюрализма мнений» можно подвергать сомнению любую новацию, не «укладывающуюся» в каноны устоявшихся представлений. И даже без должной аргументации, с лишением оппонента возможности полноценно продемонстрировать «доказательные аргументы». Иначе как понять полное игнорирование ведущими национальными и местными телерадиовещательными каналами столь уникальной культурно-художественной акции в поддержку востребованных в концертной и учебной практике достижений белорусской профессионально-музыкальной культуры? Это при том, ниц» того же, скажем, «Славянского базара в Витебске» либо конвейерной «Фабрики звезд» печально подтверждают высказанную Президентом Беларуси обоснованную обеспокоенность идейно-художественной содержательностью культурно-познавательных программ, подчас весьма далеких от подлинных интересов, запросов и потребностей людей. Не говоря уже о дезориентации молодежи в истинных духовных ценностях национальной культуры.
«В культурной жизни города, региона, республики есть события, одним названием олицетворяющие явления, выдающиеся по своему эмоциональному, идейно-художественному, воспитательно-патриотическому воздействию на людей. И в приветствии Президента Республики Беларусь Александра Григорьевича Лукашенко «Золотому шлягеру-2003» подобное значение фестивального движения, искреннее уважение и признательность его организаторам и участникам высказаны убеждающе определенно, — считает начальник управления культуры облисполкома Михаил Дорошков. — Популярная песня прошлого, бесхитростный народный напев, нередко подхватываемый огромным залом, — это «музыка нашей души», необходимая каждому, определяющая и формирующая силу нашего духа, содержательный уровень жизни. Это, если хотите, одна из необходимых форм развития, «прорыв» в новую идеологию, сущность победы светлой духовности Добра и Созидания.
Столь высокий и ответственный уровень творческой планки предполагает воздейственность не «числом звезд», подчас холодно-тусклого блеска, а истинно художественной содержательностью. При всех новациях с безусловным приоритетом национальной культуры. Нынешняя «Белорусская музыкальная осень», продемонстрировавшая бесспорные достижения современной белорусской композиторской школы, серьезное отношение к ней исполнителей, интерес публики, — наглядное тому подтверждение.
Организация и проведение любого массового мероприятия международного уровня представительства — это огромное напряжение сил, особая ответственность, оперативное решение подчас неожиданных проблем, неизбежность «срывов». К примеру, при полутора тысячах участников «Золотого шлягера», при труднопредсказуемых «капризах», «особых условиях» и плотных гастрольных графиках «звезд». Все это, естественно, остается «за кадром» зрительских симпатий и восторгов. Тем не менее подобные музыкальные праздники, складывавшаяся годами функционально дееспособная региональная фестивальная система живут и, убежден, будут качественно развиваться. Залог тому — должное понимание и личная заинтересованная поддержка руководством области, исключительная надежность дирекции, оргкомитета фестивалей, огромной армии людей, которым хочется выразить горячую признательность и благодарность. При огромном желании осуществить намеченное — все трудности преодолимы…». Оригинальная, с настроением исполненная «белорусская» программа Камерного хора и оркестра Могилевской городской капеллы под управлением Сергея Лищенко празднично завершала осенний юбилей отечественной музыки. Впереди, по сообщению директора областной филармонии композитора Владимира Браиловского, в канун Нового года, — уютный, не менее праздничный «Рождественский фестиваль». С новыми памятными встречами, открытиями и обретениями.