Заслуженная актриса Беларуси Зоя Бурцева: «Мне грех жаловаться на свою творческую судьбу»

Кустов, В. Заслуженная актриса Беларуси Зоя Бурцева: «Мне грех жаловаться на свою творческую судьбу» / Вадим Кустов // Веснiк Магiлёва. — 2003. — 10 октября. — С. 3.

Герой романа Ильфа и Петрова оценил бы это событие словами «Ледтронулся, господа присяжные заседатели!» И добавил бы убеж­денно: «Командовать парадом буду я!» В данном случае коман­довать — директору театра и уп­равлению культуры облисполкома. Глядишь, вскоре наш театр попол­нится артистами «со званиями». Многие того достойны.

Предсезонный период у Зои Ни­колаевны выдался весьма насы­щенным. Работа в театре, запись на радио, интервью по поводу присво­ения звания… Однако актриса на­шла время поговорить с представи­телем «Вестника Могилева». За что редакция выражает ей благодар­ность—свою и читателей, одновре­менно поздравляя с очередной ве­хой в карьере.

—  «Дежурный» вопрос: в ка­кой семье вы родились?

— Родилась в семье военнослу­жащего. С ней связаны мои детс­кие и школьные годы.

—  Когда у вас появилась тяга к театру?

—  С четвертого класса стала за­ниматься в школьном драмкружке. Затем, когда мы жили в Чебокса­рах, пришла во Дворец пионеров. В этом же городе поступила в двух­годичную театральную студию при Русском драматическом театре. И еще во время учебы в общеобра­зовательной школе ее закончила. А потом поступила в Горьковское театральное училище.

—  Как родители относились к вашему увлечению театром и к выбору этой профессии?

— С участием. Тем более, по от­цовской линии родственники — ак­теры.

—  Как сложилась ваша карье­ра после окончания училища?

—  На пути становления меня как профессиональной актрисы моим первым театром стал дра­матический театр города Канска Красноярского края. Потом был Дзержинск Горьковской области, где я и встретила свою судьбу — артиста этого театра Константи­на Печникова. Вместе с ним по приглашению переехали в Котлас Архангельской области. Там ди­ректором был Владимир Тихоно­вич Лунев. Переезжая в Могилев на должность директора местного театра, он пригласил и нас с Кон­стантином Константиновичем. С тех пор Могилев стал для нас род­ным, как и театральная сцена в го­роде на Днепре.

—   Вопрос «на засыпку». Для любителей театра не секрет, что актерские семьи в подавляющем большинстве недолговечны. От­чего же ваши семейные узы от­личаются такой прочностью?

—   Наверное, господь Бог помо­гает… А если серьезно, — любовь друг к другу, общие взгляды на жизнь, общие интересы. У Констан­тина Константиновича очень доб­рое сердце и золотые руки. Такие мужья, как он, — редкость. Мы вы­растили двух дочерей. Младшая, Анна, окончив актерский факультет Академии искусств в Минске, тоже стала актрисой Могилевского драм-театра.

—   На мой взгляд, Константин Печников — прекрасный актер. А, кроме того, великолепный режис­сер. Достаточно вспомнить его постановки «Алладин и волшеб­ная лампа», «Много песен из ни­чего», пользовавшиеся большой популярностью у зрителей. Да и сценарист — от Бога. Но вот в его творческой биографии не все было так гладко, как у вас. Я счи­таю, что его актерский талант не раскрыт до конца. Как вы думае­те, отчего так получается?

—   Объяснить это в двух словах сложно. Приходящие режиссеры не всегда могут раскрыть потенциал актера. Это большая редкость, ког­да актер находит своего режиссера и наоборот. Только в союзе с инте­ресным режиссером и достойной драматургией актер может создать глубокий образ.

—   Однако вы всегда на виду!

—  Пожалуй, так оно и есть. Мне грех жаловаться на свою творчес­кую судьбу. И это несмотря на то, что наша профессия весьма зави­сима от драматургии и режиссера. О чем я сказала выше. Все зависит в данном случае от режиссерского видения спектакля в целом.

— Но были же на могилевской сцене режиссеры-постановщики, которые видели в вашей «факту­ре» зерно творческой работы над спектаклем?

—  Я с глубоким ува­жением и радостью вспоминаю Николая Пинигина и Валерия Мас­люка. Это были гени­альные режиссеры. Они во всех своих проектах не оставляли меня без внимания, приглашали на ведущие роли. В этом плане мне, считаю, повезло. И с режиссерами и с драматурги­ей.

—   Почему режиссеры-поста­новщики оказывали такое внима­ние именно вашей персоне? Ведь насколько я знаю вас, вы лич­ность неординарная, гордая и «с поклонами» за ролью не пойде­те?

—  Я уже давно перешла в разряд характерных актрис. Уже сложился жизненный багаж. Это и дает воз­можность-глубже раскрыть образ. Привносить в их создание что-то свое. Видимо, по этой причине я и на виду у режиссеров.

—   Как члены вашей семьи от­неслись к присвоению вам зва­ния заслуженной артистки Бела­руси?

—  Муж, зять, дочь поздравили. Все были, не скрою, рады. Даже внук Арсений родился накануне, чтоб поздравить бабушку с прият­ным событием (смеется).

—   Были ли за время работы на могилевской сцене приглашения в другие театры?

—  Вопрос о переезде всерьез не стоял, так как государство распа­лось (о чем сожалеет мой супруг). Всех постигла неопределенность. Надо было дать закончить школу с художественным уклоном дочери Ане. А ехать за семь верст киселя хлебать не имело смысла. И всегда не оставляла надежда на лучшие времена. В театре в особенности. Как видите, дождалась лучших времен.

—  Какие произведения вы хс тели бы видеть в репертуар театра?

—  В первую очередь — класа ку. И, конечно же, хорошую коме дию! Да к тому б музыкальную. Вс вам живой пример — «Дон Хиль — зеленые штаны». А главное, чтоб творческий коллектив театра не боялся экспериментировать. Тел более, все сейчас для этого скла дывается. В театр пришло молодо* поколение, способное, к слову. Не которое надо поддержать, помочі ему «встать на крыло».

—  В вашей творческой жизни наверняка было много ярких страниц, вспоминая которые сейчас, переживаете, волнуетесь, радуетесь?

—  Когда во время спектакля зритель настроен на твою волну тогда чувствуешь взаимопонима­ние и отдачу зрительного зала. И многое, многое другое, из чего рождается театр. Я благодарна своим творческим учителям. С двоих я сказала выше. Не могу не высказать благодарности режис­серу Игорю Перепел кину. И, конеч­но же, помню «сгоревшую» в теат­ре Аллу Павловну Борисову — художественного руководителя театра и прекрасную актрису. Спа­сибо судьбе, что она послала мне великолепных партнеров. Взять хотя бы мою работу в прошлогод­нем премьерном спектакле «Люти+Капитан» с заслуженным арти­стом БССР Григорием Белоцерковским. Работать с ним одно удо­вольствие!

—  И вновь «дежурный» воп­рос: что для вас в жизни глав­ное, театр или личная жизнь?

—  Эти понятия для меня нераз­делимы. Это моя жизнь. В целом.