Волшебный фонарик

Букачева, С. Волшебный фонарик : [класс-мастерская «Волшебный фонарик» в детской библиотеке-филиале № 2 г. Могилева] / Светлана Букачева // Бібліятэчны свет. — 2015. — № 1. — С. 12—13.

«Книги — корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения поколению»
Ф. Бэкон

В рамках класс-мастерской «Волшебный фонарик» в детской библиотеке-филиале № 2 прошло семь мероприятий для детей, требующих особого педагогического подхода, с целью оказания помощи ребятам в осознании своего поведения или мотиваций, в определении ими своих интересов и склонностей.

В своей работе мы используем библиотерапию и сказкотерапию. Как показывает практика, прежде чем использовать библиотерапию, следует помнить, что это не просто случайная рекомендация определенной книги отдельному ребенку, а обдуманный курс действий, который требует тщательного планирования. А через сказку мы пытаемся объяснить ребенку первые и главные понятия нравственности: «хорошо» и «плохо». Сказочные герои всегда либо хорошие, либо плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла. Дети на наших занятиях чаще всего отождествляют себя с положительным героем. Таким образом, сказка прививает детям добро. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми. Ведь если злодеи в сказках всегда бывают наказаны, то единственный способ избежать наказания — не быть злодеем. Как пел мультяшный сказочный герой кот Леопольд: «Если добрый ты, то всегда легко, а когда наоборот — трудно». Понятие о добре предстает в сказке не в виде законов и правил, а в образах сильных и храбрых богатырей, рыцарей, принцев, доброй волшебницы или феи, всегда готовых прийти на помощь. Ребят на занятиях мы учим не просто читать сказки, а находить в них скрытые смыслы и жизненные уроки. Ведь в любой сказке можно найти целый список проблем и пути их решения. Размышляя над каждой прочитанной сказочной историей, дети с Ж.Н. Барашковой — сотрудницей библиотеки «откладывают» знания в свой актив, постепенно подготавливаются к жизни и формируют важнейшие нравственные ценности.

На первом занятии класс-мастерской «Общая сказка» Жанна Николаевна познакомилась с детьми и, включив спокойную музыку, начала процесс создания красок «Вот мы и попали в Сказочную Страну. Мы все превратились в сказочных мастеров и сейчас будем создавать волшебные краски. Именно с помощью волшебных красок можно рассказать миру о том, что чувствуешь, о чем думаешь, к чему стремишься. Поэтому, положив в сосуд для смешивания красок муку и перетирая ее между пальцев, мы будем думать о зерне, о хлебе, дающем жизнь, о наших корнях. Добавив соль и пальцами перемешивая ее с мукой, вспомним про «соль земли». Мир, который мы творим внутри и вокруг себя, не может быть черно-белым. Он цветной, многогранный, искрящийся. Будем помнить об этом, добавляя краски. Посмотрите, какая чудесная палитра у нас получилась! И сейчас мы поставим все краски в середину круга, возьмем большой лист бумаги, и каждый на нем создаст свою картину. Быть может, это будет ваш внутренний мир, или же что-то подскажет музыка…»

Участники под спокойную музыку с удовольствием создавали на ватмане коллаж «Сказочная страна». Затем дети отвечали на вопросы: что они чувствовали во время создания «волшебных» красок? Что хотели показать в своем коллаже. Закончилось мероприятие мультфильмом «Кот Леопольд».

На втором занятии «Сказка-ложь, да в ней намек» ребята путешествовали вместе с героиней сказки «Снежная королева». В этом путешествии дети проживали разные роли: Кая, Герды, разбойников, побывали у старушки, превращались в снежинки. Благодаря этому ребята получили возможность выразить разные чувства и эмоции, найти модель преодоления страха, отчаяния, безразличия.

Роль Кая с холодным, ледяным сердцем — состояние безучастности и безразличия ко всему, что окружает. Неподвижный Кай собирал слово «Вечность», а те, кто играли Герду, должны были разрушить этот лед, растопить его сердце, проявив при этом любовь, выражая ее словами и действиями. Кто-то говорил нежные слова, кто-то начинал обнимать, кто-то протягивал руку и предлагал уйти из снежного замка. Это оказалось не так-то просто: сначала было видно, что дети в растерянности и не знали, что делать, но потом, решившись, находили нужные слова и спасали Кая. Важно, что в роли Кая и Герды побывал каждый из ребят.

Дети с интересом воспринимали происходящее, но были немного несобранными. В то же время атмосфера занятия была доброжелательной.

На третьем занятии «Лабиринт Я» детям предстояло пройти испытание от злого Чародея. На занятии ребята доказывали ему, что они ловкие и всегда могут найти верный путь к добру. Ребята вставали друг за другом и преодолевали лабиринт. Жанна Николаевна предупреждала детей быть внимательными, ведь Чародей оставил заколдованные метки на их пути и ни на одну из них нельзя наступать (пройти вокруг столов, выполняя разные движения и вернуться на свои места).

Занятие прошло весело. Ребята охотно принимали участие в игре. Затем занимались изготовлением оригами. В заключение детям было предложено друг другу говорить комплименты, но это оказалось для них трудным.

На четвертом занятии «Радуга любви» ребятам было предложено представить себе свою личную радугу, созданную солнцем и дождем для того, чтобы радовать себя. Ребятам было сказано, что левый край радуги символизирует настоящее, а правый — будущее. Они должны были представить, что на правом конце радуги их ждет нечто ценное и очень желаемое, то, что идеально им подходит.

Ребятам Жанна Николаевна прочитала рассказ «Что я люблю», который вызвал у ребят бурную реакцию, всем захотелось высказаться о том, что любят они. Опрос ребят «Кто я. Какой я» показал, что дети помимо хороших, положительных качеств говорили и о своих недостатках.

На пятом занятии «Благо любознательности и вред невежества» ребята познакомились с такими понятиями, как любознательность и невежество.

Любознательность — это желание и стремление приобретать новые знания. Любознательный человек любит познавать новое, даже если он чего-то не знает, он все равно стремится узнать, интересуется, расспрашивает.

Невежество — это когда человек не зная чего-то, совсем не стремится к знанию. Невежда, или невежественный человек, часто говорит: этого не знаю и знать не хочу; или: я и так уже все знаю, мне другие знания не нужны; или: мне это все уже давно знакомо, ничего нового в этом я не вижу.

Ребята с радостью согласились отправиться в путешествие по сказкам Редьярда Киплинга. Дети узнали интересные факты из жизни обитателей Индии и джунглей, послушали сказки, которые раньше не читали, разгадывали загадки. А в конце с удовольствием посмотрели мультфильм, снятый по сказке Киплинга «Любопытный Слоненок».

Также ребятам было предложено посмотреть спектакль-фланелеграф «Любознательная черепаха». Очень приятно, что после мероприятия почти все дети захотели почитать сказки Киплинга — «Откуда у лео-парда пятна», «Что себе выпросил старина кенгуру», «Откуда взялись броненосцы» и многие-многие др.

На шестом занятии «Дружба крепкая» ребятам было предложено поиграть в игру «Березка». Вместе с Жанной Николаевной обсудили сказку «Репка». Почему герои сказки не могли вытянуть репку? Пришли к выводу, что дружба делает чудеса, помогает справиться даже с самыми большими трудностями! На занятии дети придумали старую сказку на новый лад. В завершение посмотрели спектакль-фланелеграф «Дружба крепкая» (В. Драгунский).

На седьмом занятии «Свободный выбор между добром и злом» шла беседа о том, как в разные эпохи люди оценивали, что такое добро, а что такое зло. Раз-бирали эти понятия, опираясь на сказки А.С. Пушкина. В свою очередь Жанна Николаевна выясняла насколько знакомы дети с его творчеством. Прослушали стихотворения Ю. Друниной, С. Куняева, вспоминали известные пословицы об этих понятиях, перечисля¬ли слова вежливости, а также мастерили из бумаги «Солнышко Добра». С большим интересом обсудили притчу «Как иногда за добро платят злом», понимая, что следует стремиться совершать хорошие поступки, уважительно и отзывчиво относиться к людям.

Также ребята участвовали в тестировании «Добрый ли я?». Завершилось мероприятие изготовлением вытинанки «Снежинка-балеринка», что создало праздничное настроение накануне Нового года.

На этом занятии Жанна Николаевна попыталась пробудить у детей милосердие, чуткость, понимание чужого горя, доброту.

Мы очень надеемся, что в будущем эти ребята вырастут добрыми и человечными.