Гелена Великанова, член жюри: «Настоящие «Кремлевские звезды» не в Москве, а здесь — в Могилеве!» // Веснiк Магiлёва. — 1997. — 13 ноября. — С. 4.
В заголовке — слова, прозвучавшие из уст народной артистки России Гелены Великановой. Сказаны они были после просмотра в рамках фестиваля «Золотой шлягер» конкурса молодых исполнителей песен прошлых лет. И это — ни в коем случае не лесть, а констатация факта. И члены жюри, и сами «молодые исполнители», и зрители были единодушны: проводившийся во второй раз конкурс стал настоящим творческим эпицентром фестиваля, тем самым «золотым зерном», которое делает наш песенный форум не фактом ностальгии, не антикварной лавкой, не местом встречи старых друзей и их поклонников, а Музыкальным Фестивалем! И можно как угодно относиться к «Золотому шлягеру», но отмахнуться от высказываний, подобных тем, что приведены выше, или от слов, к примеру, председателя жюри конкурса молодых исполнителей «Славянского базара», народного артиста СССР, композитора Игоря Лученка, признавшего, что Могилевский уровень выше витебского, — нельзя.
Вообще молодежный конкурс смело можно назвать «Конкурсом конкурсов». Полтора десятка участников из десяти стран уже удостоились дипломов, призов, наград самых разных фестивалей: «Зоркая ростань», «Славянский базар», «Вильнюс», «Памуккале» (Турция), «Голос Азии», «Песня России», «Крымские зори»… Национальные даже не перечисляю. К тому же, на молодежном конкурсе зрители услышали едва ли не больше «золотых шлягеров», чем во время выступлений именитых гостей: «Вечная весна», «Колыбельная» из к/ф «Цирк», «Арлекино», «Алия», «Земляничные поляны». «Женщина, которая поет», «Баллада о матери», «Любовь никогда не бывает без грусти», «Я встретил девушку», «В горнице», «Московские окна», «Над землей летели лебеди», … песни из репертуара Б.Страйзенд, Т.Джонса, Л.Торрес, «Битлз», «Шокин Блю», … на русском, казахском, болгарском, польском, грузинском, английском, азербайджанском, литовском языках!
Голопом по европам
Спасибо Людмиле Лядовой и Андрею Эшпаю за фразу: «Моя песня, как хочу, так и пою!» Это я к тому, что: искренний восторг я выразил; официальные «вводные» выдал; факты констатировал. Далее —личные наблюдения.
Во-первых, жеребьевка — большое дело. Опыт подсказывает и показывает, что «чем дальше в лес (к финалу конкурса), тем больше дров» (возможность оставить неизгладимый след в памяти жюри и душах зрителей). Но всем, как вы понимаете, с жеребьевкой повезти не могло. Начинали четверо мужчин. Народ разогрели, особых лавров не снискали Мирослав Димов из Болгарии обладает приятным голосом и приятной же внешностью Но для победы в подобной нынешней компании этого явно недостаточно. Тем более, после того, как «Арлекино» сделала шедевром Алла Борисовна, чтобы покорить жюри, петь эту песню обязательно нужно было лучше, а это сами понимаете… Гусейн Мамедов поет традиционно — по-азербайджански, скажем так. Но на фоне любимца Могилевских девушек, обладателя 2-й премии «Золотого шлягера-96» Фаика Агаева, у Гусейна и голос местами напоминает козлетон, и обаянием он пожиже… Не удивительно, что рядом с их фамилиями в «протоколе» вашего комментатора стоит решительное «Нет!», что и подтвердили чуть позже члены жюри.
Могилевчанин Павел Усович, который в прошлом году остался без наград, отнюдь не покорив никого имиджем младшего брата Бориса Моисеева, на этот раз показал, что: а)хотя полностью и не избавился от манерности-гундосости, б)стал крепче в смысле вокала, в)строже во всех отношениях. Иными словами, изрядно подрос. Вот только Павлу необходимо брать уроки сценодвижения, и, во-первых, не стоило петь «Лайлу» Тома Джонса. На это мало кто отваживался в истории эстрады, и совершенно справедливо. Песенка эта для оч-чень мужчины и оч-чень эротичного мужчины!.. Тем не менее, против фамилии «Усович» у меня появилось первое «Может быть».
Россиянин Сергей Избаш, не в обиду ему будь сказано, напоминал то опереточный вариант из программы «Городок» (— Янко! — Стелла!!), то Женю Киркорова то Филиппа Белоусова, то дублера Надежды Кадышевой из «Золотого кольца». «Нет» — и весь сказ.
Беата Фельдман из Израиля через советский Вильнюс, где она родилась 21 год назад, стала второй ласточкой после Усовича — «Может быть», доказав, правда, что «сыграть» песню она может значительно лучше, чем спеть.
Молдаванка Жеоржета Поворознюк маленькой, но сильной рукой давила слезы из зрителей мартыновской «Над землей летели лебеди». И быть бы ей в лауреатах, если бы вторым номером не шла знаменитая «Шизгара», которая, как ей по тексту и положено, была у Же- оржеты эротична и даже моментами малопристойна.
Когда я услышал, что вторая молдованка Нелли Чобану возомнила себя «Королевой Шан- те-Клера» следом за Лолитой Торрес, подумал «Вот ты, девочка, и спеклась!» Все-таки надо обладать большой смелостью, чтобы даже с очарованием маленькой Нелли попытаться превзойти шикарную Лолиту. А вы знаете, получилось! Не «превзойти», просто получилось. Нелли зал покори ла. Как аплодировали зрители!! Чобану сделала первую заявку на приз зрительских симпатий, а в моих «записках из подполья» появилось первое робкое «Да?».
Впрочем, тут же была и заявка номер 2 — грузинка Майя Каркарашвили. Из пугачевской «Женщины, которая…» Майя выбросила пару строк («Не дай пресытиться любимым делом, не дай отяжелеть душой и телом»), Получилось, что ее волнует, «где друзья, а где враги» да чтобы морщин поменьше. Но после лезгинки, которую грузинка не только спела, но и станцевала, зал устроил настоящую овацию, чем потряс не только Майю, но и ведущих Хрусталева-Грибалеву. «Да».
Ангелина Александрова (Казахстан) мощнейшим голосом выдала «Алию» Рымбаевой и тоже «удостоилась» аплодисментов (от зрителей) и «Да» (от меня лично). Хотя и подумалось вашему покорному слуге, что души в спетом — не много, больше школы.
Солистка одного из российских военно-эстрадных оркестров Ирина Левина соединила в выступлении войну (проникновенно, с болью, с криком — «Алексей, Алешенька, сынок!!») и эстраду («Любовь никогда не бывает без грусти»), Сделала все хорошо. Конечно, «Да».
Самая молодая участница Ай-сте Пильвелите из Литвы продемонстрировала, что в этой стране — другие ориентиры (что-нибудь типа Уитни Хьюстон), и отличилась сильным, традиционно литовским голосом и традиционно литовской же внешностью (немного даже нарочитой). «Да» рядом с ее фамилией украсилось у меня тремя вопросительными знаками, что можно интерпретировать как нечто среднее между «да» и «может быть».
Могилевчанка Ольга Мельникова заслужила у меня не просто «Нет», а «Нет!!!» Превратила грустную душевную «В горнице» в песенку а-ля угар НЭПа, кривлялась не к месту (а это бывает к месту?) и совершенно не понимала, о чем же она поет.
Болгарка Радостина Ангелова пыталась покорить самым глубоким и низким голосом, кожаными штанами, версией битлов- ской «Хелп!» в духе американской эстрады. Увы, не удалось. Хотя по телевизору… Ох, по телевизору — слушалась как обладатель Гран-при, не меньше Точно также прилично звучала из «ящика» еще одна «неудачница» — полька Магдалена Зольковска со своими блюзами, выступавшая последней.
Но героиней конкурса стала (набираем воздуха и — громко, с толком, с чувством, с расстановкой) Искуи Абалян. Наша, могилевчанка. Пусть даже Могилев ее себе и присвоил. Мало того, что Искуи была очаровательна, мало того, что она заставила зал своим великолепным, чистым, как слеза, голосом почти рыдать от восторга, она еще и напрочь скосила жюри Троекратное могучее «Уррра!!» Но, прежде чем говорить об итогах конкурса, ненадолго вас отвлеку и развлеку. Представим себе, что участники выходили не на сцену, а на подиум, и демонстрировали модели одежды. Тем более, что иногда так и казалось.