Сидоренко, Б. Вокруг моста кипела жизнь : [из истории Днепровского моста] / Борис Сидоренко // Могилевская правда. — 2016. — 9 июня. — С. 13.
Сейчас внимание всех могилевчан от мала до велика приковано к центральному, старейшему в городе мосту через Днепр. Еще не так давно о нем мало кто вспоминал, настолько привычно и чисто функционально он вписывался в нашу повседневность, но вот когда потребовал капитального ремонта и заработал вполсилы, то это почувствовали все.
И хотя через реку этот мост далеко не единственный, по своему значению в жизни областного центра не идет ни в какое сравнение с остальными. Мало того, что он старейший из ныне действующих в Могилеве, это еще и важнейшая часть городской транспортной инфраструктуры и эстетическая отдушина, связанная с юностью и самыми лучшими воспоминаниями в сердце каждого жителя города. Это не просто сооружение для перехода или переезда через реку, но еще и артерия, соединяющие человеческие судьбы и жизни во времени и пространстве.
Столетие с небольшим тому назад вокруг моста жизнь била ключом и играла яркими красками. Губернский Могилев был куда больше придвинут к Днепру, вдоль реки располагались культовые постройки и жилые дома, теснились причалы, амбары, склады, постоялые дворы, рынки, стоянки извозчиков. Первый стационарный мост через Днепр был построен в Могилеве в 1860 году по проекту и под руководством Николая Ястребского на месте, где раньше действовали наплывные мосты и паромные переправы. Он имел 8 пролетов, поддерживался деревянными опорами и «быками», пропитанными морилкой, и в длину достигал почти 200 метров, а метров через 100—150 вверх по течению были установлены ледорезы.
«Ниже Днепровского подъема, — найдем мы в «Опыте описания Могилевской губернии», — вправо от моста, идет под горою по второму ее уступу Школьная улица, ведущая в часть города, называемую «Школище», где особенно скучено еврейское население и потому находится много еврейских молитвенных школ; некоторые из которых считаются самыми древними в городе, так как это место первоначально было дозволено оседлостью евреев. В начале улицы, лицом к ней, построены над Днепром каменные здания водопровода. За ними открывается спуск к недавно устроенной пароходной пристани, и возле нее, на самом берегу реки стоит каменное здание основанного в 1687 и упраздненного в 1864 г. Римско-католического Бернардинского монастыря (костел Св. Антония). Ныне в нем с 1872 г. помещается центральный архив судебных мест. Тут же, недалеко от архива, среди незначительного числа небольших христианских домов, находится каменная Вознесенско-Покровская церковь, постройка которой начата была в 1668 году.
Влево от Днепровского моста, у подножия вала, находится другой каменный пивоваренный завод. От него идет, несколько волнообразно, улица Быховская, по которой продолжается Бобруйское шоссе. Эту улицу до подъема ее в гору рассекает речка Дубровенка. На левой стороне построенного через Дубровенку моста, при самом устье реки, находится деревянная водяная мельница, построенная в 1858 г., с дозволения бывшего городского управления, частным лицом, с условием, что по прошествии 25 лет она должна быть сдана городу и поступить в число его оброчных статей. За мостом открывается влево недавно вымощенная камнем улица, ведущая к каменной Успенской церкви, стоящей на берегу Днепра, на небольшом холме; церковь эта начата постройкою в 1670г. Прямо от моста по направлению Быховской улицы вы встретите каменное здание духовного училища, несколько удаленное во дворе от линии улицы.
А вот что можно было увидеть на противоположной стороне Днепра, на местности, примыкающей к мосту: «Взор путника в этом предместье может остановиться разве влево, на довольно большом каменном здании — пивоваренном заводе Леккерта и далее, вправо, на двух каменных церквах: Петро-Павловской и Троицкой; остальные постройки заурядны и напоминают собой домики уездных городов. Главная улица Московского предместья, по которой идет совершенно прямая линия шоссе, оканчивается деревянным мостом, на устоях, через Днепр».
Сейчас ничего этого нет, время не сохранило прекрасных храмов и прочих построек, находящихся рядом с мостом, но тем более городские архитекторы имеют прекрасную и редкую возможность так обустроить местность, примыкающую к центральной переправе через Днепр, что город сможет расстаться с недоброй славой самого невзрачного областного центра республики. Напомним, что в соседних Витебске и Гомеле наиболее благоустроенные территории как раз таки те, которые вплотную примыкают к Двине и Сожу и мостам через них.
Но вернемся в прошлое и постараемся не забыть о том, что можно обнаружить при земляных работах в районе реконструируемого моста и, главное, на дне самого Днепра, ведь история Могилева целиком и полностью связана с этой рекой. Откроем могилевские летописи и хроники и вот что мы в них отыщем: «1707 года, Августа 3 дня… — повествовал игумен Орест, — из Минска от генерала Репнина прислан в Могилев Российской армии майор с двумя стами конницы, который по приезде своем в третий день, взяв солдат 100 человек, квартировавшихся в Могилеве, и с оными солдатами забрав собственные городские на валу стоявшие , 25 пушек, которых с лафетов сняв, колы порубив, железные оковы ободрав, в замке Могилевском в кучу посваливав, потом сложивши оные пушки в байдак отправил в Смоленск…И как в то время в браме Олейной в цехаузе боковом хранился городской порох, пули, олово и несколько сот больших кусков свинца, замурованных так искусно, что оных дверей не только невозможно было узнать, но и приметить; то по объявлению : одного Русского пушкаря, называвшегося Стенькой Понарским, служившего через несколько лет в Могилеве за цекляра, Россияне, отбивши двери замурованные, все там найденное ими побрали, порох и олово роздали на полки; а пули затопили в Днепре, дабы те припасы Шведской армии не могли достаться…».
Историки долгое время не придавали этим словам особого значения, но летом 1970 г. в раструб земснаряда, чистившего под мостом русло реки, всосало не только пули, но и наконечники алебард и ружейные замки и различную металлическую утварь из городского арсенала. И далее пишет Орест уже о другой войне 1812 г.: «Французы, стоявшие по квартирам и в казармах на Луполово, сожгли за Петропавловской Луполовской церковью несколько домов, близ Троицкой Луполовской церкви поделали батареи и в церковь навозили пушек и поделали высокие полы, дабы можно было из церковных окошек стрелять из пушек…». При отступлении наполеоновские солдаты не смогли увезти орудия с собой и затопили их в Днепре, как раз рядом с мостом. Так что, кто знает, что еще может быть обнаружено на речном дне, когда после завершения всех строительных работ земснаряд начнет очищать днепровский фарватер.
Практически все мемуаристы губернской поры оставили о старом мосте свои воспоминания, мост даже попал в кадры кинохроники, запечатлевшей Крещенский крестный ход 1916г., не говоря уже о дневнике Николая II. Могилевский гимназист Андрей Власов донес проникновенные строки: «Единственный в Могилеве мост через реку Днепр был предназначен для повозок с конской упряжкой. Автомобили были в то время большой редкостью. Ни у губернатора, ни у архиерея, ни у командира пехотного полка не было автомобилей. Только к концу 1915 года, когда в Могилев перешла Ставка Верховного Главнокомандующего, в городе часто стали встречаться автомобили с военными шоферами. Зимой колеса были с цепями, чтобы не скользили. Окраска в защитный цвет — указание на завод «Паккард». Впрочем, были и автомобили с выпуклыми словами: «Русско-Балтийский».
Про мост через Днепр можно еще сказать, что настил был деревянный. А средняя часть была в виде клетки с балками, укрепленными «крест на крест». Позднее, весной и летом 1918 года не разрушенный мост был границей между красными, занявшими Луполово, и нами. Вверх по течению от моста из реки торчали треугольные «быки». На деревянном основании укрепленная вкось железная обшивка должна была резать лед при начале ледохода, ради целости моста. Недалеко от моста находилась пристань речного пароходства. Речные пассажирские колесные пароходы уходили из Могилева по двум направлениям: на север в сторону Орши и на юг в сторону Киева… Приятно было, находясь у моста, прислушиваться к мирному плеску лопастей колесных пароходов. Этот плеск как-то не противоречил природе. Это совсем не то, что машинный скрежет на заводах».
Но жизнь вокруг моста постепенно угасала, особенно сильно это проявилось после последней войны, когда в результате боевых действий была разрушена вся близлежащая инфраструктура. В годы богоборчества были уничтожены близлежащие Покровская, Троицкая и Успенская церкви, большой жилой массив Подниколье так и не восстал из пепла и жизнь сюда больше не вернулась. Еще в прошлом веке на берегу Днепра действовала пригородная автостанция, но вскоре появилась улица Челюскинцев, и автостанцию перенесли. Могилевская пристань канула в Лету вместе с рейсами по воде в Оршу и Быхов, сейчас о ней мало кто помнит.
Очень хотелось бы видеть близ моста памятный знак с исторической информацией об этом уникальном месте, еще лучше, если местность эта станет обрастать красивыми зданиями и даже жилыми домами, лодочными станциями, аттракционами и торговыми точками. Троллейбусной и автобусной остановкам, именуемым «Могилевский рынок», который народ упорно продолжает называть Бы- ховским базаром, следует вернуть прежнее название «Днепровский мост». Будем надеяться, что ремонт моста даст толчок обустройству близлежащей территории, все зависит от нас.