Аношкин, И. «Я уже за себя не боюсь…» : вышла посмертная книга «Избранное» прекрасного могилевского поэта Александра Мельникова / Иван Аношкин // Могилевская правда. — 2000. — 11 августа.
Специалисты знали Александра Петровича Мельникова как высокопрофессионального врача-радиолога. Специализируясь по линии радиационной гигиены и безопасности, после Чернобыльской катастрофы он не имел ни дня покоя, часто выезжая в наиболее пораженные, радиацией районы, делая все возможное для защиты населения от нависшей беды. Это в немалой мере и укоротило его собственные дни.
Но еще Александр Мельников — прекрасный поэт. Писал стихи он еще в школе, лотом в институте, однако, скромный и весьма требовательный к себе, печататься начал лишь в зрелом возрасте — в «Магілёўскай праўдзе” , в республиканских газетах и журналах. В 1977 году вышел его первый стихотворный сборник “Спасибо, жизнь», в 1980-м — второй, “Три слова”. Книги эти были тепло встречены читателями и критикой, в 1981-м году А.Мельникова приняли в члены Союза писателей СССР. В 1996 году в Москве увидел свет стихотворный сборник поэта “Земля надеется”. Готовил он к печати свою четвертую книжку «Чернобыльские тетради”, да не успел…
И вот появилось посмертное “Избранное” Александра Мельникова, изданное в Москве стараниями друзей. В книгу вошло все лучшее из творческого наследия поэта. Впрочем, может и не все. Уже тяжело больной, Александр Петрович писал, творил до последних своих дней. И многое из написанного пока только в архиве покойного поэта.
Александр Мельников сочинял стихи на русском языке, но его поэзия проникнута любовью к родной земле, к Беларуси и, как мы, литераторы, пишем, к своей малой родине — Белыничам, деревне Васильки.
“Конечно, о Васильках
Я, умирая, вздохну.
Конечно, о Васильках,
Где первую встретил весну…”
(“Деревня Васильки”).
О родной земле — многие стихи поэта:
“…Нас не одних носил поток,
Но, как бы ни менялись русла,
Мы гордо помним:
Наш исток —
В криничном крае белорусском».
(“Вот и родимая изба…’’).
Скорбь о тех, кто не вернулся, погиб, и в других стихотворениях сборника (“Я один из троих”, “За квадратами крупных панелей”, «Ветераны”). И, конечно же, скорбь о жертвах Чернобыля, о чем Александр Петрович не только писал, но с чем как врач боролся, принимая на себя удар радиационной беды.
«Быть до смертного дня
В должности гражданина —-
И не отвергнут меня
Поэзия и медицина».
Для настоящего поэта нет ни профессий, ни званий, которые поднимали бы одну личность над другой. Потому не оставляют нас равнодушными помещенные в сборнике стихи и о дворнике, леснике, других простых тружениках.
А чего меньше всего в сборнике — это о любви к женщине. И вовсе не потому, что это чувство чуждо поэту. Как заметил в статье- предисловии сборника известный московский поэт Олег Шестинский, А.Мельников на редкость цельный поэт, не выставляющий напоказ то, что принадлежит лишь двоим. Ведь у большинства поэтов любовь на виду, а у него — под семью замками своего тайного счастья.
Строки Мельникова не спутаешь с другими стихотворениями. Его мужественная поэзия устремлена к тем идеалам, которые “работают» на счастье, борются со злом.
Как раз, когда я заимел еще отдающую типографской краской прекрасно изданную книжку, открывался памятник поэту на его могиле. С черного мрамора задумчиво смотрит склонившийся у стола Александр Петрович. На постаменте его слова:
“Я уже за себя не боюсь.
Это счастье никто не отнимет.
Есть плечо,
на которое обопрусь,
Есть земля, которая примет.
Это — мат и моя, Беларусь».
И когда я с друзьями поэта — литераторами, врачами, с поклонниками его творчества, его родственниками — стоял у могилы, подумал, что посмертное «Избранное” — это тоже прекрасный памятник поэту.