«История не будет мутной, когда «отстоится» во времени»

Анненков, В. «История не будет мутной, когда «отстоится» во времени» : [директор областного краеведческого музея] / Виктор Анненков ; беседовала Людмила Гришанова // Магілёўскія ведамасці. — 1997. — 15 лiстапада. — С. 6.

В послевоенное время судьба Могилевского областного краеведческого музея была не самой завидной. Надо было все на­чинать заново. До 61-го года музей размещался в Доме Со­ветов. Пока не получил свое нынешнее здание на площади Советской. В течение 13 лет (с 1977 по 1990) музей был зак­рыт на капитальный ремонт.

О сегодняшнем дне музея рассказывает его директор Виктор Анненков:

— Те, кто помнит нашу экс­позицию, действовавшую до ремонта, почему-то спрашива­ют: куда исчез двухголовый теленок.

— Действительно, из лич­ных впечатлений от посе­щения музея тот теленок — самое яркое. Где же он?

— Двухголовый теленок хра­нится в фондах. В дочерно- быльское время этот экспонат был чем-то вроде диковинки… Сегодня в музее насчитывает­ся 107883 экспоната основно­го фонда и 137139 — научно­вспомогательного.

— Виктор Николаевич, правда ли, что новая экспо­зиция Могилевского област­ного краеведческого музея признана одной из лучших в Беларуси?

— После завершения длитель­ного капитального ремонта 6 июля 1990 года в музее было открыто 2 отдела — истории до­советского периода и природы. А 3 июля 1993 года открыли для посетителей отдел советского времени, представляющий ис­торию нашего края, начиная с революции до 1945 года. Наш музей превосходит другие обла­стные не столько в ценности кол­лекций, сколько в художествен­ном оформлении экспозиций.

—  Если судить по количе­ству экспонатов, коллекции музея тоже довольно значи­тельны…

Любая вещь представляет собой ценность, рассказывая о быте, культуре прошлого и на­стоящего. Все выдерживает про­верку временем. Было лихоле­тье, когда уничтожались иконы. Сегодня иконы работы Борови­ковского из взорванного Иоси- фовского собора признаны ше­деврами мировой культуры. В нашем музее собраны коллек­ции икон, нумизматики, оружия, наград, этнографии, живописи, предметы быта 19-го века, воен­ные реликвии. Учитывая, что бо­лее 10 лет (время ремонта) кол­лекции пролежали в ящиках, се­годня приходится изучать фон­ды заново. Три года назад му­зейный фонд был разделен для изучения между сотрудниками. За наиболее опытными было закреплено по полтора десятка коллекций.

— Виктор Николаевич, что изменилось в музейной рабо­те в “послепересгроечное” время ?

В партийные времена му­зей занимался в основном культпросветработой и агитпропаган­дой. Задача изучения и восста­новления истории Могилевско­го края практически не стави­лась. Поэтому в последние годы произошла переориентация на­шей работы на краеведение.

Сейчас мы готовимся также к открытию в музее экспозиции древней истории. Археологичес­кий отдел, открытие которого приурочивается к 130-летию му­зея, разместился на 1-м этаже. Кстати, юбилею музея посвяща­ется и выставка по истории его создания.

Чем занимается музей, помимо экспозиционной ра­боты?

В первую очередь, — иссле­довательской работой, которая тесно связана с издательской. С 92-го года выпускаются сборни­ки краеведческих материалов по истории Могилевщины. За 5 лет издано уже 15. В этом году, к юбилею, издаются очерки исто­рии Могилева, написанные на­учным сотрудником музея Бори­сом Сидоренко. Постоянно про­водим научно-практические кон­ференции.

— В изучении истории не­возможно обойтись и без ар­хеологических раскопок?

Наши археологи имеют от­крытые листы Академии наук РБ на право ведения раскопок. В этом году организовывались ар­хеологические экспедиции в Дрибинский и Шкловский райо­ны. Отряд студентов Могилевс­кого государственного универ­ситета под руководством Петра Подгурского вел раскопки возле деревни Кривель Шкловского района. Анатолий Седин закан­чивает диссертацию на базе рас­копок, ведущихся около 10 лет возле деревни Никодимово Горецкого района. Мой замести­тель по науке Сергей Бесланс­кий одновременно является и заместителем начальника поис­кового отряда “Виккру”, который занимается поиском и переза­хоронением воинских останков.

Когда-то считалось очень почетно быть принятым в пи­онеры в стенах вашего музея. Какие новые традиции появи­лись здесь?

Большое внимание уделя­ем просветительской работе для того, чтобы подрастающее по­коление изучало, знало и люби­ло историю своей земли. Последние 2 — 3 года тесно сотруд­ничаем со школами, лицеями, гимназиями, вузами. В СШ NN 19, 26, 11, 29, 21 действуют клубы любителей истории для учащихся 5-х классов. На базе музея работает лекторий о тра­дициях белорусской культуры “Возрождение”, который посещают девятиклассники школ NN 13, 23, 21, 9. Нравится детям участвовать в интеллектуальных играх типа брейн ринга. Еже­годно проводим краеведческие олимпиады. Чтобы музей ожил, надо привлекать людей, заин­тересовывать молодежь.

— В последние годы в Мо­гилеве было открыто еще не­сколько музеев. Филиалом краеведческого по-прежнему считается музей декаб­ристов…

Был — декабристов, стал наш филиал уже музеем этног­рафии. С переосмылением роли революции и декабристов из­менилось и отношение к музею декабристов. Тем более, что в нашей истории есть более значительные пласты для изуче­ния. Поэтому было отдано пред­почтение музею, который бы отражал историю культуры го­рода и села. Заканчивается работа по разработке концеп­ции музея этнографии.

— Даже в музейном деле время вносит свои коррек­тивы…

Любые события надо рас­сматривать с точки зрения ис­тории не раньше чем через 50 лет. История не будет мутной, когда “отстоится” во времени.