Поэт грядущего братства

   Поэт грядущего братства // Магілёўскія ведамасці. — 2000. — 19 августа.

В Москве вышла книга избранных произведений нашегс талантливого земляка поэта Александра Мельникова. Скорбно, что этот прекрасно изданный сборник стихов Александр Петрович уже не увидит. В феврале прошлого года после тяжелой болезни он ушел из жизни.

Родился Александр Мельников в деревне с поэтическим названием Васильки, что в Белыничском районе. Получив диплом врача, более тринадцати лет трудился в нашей областной санэпидемстанции. Уже в 1964 году он начал создавать на Могилевщине медицинскую службу радиационной безопасности. Еще до официального сообщения о катастрофе на Чернобыльской АЭС Мельников утром 28 апреля 1986 года первым устано­вил чрезвычайное радиационное неблагополучие на территории Могилева и, как говорит­ся, забил тревогу…

Александр Петрович постоянно работал со всеми пребывающими в нашу область специалистами и экспедициями Института биофизики М3 СССР и других институтов. Вместе с ними он постоянно находился в самых загрязненных радионуклидами местах Могилевщины, вносил пока еще не получивший достойной оценки вклад в организацию мер сохранения здоровья людей. Он ничуть не думал о том, что подвергает опасности здоровье свое. Судьба уготовила Александру Петровичу горькие испытания. Ему пришлось перестрадать трагическую гибель сына Андрея, пережить тревоги за прошедшего страш­ные дороги «афгана» сына Семена, испытать горе утраты преждевременно ушедшей из жизни жены Галины…

Его стихи о пережитом, выстраданном…

Вот что пишет в статье к изданию избранных произведений члена Союза белорусских писателей Александра Мельникова лауреат международной премии имени святых равно­апостольных Кирилла и Мефодия, лауреат международной премии имени Андрея Платоно­ва Олег Шестинский:

Умер Александр Мельников. Поэт зоркого виденья. Поэт XXI века. И это не преувеличения. Он будет полностью понят и осознан в те новые десятиле­тия, когда мы, народ, начнем возвращаться к своим нрав­ственным ценностям и истори­ческим завоеваниям.

Но сначала о том, как стран­но мы познакомились и странно попрощались на этой земле.

Я работал в Союзе писате­лей СССР. Однажды сидел у себя в кабинете, погруженный в какие-то важные, неотлож­ные дела. Секретарша доло­жила: «К вам поэт…» — «Я за­нят…» — «Он из Могилева…». Путь дальний, и я пригласил его, оговорив, что отвожу ему десять минут.

Вошел коренастый, нетороп­ливый, какой-то весь светлый человек, с круглым, добродуш­ным лицом, черты которого при беглом взгляде казались рас­плывчатыми. Спокойный, самоуважительный, славянского об­лика.

«Я собрался вам стихи про­читать…» — «Только этого мне не хватало», — мелькнуло в го­лове. но памятуя, что гость из­далека, предложил прочитать два-три стихотворения.

И вдруг, едва он начал чи­тать, комната словно налилась густым запахом белорусской земли:

Сомкну глаза — и вижу
Вдоль полевых дорог
Желтеющую пижму
И русый хохолок…
Сушили их за хатой.
Где вишен череда.

А уж потом малыш на выру­ченные деньги «стрелой в сель­маг влетал…».

… И мать троих встречала
У нашего плетня:
Пушкина,
Купалу
И гордого — меня.

И если мы сейчас произно­сим общие и величавые, торжественные и примелькавшие­ся всуе слова о нашей общно­сти, то, пожалуй, символом культурного единства могут стать эти неприхотливые, но образные строки.

Я тогда вскричал: «Ну, ты молодец!». Отставил свои бу­маги, и мы отправились ко мне домой (благо, он был рядом) читать Сашины стихи.

Таково было начало — не побоюсь сказать — нашей друж­бы.

…А известие о смерти его тоже оказалось для меня мистически-странным.

В Союзе писателей отмеча­ли мой юбилей. Я знал, что Саша должен обязательно при­лететь на него из Могилева, хотя он и жаловался последнее время на недомогания.

Сергей Михалков открыл ве­чер и вежливо-учтиво стал перечислять имена гостей, при­бывших на праздник: «…Александр Мельников из Белорус­сии».

Я перебил его: «Сергей Вла­димирович, он еще в самолете… Летит…». — «Мягкой ему посад­ки в Моск­ве», — поже­лал Михалков. А в это время Сашу уже одолева­ли предсмер­тные мучения в Могилеве. О, Боже, Боже!

Если бы он был жив, можно было бы оценить книгу «Избран­ное», произведя разбор ее досто­инств и некоторых просчетов. Но его уже с нами нет. И книга превращает­ся в завещание по­эта, как нам жить, мыслить, к чему при­слониться душой. Я считаю, что эта кни­га — завещание, об­ращенное к XXI веку. И в этом националь­но-общественное зна­чение ее.

Отметим, что книга полна добра, доброжелательно­сти, света, внимания к человеку, и в наше черствое, эгоистичес­кое время —это уже подвиг! Это уже движение против мутных волн взбаламученного моря.

Во-первых, «Избранное» глу­боко патриотично. Он, белорус Александр Мельников, писал по- русски. Но весь он, его мышление, заботы, надежды связыва­лись прежде всего с белорус­ской землей, которая его выра­стила. Да и как могло быть ина­че!

Конечно, о Васильках
Я, умирая, вздохну.
Конечно, о Васильках,
Где первую встретил весну.

Может быть, строки несколь­ко декларативны. Но вслушай­тесь, какой мощной художествен­ной симфонией выплескивается любовь к Белоруссии в других стихах, — любовь не ради крас­ного словца, не для внешнего утверждения себя:

Но До сих пор мне прибавляет
зренья
И черный свет от свежей

борозды,
И белый свет от лемеха
с отвалом,
И синий — от неведомой
звезды.
Что на вершине стога ночевала.

Как символично-прекрасно: любить по-сыновьи Белоруссию и посыновьи жить в стихии рус­ского языка! Это так: тонко, неуловимо, генетически взаимо­связано. Духовное обогащение осуществляется так же, как на­сыщается природниковый луг святою водой. Во-вторых, его творче­ство предвосхищает ту выстра­данную дружбу, которая не мо­жет с новой силой не завязаться между нашими народами и госу­дарствами в XXI веке. Вот — еще раз подчеркиваю — предвосхитительность его поэзии.

Я-то, как никто, понимаю его строки:

… пахнет бульбой
белорусской
На Петроградской стороне.

Понимаю потому, что всю бло­каду прожил на Петроградской в Ленинграде и цвет, овал, шелу­ху, дразнящий запах от варки картофеля — той бульбы — за­помнился до смерти умирающим блокадникам. Какое блаженство, когда мы, мальчики, насыщались очистками бульбы, подаренной нам сердобольными тетями из столовых.

Александр Мельников видел Россию не американизирован­ной, не шоуменски-приплясыва- ющей, а великой, исторически ничего не растерявшей из своих духовных богатств, определяю­щей культуры других славянских народов.

И писал об этом по-крупному:

Читает Россия стихи.
Очень хочется ей, чтоб они

Были дети ее, не пасынки.
Чтобы трудно было без них.
Как бывает трудно без хлеба.

А хлеб был для него высшим мерилом труда.

Александр Мельников был взыскательным художником, растущим по-своему, вдумываю­щимся в каждое слово. И осознающий каждое настоящее слово как самобытность, самовитость, самостоятельность. К это­му он шел трудно.

Ах, как раньше писалось!
Сорок сороков слов.

Только три и осталось —
Родина.
Труд.
Любовь.

И все три слова у него были не заемные, а сочиненные им самим, не латунно-гнущиеся, а из того крепкого дерева, кото­рое дышит и стоит веками.

Иногда мы походя, по-детски играючи, вещаем о гуманизме.

А у Мельникова гуманизм был реальностью, живой, по-кресть­янски выражался в конкретных стихах о матери. Пусть кто-то не согласится со мной, но поэт, не воспевающий мать, это лишь сти­хотворец без души.

Нет на свете дороже картин.
Чем лицо в обрамленьи седин.
Живое
Лицо

Матери.
Или вот мать:
…Из сумки достает
Калач,
Завязанный
в платок.
Антоновку и мед.

В этих мелочах быта и есть неустан­ная материнская за­бота. Как-то Алек­сандр Мельников обмолвился: «Есть зрение души». Вот этим «зрением» он и смог увидеть самое дорогое, что есть, — мать. Душа его нын­че спокойна в небе­сах, потому что он выполнил главное пожелание матери:

И так живи,
сыночек.
Чтоб людям —
честно в очи…
глядеть…

Так он и жил. Сергей Орлов, замечательный поэт, когда-то пи­сал: «… об этом не просто надо писать, надо право иметь сказать». Эти слова целиком относятся к Александру Мельникову. И не как некую ме­тафору воспринимаешь его сти­хи, а как реальность:

Когда навсегда уйдем.
Забвенье не сладит с нами —
Небо вспомянет дождем.
Земля — цветами.

Его право сказать о Белору- сии «по-орловски» заключалось в том, что он, санитарный врач по профессии, самым непосредственным образом был ввергнут в чернобыльскую трагедию. Не по газетным строкам знал он о ней. Сердцем, душой, умом переживал он ее, и не уменьша­лась она в его сознании, как умаляется свет от мерцающей протянувшейся в небе кометы. Кто прочтет равнодушно?

А в пысинском крае,
в Высоком Борке,

Стронций да цезий
в боровике…

Я, как человек, переживший школьником все 900 дней блока­ды, пронзительно понимаю его беспощадные стихи о Чернобы­ле.

Вот переселенка. Она в горо­де («ее почти что силой увезли»). Но душа ее там, на милых ягод­ных лугах, сожженных радиаци­ей. Она дремлет возле городс­кого фонтана:

Старуха дремлет, слушая
фонтан,
И снится ей — из облака

фонтана
Возрос пропавший без
вести Иван
И вопросил: — Куда
вертаться, Анна?

Бескомпромиссный Алек­сандр Мельников отмечал: «Не дай мне Бог умильною строкою свой день итожить…». И он не юлит, переживая бюрократи­ческие препоны при оказании помощи чернобыльцам:

Ни крова, ни лекарств.
Высокие посулы…
О, царствие мытарств!
О, преисподней гулы!..

Собственно, беспрестанное нахождение в центре радиации как врача санэпидстанции и уко­ротило его жизнь, оборвало его никому не подчиненную песню.

Некоторых удивляло, что у Александра Мельникова, поэта- лирика, нет стихов о любви к женщине. Какая-то загадоч­ность в том, — рассуждали иные.

А никакой загадочности нет. Просто нужно глубже вслушать­ся в живой мир поэта. Он по-редкому цельный поэт, не выставляющий напоказ то, что при­надлежит только двоим. Ведь у большинства поэтов любовь на виду, а у него под семью замками своего тайного счастья.

Его стихотворение «Люби­мая» — высочайшей творчес­кой силы. Оно выявляет сокро­венное чувство к женщине — своей единственной в жизни ЗВЕЗДЕ! А иначе он писать не мог, разбрасываясь.

Любовь для него — это «сле­тевшая звезда», дар жизни, дар Божий, хранительница перво­бытного огня. А звезда не мо­жет быть все время рядом с человеком. Я приведу целиком одно из глубочайших стихотво­рений о любви русской поэзии.

Любимая

Там человек сгорел
А. Фет

К августу и звезды вызревают.
Промелькнув прощальным
серебром.
Падают они и остывают
В росяных отавах за Днепром.
В тишине, колеблемой водою,
Я замру, один на берегу,
И ко мне слетевшею звездою
Пирамидку веток подожгу.
Позову друзей своих
 немногих.
Соберутся, обоймут меня.
Лишь тебя с неведомой дороги
Не дождусь у звездного огня.
Солнце приподнимется
над плесом.

Засверкает утренний простор.
Мы простимся, и никто
не спросит.
От чего зажегся мой костер.

Эту звезду он и любил!

И вот его нет. Но он не в прошлом. Он в будущем. Его еще не оценили. У нас оценивают медленно и нехотя. Но Беларусь еще поклонится ему за творческий и медицинский подвиг. Россия—новая, буду­щая, светлая — введет его в круг своих славянских светил.

А мне, пока я на земле, все будет чудиться, что самолет летит, скоро он приземлится, и милый Сергей Владимирович Михалков скажет: «А вот и он. Белорусский народ обязатель­ный…».

А завершают эту публика­цию две строфы, написанные Александром Мельниковым в конце его непродолжительной жизни.

Поэзия, ты ли ее укрепила.
Душу мою в чернобыльской
мгле.
Иначе — какая тайная сила
Все еще держит меня
на земле?..
* * *
Я уже за себя не боюсь.
Это счастье ничто не
отнимет.
Есть плечо, на которое
обопрусь.
Есть земля, которая примет.
Это — мати моя Беларусь…