Романов, Ю. Фестиваль умер. Да здравствуют… фестивали? : размышления о прошлом с прицелом на будущее / Юрий Романов // Веснiк Магiлёва. — 1997. — 11 декабря. — С. 6.
«Золотой шлягер-97” отпел, отшумел, отшелестел газетными статьями. До будущего года? Да, наверняка, “Золотой шлягер-98” состоится и пройдет с не меньшим успехом и шумихой, чем он же “97″. Что бы кто не думал или не говорил по поводу того, что рождено сие мероприятие на волне ностальгии, на гребне жажды “старых песен о главном”, в то время как все мы — в водовороте “новых песен о второстепенном». Не буду предрекать “Шлягеру” быструю кончину, которую так легко и удобно пророчить, ибо должна же вышеупомянутая волна пойти на спад, не бывает так, чтобы она все вздымалась и вздымалась — надо же и честь знать, в смысле — опасть! Да, в Могилеве может и опасть, хотя фестивалю года будущего это еще явно не грозит. Но если будет “Шлягер” набирать силу, расширяясь и углубляясь, затягивая в себя все новые и новые города и веси, “новых старых» исполнителей, распространяя влияние на конкурс молодых исполнителей, бардовскую песню, танец, да Бог знает, что еще, то скорая смерть ему не грозит. Почему? Да потому что он — явление исключительное. Без преувеличения. Есть же другие фестивали, которым долгая жизнь суждена “по определению”. Возьмем, например, “Славянский базар” — явление сколь культурное, столь и политическое. Сколько будет жить идея панславянизма? Если не вечно (страшное слово!), то уж достаточно долго. А с ней будет жив и курилка-базар. Или идея «фестиваля духовной музыки “Магутны Божа”. Что может быть долговечнее и ценнее, чем духовность? Вот и фестивалю — жить да жить! И так далее, но! Возникают и свои проблемы. К примеру, в той же идее “Магутнага Божа” заложена идея глобальной терпимости — музыки, слова, вероисповедания, партийной, государственной, расовой принадлежности. А как у нас с терпимостью? Правильно, плоховато! Отсюда и проблемы: как избавиться от взаимной подозрительности католику и православному, коммунисту и антикоммунисту, патриоту и национал-патриоту? Никак. То есть практически сложно, в теории-то оно все проще. В теории мы все сильны! Поэтому вопрос долгой жизни “Магутнага Божа” —вопрос, как принято говорить, открытый. Или со “Славянским базаром»: а ну —ветер переменится? Что тогда?
“Золотой шлягер” — дело другое. Много было написано о его культурной значимости, о духовности и прочая и прочая. Я бы сказал, что этот наш фестиваль имеет ценность не культурную и не духовную, а в первую голову — душевную. Семейную и поколенческую, скажем так. Не случайно легче всего, комфортнее всего, теплее всего на “Шлягере” тем, кто на сцене, и тем, кто в зрительном зале — поющим и слушающим. Все остальные несколько выпадают из “праздника жизни”. Потому что работа (журналиста ли, звукорежиссера, администратора или “обслуживающего персонала”) замутняет идею, отвлекает от сути происходящего. А душа, она —величина постоянная, в отличие от политических, социальных, экономических коллизий. Так что идея “Золотого шлягера” так просто, за здорово живешь, не помрет!
Другое дело, что в делах фестивальных есть кое-какие перекосы. Ну, во-первых, абсурдно думать, что “Золотой шлягер” событие едва не планетарного масштаба. При всем при том, что мне лично (и не только мне) он симпатичнее, чем упоминавшийся выше “базар”, нашему форуму до витебского пока (?) далеко. И по масштабности, и по значимости даже для республики. Не говоря уже о зарубежье. Все-таки день сегодняшний волнует всех (включая официальные власти) гораздо больше, чем вчерашний. Даже несмотря на то, что Могилев со своим “Шлягером” пытается, как мини-атлант, держать на своих плечах мостик тра диций из вчера в сегодня.
Минск (даже по отзывам иностранцев превратившийся в красивый и крупный европейский город) в песенном жанре ориентируется на современную поп-музыку, а не на советскую эстраду, сколько бы ни говорили о плюсах последней и минусах первой. Темп жизни в крупном городе конца двадцатого столетия подразумевает быстроту смен ощущений и впечатлений, а не зацикливание на прошлом, лелеяние когдатош- них переживаний — память кратковременную, а не долговременную. Доказательства? Извольте: в столице РБ в рамках “Золотого шлягера-97” прошли концерты “Золотого кольца» (звезд нынешних), группы “Юрай Хип” (побитых молью англичан, которые, тем не менее, еще многое говорят уму и сердцу старого рокера), бардов (которые, хотя и заслуженные, но “живые и действующие”, в отличие от, скажем, сошедших с телеэкранов “героев вчерашних дней” эстрады, которыми так богата сцена “Шлягера”), юбилей “сябра» Ярмоленко (тоже форум звезд эстрады нынешней, а не прошлой). А гала- концерты, прошедшие в Минске, полуторамиллионном мегаполисе, — это не пять огромных представлений за шесть дней в нашем не дотягивающем до 400 тысяч городе. Иными словами, интерес к фестивалю со стороны Минска и Могилева — вовсе не одинаков. Даже если принимать во внимание то, что в этом году “Шлягер” транслировался по БТ как никогда широко. Тем более не стоит говорить о каком-то реальном интересе к фестивалю в других странах былого Союза. Хотя не исключаю того, что интерес с каждым фестивалем будет становиться все больше (обратно пропорционально интересу к нему в Могилеве?).
Во-вторых, даже не очень вооруженному глазу видно, что уже сейчас организаторы “Золотого шлягера» бьются из последних сил, чтобы все прошло на высоком уровне. Пока получается. И зрителям даже невдомек, что порой все висит на тонкой ниточке, типа: “А будут ли к назначенному началу концерта привезены необходимые ключи от комнаты, в которой закрыты все (!) микрофоны”. Элемент “халявности”, который присутствует в любом фестивале, являясь обычно «необходимым и достаточным”, имеет свой строгий предел. Может получиться так, что масштаб фестиваля окажется шире этого предела, и все начнет расползаться по швам.
Уже сейчас руководству фестиваля (на мой взгляд, никому его не навязываю) недостает четкости и одной (двух, трех — не более) пары рук или голов, которые будут держать все нити и которым будут подчиняться все и вся.
Добавлю к вышесказанному опасение “в-третьих”. То, что «Золотой шлягер” стал любимым детищем областного и городского руководства — это прекрасно. Но, назовем ее так, “официализация” фестиваля тоже не должна перешагивать определенную границу. Иначе потеряется принцип, который я полушутя огласил в предыдущей своей статье: “Народные —для народа!” Потеря его означает ни много ни мало — гибель той самой душевности.
В-четвертых, есть еще масса подводных камней, камешков, валунов, о которых — буквально в двух словах. К примеру, наши народные и заслуженные, извлеченные (не в обиду будет сказано) из эстрадного небытия, вспомнили, что они — народные и заслуженные, звезды, хоть и прошлые. А какая же звезда без своей “орбиты”, без претензий, привычек, капризов?.. Сегодня кому-то непонятно, почему его не пригласили на банкет, почему ему «дали» спеть только одну песню,., а другого пригласили, дали спеть больше. Завтра. Завтра — капец все той же пресловутой фестивальной ауре.
И наконец: привкус новизны, который был у “Золотого шлягера” очень силен, пропадает (или уже пропал). Что должно придти ему на смену? Возможно, высокий уровень организации и хорошая подготовленность в самом широком смысле.
###
В заключение хотелось бы сказать о другом. В том числе и о другом фестивале. Было бы очень хорошо, если бы наш Могилев, закрепляя славу фестивального города, как его уже поторопились кое-где окрестить, отделил от “Золотого шлягера” кусочек внимания и на другие, может, менее массовые, но не менее нужные, важные, интересные сферы. Почему бы, например, на базе областного драматического театра не проводить раз в год “Театральную неделю” — фестиваль, на котором представили бы свои постановки труппы из различных городов Беларуси “и не только”? Сколько разных театров, которые чисто финансово сейчас практически невозможно пригласить на гастроли, смогли бы принять участие и порадовать могилевчан в рамках этого фестиваля Причем, что касается денежной стороны, проведение такого форума обойдется наверняка дешевле, чем проведение “Шлягера”. А с точки зрения престижа города сыграет роль не менее важную.
А сколько говорится о крахе системы кинотеатров, которые уже просто не сводят концы с концами. Но ведь Могилев мог бы стать и городом кинофестиваля, в чем-то подобного «Золотому шлягеру”. В том смысле, что основная масса звезд кино прошлого и настоящего живет вовсе небогато. Многие бы с удовольствием откликнулись на приглашение войти в состав жюри фестиваля, принять участие во встречах со зрителями. При приличной организации такой кинофестиваль мог бы дать Могилевским кинотеатрам вместе взятым возможность существовать безбедно не один месяц! И, между прочим, те же присутствовавшие на “Шлягере» журналисты с Украины и из России с удовольствием приехали бы к нам, чтобы изо всех своих сил такой фестиваль освещать!..
Впрочем, мыслей “по поводу» еще много. Не говоря уж о тех, которые “без повода”. Поэтому, чтобы не тянуть далее резину (и так все ясно!), воскликну вослед за реальными людьми и персонажами пьес и кинокартин: “Фестиваль умер! Да здравствуют фестивали!”