Опираясь на национальные истоки и традиции

Писняк, Г. Опираясь на национальные истоки и традиции / Геннадиц Писняк // Магілёўскія ведамасці. — 2003. — 9 декабря. — С. 5.

Яркая и разнообразная фестивальная панорама нынешней осени и в самом деле во многом примечательна. Прежде всего чрезвычайной насыщенностью, новизной впе­чатлений. В привычном для многих калейдоскопе «звездных» имен и коллективов все более заметен отход от стереотипов традиционных представлений о значении и сущности фестивального движения.

Отстаиваемые областной филармонией новации видятся в их естественном, гармо­ничном соответствии, выражении насущных потребностей времени. Где музыкальное ис­кусство — не «фон сопровождения» развле­чений либо — что греха таить — супердорого­стоящее «фанерное представление». Фести­вальные программы становятся органичной художественно-воспитательной составляю­щей серьезной, планомерной работы по все­му «культурному фронту» в опоре на нацио­нальные истоки и традиции.

Пример тому — юбилейная «Белорусская музыкальная осень-2003», в нынешнем году достойно отмечающая собственное 30-ле­тие и 70-летие Белорусского союза компози­торов.

В очередной раз от души порадовал от­крывавший фестиваль филармонический оркестр Леонида Иванова, за неделю до этого сопровождавший, без преувеличения, ле­гендарное творение «Золотого шлягера» — «Романсиаду» с бесподобным Зурабом Со-ткилавой, неувядаемым Робертино Лоретти и вровень с ними нашей Еленой Материнко. Оркестр заслуженно завоевал право акком­панировать финалистам «Романсиады» в Ко­лонном зале Дома Союзов в Москве. «Вирту­озы Могилева» в сольном двухчасовом кон­церте представили избранные страницы твор­чества современных белорусских компози­торов. Причем не только столичных, но и могилевских.

Зал искренне и тепло встречал «Хораль­ные прелюдии» и «Симфонические танцы» Владимира Браиловского, могилевскую пре­мьеру «Мирского замка», впервые исполнен­ную в Мстиславле в его стенах, и «Менуэт» при свечах Александра Кожурина, «Барыню» Галины Семиной—Ивана Пехтерева в испол­нении Ирины Парфеновой — произведения высокого творческого озарения.

Не менее знаковая тенденция в фести­вальном движении последних лет — поиск новых форм открытия и поддержки талан­тов, в том числе «собственных», преимуще­ственно молодых. В рамках «Золотого шля­гера» — это конкурс вокально-инструмен­тальных ансамблей имени Владимира Мулявина, «звездное» вхождение в мир «большой музыки» лауреата конкурса молодых испол­нителей эстрадной песни могилевчанки Анны Мушак. В академических рамках «Музыкаль­ной осени» — вполне зрелые по исполни­тельскому мастерству дебюты учащихся учебных заведений города — музыкального училища им.Н.А.Римского-Корсакова, учеб­ного комплекса гимназии-колледжа музыки и хореографии.

При сплошной «бисовке», с подпеванием зала прошло выступление на «Музыкальной осени» заслуженного самодеятельного кол­лектива Беларуси, народного ансамбля бе­лорусской песни «Медуница» ДКиТ ОАО «Мо-гилевхимволокно». Надо было видеть, с ка­ким трогательным старанием, желанием и удовольствием пели крохотные «подготовиш­ки». Не в этой ли истовости — наши истоки, корни и живительная сила духовного возрож­дения?

Конечно, в пору реального «плюрализма мнений» можно подвергать сомнению любую новацию, не «укладывающуюся» в каноны устоявшихся представлений. И даже без дол­жной аргументации, с лишением оппонента возможности полноценно продемонстриро­вать «доказательные аргументы». Иначе как понять полное игнорирование ведущими на­циональными и местными телерадиовеща­тельными каналами столь уникальной куль­турно-художественной акции в поддержку востребованных в концертной и учебной прак­тике достижений белорусской профессио­нально-музыкальной культуры? Это при том, ниц» того же, скажем, «Славянского базара в Витебске» либо конвейерной «Фабрики звезд» печально подтверждают высказан­ную Президентом Беларуси обоснованную обеспокоенность идейно-художественной со­держательностью культурно-познавательных программ, подчас весьма далеких от под­линных интересов, запросов и потребностей людей. Не говоря уже о дезориентации мо­лодежи в истинных духовных ценностях на­циональной культуры.

«В культурной жизни города, региона, рес­публики есть события, одним названием оли­цетворяющие явления, выдающиеся по сво­ему эмоциональному, идейно-художественному, воспитательно-патриотическому воздействию на людей. И в приветствии Прези­дента Республики Беларусь Александра Григорьевича Лукашенко «Золотому шлягеру-2003» подобное значение фестивального дви­жения, искреннее уважение и признатель­ность его организаторам и участникам выс­казаны убеждающе определенно, — считает начальник управления культуры облиспол­кома Михаил Дорошков. — Популярная песня прошлого, бесхитростный народный напев, нередко подхватываемый огромным залом, — это «музыка нашей души», необходимая каждому, определяющая и формирующая силу нашего духа, содержательный уровень жизни. Это, если хотите, одна из необходи­мых форм развития, «прорыв» в новую иде­ологию, сущность победы светлой духовно­сти Добра и Созидания.

Столь высокий и ответственный уровень творческой планки предполагает воздейственность не «числом звезд», подчас хо­лодно-тусклого блеска, а истинно художе­ственной содержательностью. При всех но­вациях с безусловным приоритетом нацио­нальной культуры. Нынешняя «Белорусская музыкальная осень», продемонстрировавшая бесспорные достижения современной бело­русской композиторской школы, серьезное отношение к ней исполнителей, интерес публики, — наглядное тому подтверждение.

Организация и проведение любого мас­сового мероприятия международного уров­ня представительства — это огромное на­пряжение сил, особая ответственность, опе­ративное решение подчас неожиданных про­блем, неизбежность «срывов». К примеру, при полутора тысячах участников «Золотого шлягера», при труднопредсказуемых «кап­ризах», «особых условиях» и плотных гаст­рольных графиках «звезд». Все это, есте­ственно, остается «за кадром» зрительских симпатий и восторгов. Тем не менее подоб­ные музыкальные праздники, складывавша­яся годами функционально дееспособная региональная фестивальная система живут и, убежден, будут качественно развиваться. Залог тому — должное понимание и личная заинтересованная поддержка руководством области, исключительная надежность дирек­ции, оргкомитета фестивалей, огромной ар­мии людей, которым хочется выразить горя­чую признательность и благодарность. При огромном желании осуществить намеченное — все трудности преодолимы…». Оригинальная, с настроением исполнен­ная «белорусская» программа Камерного хора и оркестра Могилевской городской капеллы под управлением Сергея Лищенко празд­нично завершала осенний юбилей отече­ственной музыки. Впереди, по сообщению директора областной филармонии компози­тора Владимира Браиловского, в канун Но­вого года, — уютный, не менее праздничный «Рождественский фестиваль». С новыми па­мятными встречами, открытиями и обрете­ниями.