Маэстро, музыку!

Алданов, Н. Маэстро, музыку! : [интервью с главным дирижером оркестра народных инструментов им. Л. Иванова Николаем Алдановым] / Н. Алданов ; беседовала О. Смолякова // Могилевские ведомости. — 2015. — 17 февраля. — С. 7.

Секретами творческого успеха делится Николай Алданов, главный дирижер оркестра народных инструментов им. Л. Иванова

Рабочий фотоальбом Николая Алданова, художественного руководителя и главного дирижера оркестра народных инструментов им. Л.Иванова, можно – без шуток – отдавать в музей. Как историческое свидетельство насыщенной культурной жизни Могилевщины. Или же – в качестве наглядного пособия молодым музыкантам. Кого на снимках только нет! Здесь и звезды эстрады, и общепризнанные деятели искусств, и «нерастиражированные лица», знакомые лишь единичным меломанам… Всех альбомных героев объединяет одно: теплое дружеское отношение к нашему земляку. Причин, по которым его знают и любят далеко за пределами Приднепровского края, много, однако лично для меня секрет успеха Алданова – в его смелых музыкальных экспериментах. Ну кто еще, скажите на милость, рискнет ставить с классическим оркестром композиции, в которых двуручная пила, рукомойники, кувшины, ложки, банки будут основными инструментами? Или не побоится делать концертную программу, где глобально осмысляется тема Мироздания в «Манускриптах ЭО» Ольги Осиповой?

— Музыка – материя живая, – комментирует свою «контентную политику» Николай Михайлович, – и раз уж мы с ней неразрывно связаны, то должны уметь улавливать интонации времени, понимать и принимать современные тенденции, не забывая о многовековых музыкальных традициях. Я стараюсь подбирать репертуар для оркестра так, чтобы был баланс: интересно массовому слушателю, но ни в коем случае не в угоду пошлости или безвкусию. Так, в прошлом году на Первом международном фестивале современной музыки для оркестров народных инструментов в Москве мы представили публике дебютную литературно-музыкальную композицию «Клеопатра», в которой наряду с музыкантами выступали чтецы, звучали бессмертные произведения Плутарха, Анны Ахматовой и других. И надо признаться, что этот синтез литературы и музыки залом был принят на ура. Что очередной раз подтверждает: у искусства много граней, но все они сочетаемы.

— Могли ли вы в детстве представить, что когда-нибудь будете частым гостем подобных фестивалей, кон­цертов с участием исполнителей мирового значения, всевозможных музыкальных конкурсов?

— Я верю в судьбу. Видимо, мне было предначертано стать музыкантом. А ведь к этому ничего не располагало – родился я в небольшой деревушке Шкловского района, где и школы-то музыкальной не было. В один прекрасный день родители подарили старшему брату гармошку, но инструмент по большей части простаивал в углу, покрываясь пылью. Поэтому я решил испытать силы: не зная нот, подбирал на слух популярные мелодии. Видимо, у меня это не так плохо получалось – вскоре соседи стали приглашать в качестве гармониста на юбилеи, свадьбы, крестины. В итоге – оказался в музыкальной школе районного центра, где уже на профессиональном уровне осваивал игру на баяне. Затем были Могилевское музыкальное училище, Белорусская государственная консерватория, магистратура Белорусской государственной академии музыки по специальности «оркестровое дирижирование».

— Ни разу не пожалели о своем выборе?

— Помню, будучи мальчишкой, пошел как-то с ребятами на рыбалку и так увлекся, что появились мысли бросить кропотливые каждодневные занятия музыкой. Почувствовал вкус свободы. Но родители, узнав о таком решении, были, мягко скажем, не рады: в них жила стопроцентная уверенность в моих музыкальных способностях. Поэтому в тот «кризисный период» я смирился с волей родных. А после – свою жизнь не представлял без музыки, получал и получаю колоссальное удовольствие от того, чем занимаюсь. В качестве руководителя оркестра народных инструментов Брестского музыкального колледжа, коим я был на протяжении 23 лет после распределения из консерватории, удалось реализовать много творческих задумок. В течение 15 лет руководил оркестром заслуженного любительского коллектива ансамбля танца «Радость», с которым посетил около 15 стран мира. К слову, этот ансамбль входил в пятерку лучших любительских коллективов бывшего Советского Союза. А с 2009 года мне выпала честь возглавлять и дирижировать оркестром им. Л. Иванова областной филармонии и одновременно быть директором Могилевского филиала Белорусской государственной академии музыки.

— Николай Михайлович, говорят, дирижерский опыт можно сравнить с родительским. Какой ребенок для вас более трудный: брестский оркестр или могилевский?

— Оба одинаково дороги. Но и один, и второй по большей части состоят из студентов или выпускников музыкальных учебных учреждений, что предполагает цикличную сменяемость кадрового состава. Поэтому, прикипая сердцем к определенным людям в команде, понимал: коллективы все равно будут системно обновляться и видоизменяться. В любом случае я благодарен фортуне, что мне довелось поработать с талантливейшей молодежью двух областей. Конечно, не такпросто в зрелом возрасте коренным образом менять всю свою жизнь, переезжать на постоянное место жительства из одного города в другой: ведь за более чем два десятка лет, проведенных в Бресте, у меня сложилась не только творческая биография – был сформирован надежный тыл: дети и внуки, друзья, квартира, быт. Как говорят, молодые деревья легко приживаются, куда их не посади, а вот многолетние…

— Что же вас заставило пойти на столь крутые перемены? К тому же принимать филиал и именитый оркестр не менее именитого музыканта, где сравнения неизбежны, наверняка было психологически тяжело?

— Я осознанно сделал выбор. Мои корни – на Могилевщине, поэтому, живя много лет за 600 километров от Приднепровского края, часто скучал по малой родине. Кроме этого не последнюю роль в моем решении сыграла личная просьба основателя оркестра народных инструментов Могилевской областной филармонии народного артиста Беларуси Леонида Леонидовича Иванова, которого я безмерно уважаю и горжусь тем, что был его учеником. Перед уходом из жизни он попросил продолжить его дело: наверное, увидел во мне того, кто сумеет не растерять традиции оркестрового музицирования, сохранить уровень мастерства коллектива. Конечно, возвращаться в Могилев было непросто. И хоть я пришел с определенными наработками, фактически с нуля пришлось зарабатывать авторитет: публика меня не знала, на первых концертах были полупустые залы. Но я не отчаивался,своим упорством и трудом доказывая, что достоин того места, которое занял. Надеюсь, у меня это получилось.

— Думаю, что подтверждением правильности вашеговыбора служит сегодняшняявостребованность оркестра.А еще, насколько мне известно, за последние несколько лет коллективом ивами лично получено бессчетное количество регалий, в числекоторых: специальная премия Президента РеспубликиБеларусь «Задуховное возрождение»,премия Могилевскогооблисполкома«Человек года»идругие.Абуквально парумесяцев назадвам присвоилипочетное звание, обладаюткоторым еди   ницы в нашейстране, – «Заслуженный деятель искусств Республики Беларусь»…

— Для меня это не главное. Важно, чтобы люди получали удовольствие, приходя на наши выступления. Откровенно говоря, музыканты – в своем роде спартанцы: даже если больны или имеют плохое настроение, на сцене весь негатив должен исчезнуть. Я стараюсь отдавать вулкан энергии зрительному залу, взамен получаю не меньше. Поэтому счастлив в своей профессии.

— Николай Михайлович, не секрет, что многие музыканты оркестра – лауреаты международных конкурсов. Как вам удается преодолевать их личные амбиции, соединяя в единый коллектив?

— Как показывает практика, чем талантливее человек – тем он более открыт, непосредственен, коммуникабелен. Оркестровая музыка – это командная игра, где каждый из участников должен находиться на своем месте, выполнять конкретную роль при общей задаче. Лишь в этом случае что-то получится. Люди со «звездной болезнью» в оркестре долго не выдерживают: либо личные амбиции, либо плодотворная работа. К тому же наш коллектив много гастролирует, и у музыкантов есть возможность воочию убедиться в душевной скромности и самоотдаче поистине выдающихся людей. Например, был случай: оркестр им.Л. Иванова выступал в Российской академии музыки им.Гнесиных в Москве, и я пригласил поучаствовать в концертной программе лауреата международных конкурсов, «первую балалайку в мире» Андрея Горбачева. Он не задумываясь согласился, причем на совершенно безвозмездной основе. И это учитывая, что у Андрея в тот период проходили гастроли по Дальнему Востоку. И вот представьте: после девятичасового перелета Горбачев сразу же приезжает на наш концерт, и мы без репетиций, под шквал зрительских аплодисментов отыгрываем так, словно совместно исполняли музыкальное произведение огромное количество раз! На мой взгляд, пока есть настолько бескорыстные и служащие своему делу музыканты – любовь слушателей к инструментальной музыке гарантирована.

— География выступлений оркестра народных инструментов им. Л.Иванова очень разнообразна. При таком темпе остается ли время на себя?

— Да, действительно, график оркестра чрезвычайно насыщенный. Только в 2014 году нам рукоплескали: шеститысячный зал Государственного Кремлевского Дворца, зал Российской академии музыки им.Гнесиных, Дворца Республики… Для меня подобный рабочий режим – норма. Один из страхов, что когда-нибудь может быть иначе… Пока оркестр получает интересные концертные предложения, отказываться было бы кощунством. А насчет отдыха – очень люблю мастерить руками всевозможные поделки из дерева. На даче собственноручно достраиваю баню. Правда, зачастую приходится это делать в сумерках, но удовольствие от процесса не становится меньше.

— Любопытно, а талисман оркестра – дирижерскую палочку – тоже сами делали?

— Нынешняя палочка – подарок дирижера оркестра военной базы НАТО в Брюсселе. Мы вместе работали на концерте и решили, обменявшись палочками, скрепить международную творческую дружбу. Пульсация музыки, энергия, мысли – все, что хочу донести до оркестра, проходит через этот мой талисман. И открою тайну: палочка – не кнут, провинившихся музыкантов я ею не наказываю. С коллективом мне повезло: в нем много преданных общему делу, талантливых людей.