Вокруг моста кипела жизнь

   Сидоренко, Б. Вокруг моста кипела жизнь : [из истории Днепровского моста] / Борис Сидоренко // Могилевская правда. — 2016. — 9 июня. — С. 13.

Сейчас внимание всех могилевчан от мала до велика приковано к центральному, старейшему в городе мосту через Днепр. Еще не так давно о нем мало кто вспоминал, настолько привычно и чисто функционально он вписывался в нашу повседневность, но вот когда потребовал капитального ремонта и заработал вполсилы, то это почувствовали все.

И хотя через реку этот мост далеко не единственный, по своему значению в жизни об­ластного центра не идет ни в какое сравнение с остальными. Мало того, что он старейший из ныне действующих в Могиле­ве, это еще и важнейшая часть городской транспортной ин­фраструктуры и эстетическая отдушина, связанная с юностью и самыми лучшими воспомина­ниями в сердце каждого жителя города. Это не просто сооруже­ние для перехода или переезда через реку, но еще и артерия, со­единяющие человеческие судь­бы и жизни во времени и про­странстве.

Столетие с небольшим тому назад вокруг мо­ста жизнь била ключом и играла яркими красками. Губернский Могилев был куда больше при­двинут к Днепру, вдоль реки рас­полагались культовые постройки и жилые дома, теснились причалы, амбары, склады, постоялые дворы, рынки, стоянки извоз­чиков. Первый стационарный мост через Днепр был построен в Могилеве в 1860 году по про­екту и под руководством Николая Ястребского на месте, где раньше действовали наплывные мосты и паромные переправы. Он имел 8 пролетов, поддержи­вался деревянными опорами и «быками», пропитанными морил­кой, и в длину достигал почти 200 метров, а метров через 100—150 вверх по течению были установ­лены ледорезы.

«Ниже Днепровского подъ­ема, — найдем мы в «Опыте опи­сания Могилевской губернии», — вправо от моста, идет под горою по второму ее уступу Школьная улица, ведущая в часть города, называемую «Школище», где осо­бенно скучено еврейское насе­ление и потому находится много еврейских молитвенных школ; не­которые из которых считаются са­мыми древними в городе, так как это место первоначально было дозволено оседлостью евреев. В начале улицы, лицом к ней, по­строены над Днепром каменные здания водопровода. За ними от­крывается спуск к недавно устро­енной пароходной пристани, и возле нее, на самом берегу реки стоит каменное здание основанного в 1687 и упраздненного в 1864 г. Римско-католического Бернардинского монастыря (ко­стел Св. Антония). Ныне в нем с 1872 г. помещается централь­ный архив судебных мест. Тут же, недалеко от архива, среди не­значительного числа небольших христианских домов, находится каменная Вознесенско-Покровская церковь, постройка которой начата была в 1668 году.

Влево от Днепровского мо­ста, у подножия вала, находится другой каменный пивоваренный завод. От него идет, несколько волнообразно, улица Быховская, по которой продолжается Бо­бруйское шоссе. Эту улицу до подъема ее в гору рассекает реч­ка Дубровенка. На левой стороне построенного через Дубровенку моста, при самом устье реки, находится деревянная водяная мельница, построенная в 1858 г., с дозволения бывшего городско­го управления, частным лицом, с условием, что по прошествии 25 лет она должна быть сдана городу и поступить в число его оброчных статей. За мостом открывается влево недавно вымощенная камнем улица, ведущая к каменной Успенской церкви, стоящей на берегу Днепра, на небольшом холме; церковь эта начата постройкою в 1670г. Прямо от моста по направлению Быховской улицы вы встретите каменное здание духовного училища, несколько удаленное во дворе от линии улицы.

А вот что можно было увидеть на противоположной стороне Днепра, на местности, примыкающей к мосту: «Взор путника в этом предместье может остановиться разве влево, на довольно большом каменном здании — пивоваренном заводе Леккерта и далее, вправо, на двух каменных церквах: Петро-Павловской и Троицкой; остальные постройки заурядны и напоминают собой домики уездных городов. Главная улица Московского предместья, по которой идет совершенно прямая линия шоссе, оканчивается деревянным мостом, на устоях, через Днепр».

Сейчас ничего этого нет, время не сохранило прекрасных храмов и прочих построек, находящихся рядом с мостом, но тем более городские архитек­торы имеют прекрасную и ред­кую возможность так обустроить местность, примыкающую к цен­тральной переправе через Днепр, что город сможет расстаться с не­доброй славой самого невзрачно­го областного центра республики. Напомним, что в соседних Ви­тебске и Гомеле наиболее благо­устроенные территории как раз таки те, которые вплотную при­мыкают к Двине и Сожу и мостам через них.

Но вернемся в прошлое и по­стараемся не забыть о том, что можно обнаружить при земляных работах в районе реконструиру­емого моста и, главное, на дне самого Днепра, ведь история Могилева целиком и полностью связана с этой рекой. Откроем могилевские летописи и хроники и вот что мы в них отыщем: «1707 года, Августа 3 дня… — повество­вал игумен Орест, — из Минска от генерала Репнина прислан в Могилев Российской армии майор с двумя стами конницы, который по приезде своем в третий день, взяв солдат 100 человек, квартировавшихся в Могилеве, и с оны­ми солдатами забрав собствен­ные городские на валу стоявшие , 25 пушек, которых с лафетов сняв, колы порубив, железные оковы ободрав, в замке Могилевском в кучу посваливав, потом сложивши оные пушки в байдак отправил в Смоленск…И как в то время в браме Олейной в цехаузе боко­вом хранился городской порох, пули, олово и несколько сот боль­ших кусков свинца, замурованных так искусно, что оных дверей не только невозможно было узнать, но и приметить; то по объявлению : одного Русского пушкаря, называвшегося Стенькой Понарским, служившего через несколько лет в Могилеве за цекляра, Россияне, отбивши двери замурованные, все там найденное ими побрали, порох и олово роздали на полки; а пули затопили в Днепре, дабы те припасы Шведской армии не могли достаться…».

Историки долгое время не придавали этим словам особого значения, но летом 1970 г. в раструб земснаряда, чистивше­го под мостом русло реки, всоса­ло не только пули, но и наконечники алебард и ружейные замки и различную металлическую утварь из городского арсенала. И далее пишет Орест уже о другой войне 1812 г.: «Французы, стоявшие по квартирам и в казармах на Луполово, сожгли за Петропавловской Луполовской церковью несколько домов, близ Троицкой Луполов­ской церкви поделали батареи и в церковь навозили пушек и поделали высокие полы, дабы можно было из церковных окошек стре­лять из пушек…». При отступле­нии наполеоновские солдаты не смогли увезти орудия с собой и затопили их в Днепре, как раз ря­дом с мостом. Так что, кто знает, что еще может быть обнаружено на речном дне, когда после за­вершения всех строительных ра­бот земснаряд начнет очищать днепровский фарватер.

Практически все мемуари­сты губернской поры оставили о старом мосте свои воспомина­ния, мост даже попал в кадры ки­нохроники, запечатлевшей Кре­щенский крестный ход 1916г., не говоря уже о дневнике Николая II. Могилевский гимназист Андрей Власов донес проникновенные строки: «Единственный в Моги­леве мост через реку Днепр был предназначен для повозок с кон­ской упряжкой. Автомобили были в то время большой редкостью. Ни у губернатора, ни у архиерея, ни у командира пехотного полка не было автомобилей. Только к концу 1915 года, когда в Моги­лев перешла Ставка Верховного Главнокомандующего, в городе часто стали встречаться авто­мобили с военными шоферами. Зимой колеса были с цепями, чтобы не скользили. Окраска в за­щитный цвет — указание на завод «Паккард». Впрочем, были и ав­томобили с выпуклыми словами: «Русско-Балтийский».

Про мост через Днепр можно еще сказать, что настил был де­ревянный. А средняя часть была в виде клетки с балками, укре­пленными «крест на крест». Позд­нее, весной и летом 1918 года не разрушенный мост был границей между красными, занявшими Луполово, и нами. Вверх по течению от моста из реки торчали треу­гольные «быки». На деревянном основании укрепленная вкось железная обшивка должна была резать лед при начале ледохода, ради целости моста. Недалеко от моста находилась пристань реч­ного пароходства. Речные пас­сажирские колесные пароходы уходили из Могилева по двум на­правлениям: на север в сторону Орши и на юг в сторону Киева… Приятно было, находясь у мо­ста, прислушиваться к мирному плеску лопастей колесных паро­ходов. Этот плеск как-то не про­тиворечил природе. Это совсем не то, что машинный скрежет на заводах».

Но жизнь вокруг моста по­степенно угасала, особен­но сильно это проявилось после последней войны, когда в резуль­тате боевых действий была раз­рушена вся близлежащая инфра­структура. В годы богоборчества были уничтожены близлежащие Покровская, Троицкая и Успен­ская церкви, большой жилой мас­сив Подниколье так и не восстал из пепла и жизнь сюда больше не вернулась. Еще в прошлом веке на берегу Днепра действо­вала пригородная автостанция, но вскоре появилась улица Челю­скинцев, и автостанцию перенес­ли. Могилевская пристань канула в Лету вместе с рейсами по воде в Оршу и Быхов, сейчас о ней мало кто помнит.

Очень хотелось бы видеть близ моста памятный знак с исто­рической информацией об этом уникальном месте, еще лучше, если местность эта станет обрастать красивыми зда­ниями и даже жилыми домами, лодочными станциями, аттрак­ционами и торговыми точками. Троллейбусной и автобусной остановкам, именуемым «Моги­левский рынок», который народ упорно продолжает называть Бы- ховским базаром, следует вер­нуть прежнее название «Днепров­ский мост». Будем надеяться, что ремонт моста даст толчок обустройству близлежащей террито­рии, все зависит от нас.