Котлярова, Ж. Львы в городе : [скульптор Андрей Воробьев создает скульптуры львов] / Жанна Котлярова // Веснiк Магiлёва. — 2016. — 13 июля. — С. 12.
В Год культуры Могилев украсят четыре скульптуры льва. Они появятся на Пушкинском мосту. Их создает известный в городе скульптор Андрей Воробьев. Чтобы узнать, как создаются величественные творения, приглашаем наших читателей в мастерскую скульптора. Уже сегодня в Могилеве шутят, что коллекция автопортретов их земляка скульптора Андрея Воробьева вскоре увеличится за счет четырех новых работ. Творческое кредо мастера — ежегодно в день рождения создавать автопортрет. Но на этой теме Андрей не зацикливается, выполняет и иные яркие скульптуры.
Взять хотя бы «Гимнастку» в Могилеве, «Студента и студентку» в Горках. Но люди уже нашли сходство скульптуры Левы, который всего пару лет назад появился в Могилеве, и шкловского Огурца, сделанного мастером, с автором. Теперь вот, как утверждают, традиция автопортрета продолжится в скульптурах львов, которые вскоре поселятся на Пушкинском мосту в Могилеве.
К подобным шуткам Андрей относится снисходительно. Он и сам не прочь пошутить.
— Этих монументальных царей зверей на века делаем, гарантия 500 лет дается. Работы таких масштабов, а это 3,15 м в длину и 2,40 м в высоту, украсят мост и, надеюсь, станут не просто памятным знаком, а уникальным арт-объектом, который привлечет внимание гостей и станет гордостью для самих могилевчан, — сказал скульптор.
Над глиняными формами громадин Андрей вместе с еще тремя мастерами трудится с начала лета. Такая работа не под силу одному, да и когда один художник работает долго над объектом, «замыливается» глаз. Тогда нужно делать перерыв на несколько дней, отключаться от работы, а в этом случае такое невозможно — львы должны занять свои места до конца лета, ведь торжественное открытие этих скульптур запланировано в сентябре.
Скульптор шутит, что нынешнее лето для него проходит исключительно в мастерской. Но это его . нисколько не печалит: творческий процесс столь за-хватил, что и спит, и ест, и работает мастер только с мыслями об этом арт-объекте. А ведь прежде «звериных» работ у Андрея Воробьева не было, разве что шуточный симпатичный Лева, которого художник по-прежнему любит, несмотря на то, что он далек от идеальных для царя зверей пропорций.
— Теперь, когда я узнал практически все о львах, их повадках, характерах, наблюдал за ними через ограждение вольера, все равно Лева остается вне конкуренции. Это как первенец, любимец. Да и он — совершенно иная история. А начиная эту масштабную работу, я четко понимал, что браться за нее можно, лишь имея самое близкое знакомство с персонажами, — поделился скульптор. И надо же, чтобы так звезды сошлись. Изучая разноплановую информацию о хищниках в Интернете, Воробьев продумывал варианты, каким образом устроить личное знакомство со львами. И тут ему передали номер телефона человека из команды братьев Запашных, со словами, что народные артисты России его ищут и хотят предложить в качестве натурщика белого льва Джона.
— Точно теперь знаю: мысли материализуются. Буквально через неделю после объявления о начале работы я был в Большом Московском цирке братьев Запашных. Наблюдения за хищниками мне в будущей работе очень помогли, ни видео -, ни фотосъемка не сравнимы. Погладить через решетку льва осмелился. Шерсть зверя оказалась намного мягче, чем я представлял, даже приятная на ощупь. Как лев отнесся? Простил… Я же с вами сейчас разговариваю. Был соблазн и голову в пасть положить, но уж больно работу выполнить хотелось, не рискнул, — пошутил мастер. — Да и именитые дрессировщики не посоветовали. Ведь ручной лев и неручной, на самом деле, не очень отличаются. Как только хищник почувствует, что моральный перевес на его стороне — все, его цирковая карьера заканчивается. Такого зверя отправляют в зоопарк, он становится опасным.
Кстати, творческий процесс ваяния скульптур стал захватывающим и для Эдгарда Запашного. Знаменитый дрессировщик приветствовал инициативу мастера лично понаблюдать за животными. Ведь порой изображения хищников грешат неточностями, неправильно переданы пропорции животных, неговоря о каких-то мелких деталях. И кому как не знаменитому дрессировщику это бросается в глаза? Новые «моги-левчане» такими изъянами не будут отличаться. Уж очень дотошны мастер и консультант.
— Рождение скульптур проходит практически в режиме онлайн. Я постоянно задаюсь вопросами: похожа ли лапа глиняного зверя на лапу настоящего? Может ли лев держать лапой мяч? Насколько точным получился разрез глаз? Соответствуют ли натуральным уши? Ну и так далее. Эдгард всегда дает дельные советы, подсказывает какие-то тонкости, которые для постороннего далеко не сразу заметны. Словом, все участники процесса хотят, чтобы получилось хорошо, — поясняет Андрей Воробьев, показывая стопку фотографий красавца Джона. Зверь, и правда, хорош собой, и как признался скульптор, все другие хищники на его фоне немного меркнут. Хотя каждый из животных по-своему красив, излучает силу.
Власть, гордость, сила, мощь — какие еще ассоциации возникают при представлении образа льва? Именно такими мастер видит будущих бронзовых Могилевских львов. Сегодня еще существуют глиняные исполины, но буквально через несколько дней по технологии, в подробности которой мастер не стал углубляться, они снова превратятся, можно сказать, в прах, а точнее — в первоначальный материал, пулковскую глину, одну из лучших для лепки. Дальнейшая работа будет продолжена уже с другими материалами.А в конечном виде бронзовые цари зверей появятся на мосту лишь после сварки отдельных частей.
И хотя сегодня идут споры о том, имеет отношение лев к Могилеву или негласный символ города — выдумка, но в Год культуры Могилев украсят четыре скульптуры льва. И можно со стопроцентной уверенностью утверждать, что скоро появятся и новые мифы об этих исполинах. Ведь так приятно думать, что стоит загадать желание, почесав за ушком, или потерев по носу кого-нибудь бронзового, оно непременно сбудется. А что, мысли ведь материализуются.