Выставка без крыши

Кирдяшкина, Е. Выставка без крыши : [арт-проект «Zabor»] / Е. Кирдяшкина // Веснік Магілёва. — 2013. — 24 июля. — С. 1, 3.

Как известно, на заборе пишут много, правда, чаще всего эти «произведения» изобразительного искусства и эпистолярного жанра не выдерживают никакой критики и цензуры. Арт-проект «Zabor» решил опровергнуть данный стереотип и разместить на заборах городов картины современных белорусских художников. За год проект побывал на стенах строений Минска, Витебска, Гомеля и 19 июля обосновался на ограждении могилевского стадиона «Спартак».

Несмотря на общую задумку, презентации выставок в каждом городе проходят по-разному. Например, в Могилеве не нашлось подходящего непрерывного забора, на котором можно было бы разместить все картины. Поэтому полсотни репродукций работ пяти белорусских художников все же развесили на секциях забора стадиона, которые объединил нарисованный лабиринт — современное искусство ведь порой также запутанно и непонятно. Разобраться в перипетиях сюжетов и терминологии помогают карты и разноцветные дорожки, двигаясь по которым можно отправиться в путешествие по современному искусству, которое заводит то в тупик, то открывает новые просторы.

По словам организаторов, место проведения вернисажа выбрали по совершенно прозаическим причинам: во-первых, именно на этом заборе достаточно удобно крепить картины. А во-вторых, здесь постоянно проходит много людей — центр города как-никак. И теперь все они теперь смогут приобщиться к прекрасному. К тому же, это уже не просто забор, а своеобразный очаг культуры, зажечь который помог директор инвестиционной компании «Зубр Капитал» Олег Хусаенов.

То, что отечественный бизнес меценатствует культуру — это положительная тенденция, считает идейный вдохновитель мероприятия, бывший министр культуры Беларуси, а ныне — Чрезвычайный и полномочный посол Республики Беларусь во Французской Республике Павел Латушко. Он специально прибыл на открытие, чтобы сказать много теплых слов в адрес современных белорусских художников, чьи работы представлены на выставке. На смелый эксперимент откликнулись Сергей Каваль, Владислав Стальмахов, Виктор Альшевский и Руслан Вашкевич. Теперь репродукции их картин находятся в открытом доступе даже для тех, кто никогда не интересовался современным искусством. Кстати, вандалов художники не боятся и даже умышленно создали для любителей порисовать на стенах условия — некоторые картины специально написаны только в контурах.

В каждом областном центре к сложившейся группе художников примыкает местный живописец. На могилевский «забор» попал Юрий Нестерук, которого жюри выбрало за концептуальность. Принцип серийности очень подходит под идею выставки на обычном заборе. Его проекты «Рыбный день» и «Жалюзи» (последний представлен на могилевской экспозиции), можно сравнить с просмотром кино. «В Витебске Шагал выносил искусство в городскую среду. Думаю, между этими моментами есть что-то общее, — считает Юрий Нестерук. — Я вполне допускаю, что не всем посетителям выставки будут понятны наши картины. Искусство — это не леденец, который попробовал и тут же получил удовольствие. Однако на вернисаж в галерею придет не каждый, а здесь, проходя мимо, можно и поглядеть. А вдруг кого-то «зацепит» и он остановится!»

По словам куратора арт-проекта «Zabor» Антонины Серяковой, цель проекта, прежде всего, просветительская — познакомить белорусов с собственным искусством. «Для настоящей ситуации в изобразительном искусстве Беларуси характерна изолированность художника от зрителя, — поясняет она. – Ведь если сегодня спросить обывателя о том, кто из белорусских современных художников ему известен, то вряд ли придется услышать внятный ответ, максимум прозвучит Шагал. У зрителя есть ощущение дистанции, вакуума на месте современного белорусского искусства, и данный проект призван эту дистанцию сократить».

Пусть это очень небольшой и относительный срез белорусской живописи для специалиста, но для сегодняшнего горожанина он часто оказывается первым и, главное, неформальным (а значит – более близким) знакомством с современным изобразительным искусством Беларуси. В Могилеве выставка проработает два месяца — до 19 сентября. Она открыта семь дней в неделю, 24 часа в сутки. Вход, конечно же, свободный, просмотр — бесплатный.

Интересно услышать мнение Чрезвычайного и полномочного посла Республики Беларусь во Франции, ранее — министра культуры Беларуси Павла Латушко.

— Вас называют идейным вдохновителем этого проекта. Как же он появился в Беларуси?

— Полтора года назад мне довелось быть в столице Австрии — Вене. Гуляя по парку, я увидел там выставку картин. Вспомнилось, что аналогичный проект существовал когда-то и в Варшаве. Позже подумал, что видел нечто подобное и в других европейских столицах. Спросил себя, почему бы не провести такую выставку в Минске, европейской столице европейского государства. По финансовым причинам сразу ее реализовать не получилось. И как-то в разговоре с бизнесменом и большим любителем искусства Олегом Хусаеновым я поделился идеей, которую он тут же подхватил и стал финансовым партнером проекта. Год назад на заборе минского парка Челюскинцев мы открыли первую выставку. Долго придумывали название, однако решили не мудрить. И оно, как и сам проект, прижилось. Мы мечтали, чтобы проект пошел по столицам наших областных центров — так и произошло. Он даже вышел за пределы Беларуси: выставка побывала в Польше, теперь мечтаем привезти «Zabor» в Париж. Надеюсь, что в скором времени картины белорусских художников появятся на заборе одного из парижских парков.

— Даже за пределами Беларуси участие в проекте принимают только отечественные художники?

— Конечно! А для того чтобы привлечь внимание жителей областных центров, мы к основному костяку авторов добавляем одного из художников региона. Когда проводили выставку в Польше, мы приглашали и польского живописца. А если белорусский «Zabor» приедет в Париж, то будет интересно привнести в выставку французскую нотку.

— Согласитесь, что одна из целей искусства — образовывать людей, поднимать их культурный уровень. А здесь получается, что искусство идет в народ, опускаясь на одну планку с обывателем, раз картины развешиваются на уличных заборах. На ваш взгляд, это правильно?

— Мне кажется, что это замечательно! Чем больше будет культурных проектов, направленных на наше общество, чем чаще искусство будет выходить в народ, тем лучше и для культуры, и для людей. Конечно, культура несет воспитательную функцию — она делает нас более интеллигентными, образованными, помогая понимать искусство. А тот человек, который понимает искусство, не будет совершать поступки, порочащие звание умного человека и сознательного гражданина.