Кустов, В. Заслуженная актриса Беларуси Зоя Бурцева: «Мне грех жаловаться на свою творческую судьбу» / Вадим Кустов // Веснiк Магiлёва. — 2003. — 10 октября. — С. 3.
Герой романа Ильфа и Петрова оценил бы это событие словами «Ледтронулся, господа присяжные заседатели!» И добавил бы убежденно: «Командовать парадом буду я!» В данном случае командовать — директору театра и управлению культуры облисполкома. Глядишь, вскоре наш театр пополнится артистами «со званиями». Многие того достойны.
Предсезонный период у Зои Николаевны выдался весьма насыщенным. Работа в театре, запись на радио, интервью по поводу присвоения звания… Однако актриса нашла время поговорить с представителем «Вестника Могилева». За что редакция выражает ей благодарность—свою и читателей, одновременно поздравляя с очередной вехой в карьере.
— «Дежурный» вопрос: в какой семье вы родились?
— Родилась в семье военнослужащего. С ней связаны мои детские и школьные годы.
— Когда у вас появилась тяга к театру?
— С четвертого класса стала заниматься в школьном драмкружке. Затем, когда мы жили в Чебоксарах, пришла во Дворец пионеров. В этом же городе поступила в двухгодичную театральную студию при Русском драматическом театре. И еще во время учебы в общеобразовательной школе ее закончила. А потом поступила в Горьковское театральное училище.
— Как родители относились к вашему увлечению театром и к выбору этой профессии?
— С участием. Тем более, по отцовской линии родственники — актеры.
— Как сложилась ваша карьера после окончания училища?
— На пути становления меня как профессиональной актрисы моим первым театром стал драматический театр города Канска Красноярского края. Потом был Дзержинск Горьковской области, где я и встретила свою судьбу — артиста этого театра Константина Печникова. Вместе с ним по приглашению переехали в Котлас Архангельской области. Там директором был Владимир Тихонович Лунев. Переезжая в Могилев на должность директора местного театра, он пригласил и нас с Константином Константиновичем. С тех пор Могилев стал для нас родным, как и театральная сцена в городе на Днепре.
— Вопрос «на засыпку». Для любителей театра не секрет, что актерские семьи в подавляющем большинстве недолговечны. Отчего же ваши семейные узы отличаются такой прочностью?
— Наверное, господь Бог помогает… А если серьезно, — любовь друг к другу, общие взгляды на жизнь, общие интересы. У Константина Константиновича очень доброе сердце и золотые руки. Такие мужья, как он, — редкость. Мы вырастили двух дочерей. Младшая, Анна, окончив актерский факультет Академии искусств в Минске, тоже стала актрисой Могилевского драм-театра.
— На мой взгляд, Константин Печников — прекрасный актер. А, кроме того, великолепный режиссер. Достаточно вспомнить его постановки «Алладин и волшебная лампа», «Много песен из ничего», пользовавшиеся большой популярностью у зрителей. Да и сценарист — от Бога. Но вот в его творческой биографии не все было так гладко, как у вас. Я считаю, что его актерский талант не раскрыт до конца. Как вы думаете, отчего так получается?
— Объяснить это в двух словах сложно. Приходящие режиссеры не всегда могут раскрыть потенциал актера. Это большая редкость, когда актер находит своего режиссера и наоборот. Только в союзе с интересным режиссером и достойной драматургией актер может создать глубокий образ.
— Однако вы всегда на виду!
— Пожалуй, так оно и есть. Мне грех жаловаться на свою творческую судьбу. И это несмотря на то, что наша профессия весьма зависима от драматургии и режиссера. О чем я сказала выше. Все зависит в данном случае от режиссерского видения спектакля в целом.
— Но были же на могилевской сцене режиссеры-постановщики, которые видели в вашей «фактуре» зерно творческой работы над спектаклем?
— Я с глубоким уважением и радостью вспоминаю Николая Пинигина и Валерия Маслюка. Это были гениальные режиссеры. Они во всех своих проектах не оставляли меня без внимания, приглашали на ведущие роли. В этом плане мне, считаю, повезло. И с режиссерами и с драматургией.
— Почему режиссеры-постановщики оказывали такое внимание именно вашей персоне? Ведь насколько я знаю вас, вы личность неординарная, гордая и «с поклонами» за ролью не пойдете?
— Я уже давно перешла в разряд характерных актрис. Уже сложился жизненный багаж. Это и дает возможность-глубже раскрыть образ. Привносить в их создание что-то свое. Видимо, по этой причине я и на виду у режиссеров.
— Как члены вашей семьи отнеслись к присвоению вам звания заслуженной артистки Беларуси?
— Муж, зять, дочь поздравили. Все были, не скрою, рады. Даже внук Арсений родился накануне, чтоб поздравить бабушку с приятным событием (смеется).
— Были ли за время работы на могилевской сцене приглашения в другие театры?
— Вопрос о переезде всерьез не стоял, так как государство распалось (о чем сожалеет мой супруг). Всех постигла неопределенность. Надо было дать закончить школу с художественным уклоном дочери Ане. А ехать за семь верст киселя хлебать не имело смысла. И всегда не оставляла надежда на лучшие времена. В театре в особенности. Как видите, дождалась лучших времен.
— Какие произведения вы хс тели бы видеть в репертуар театра?
— В первую очередь — класа ку. И, конечно же, хорошую коме дию! Да к тому б музыкальную. Вс вам живой пример — «Дон Хиль — зеленые штаны». А главное, чтоб творческий коллектив театра не боялся экспериментировать. Тел более, все сейчас для этого скла дывается. В театр пришло молодо* поколение, способное, к слову. Не которое надо поддержать, помочі ему «встать на крыло».
— В вашей творческой жизни наверняка было много ярких страниц, вспоминая которые сейчас, переживаете, волнуетесь, радуетесь?
— Когда во время спектакля зритель настроен на твою волну тогда чувствуешь взаимопонимание и отдачу зрительного зала. И многое, многое другое, из чего рождается театр. Я благодарна своим творческим учителям. С двоих я сказала выше. Не могу не высказать благодарности режиссеру Игорю Перепел кину. И, конечно же, помню «сгоревшую» в театре Аллу Павловну Борисову — художественного руководителя театра и прекрасную актрису. Спасибо судьбе, что она послала мне великолепных партнеров. Взять хотя бы мою работу в прошлогоднем премьерном спектакле «Люти+Капитан» с заслуженным артистом БССР Григорием Белоцерковским. Работать с ним одно удовольствие!
— И вновь «дежурный» вопрос: что для вас в жизни главное, театр или личная жизнь?
— Эти понятия для меня неразделимы. Это моя жизнь. В целом.