«У театра своя, особенная роль»

Кускова, А. «У театра своя, особенная роль» : [беседа с руководителем Народного театра А. Кусковой] / Алла Кускова ; беседовала Виктория Сидельникова // Днепровская неделя. — 2016. — 30 марта. — С. 4.

Театральным вечером «Это когда-то сказал Шекспир» отметил народный театр главное событие нынешнего марта — свое 20-летие. В Могилеве на малой сцене Дворца культуры области актеры показали зрителям отрывки из спектаклей прошлых лет. Режиссер постановки и бессменный руководитель театра Алла Кускова поздравила труппу с юбилеем и Международным днем театра.

– Алла Ивановна, примите и наши поздравления: самых смелых творческих задумок и неугасаемого зрительского интереса! И все-таки прошло 20 лет. Какой он — современный народный театр?

– Театр – это маленький мир, в котором зритель за короткий период, пока длится спектакль, переживает и проживает чужие жизни, проводит параллели со своей и делает какие-то выводы. С собой он уносит целый букет эмоций. Конечно, современный театр – несколько иной, каноны древнегреческого драматического искусства ушли в небытие. Всему свое время. И все же есть вечные темы: любовь, ненависть, зависть, самопожертвование… Только вот говорим о главном уже другим театральным языком – доступным и понятным нашему обществу. Поэтому режиссеры стали чаще обращаться к пьесам современных драматургов.

– И все-таки юбилейный вечер посвятили классику Уильяму Шекспиру…

– Да, приурочили его к 400-летию со дня смерти великого драматурга. Хотя, наверное, не стоит заниматься сравнительным анализом. В каждой эпохе рождаются свои легендарные личности. Надеюсь, XXI век не станет исключением для театрального искусства.

– Неужели и миссия театра нынче совсем иная?

– Как истинное элитарное искусство театр всегда давал и дает возможность окунуться в другую реальность, увидеть историю души человека со стороны. Театралы, не позволяющие себе проживать скучную жизнь, создают островки, на которых бушуют страсти, обретают новое дыхание как классические произведения, так и пьесы новых, никому не известных авторов.

– Но этим же занимаются и профессиональные театры. Получается ли у любительских составлять достойную альтернативу?

– Безусловно. Для чего они нужны, сказано много: и режиссерами, и театральными критиками, и историками, но неоспорим факт, что у любительских театров своя, особенная роль. Народный театр демократичнее, ему не свойственен пафос профессионального. Он открыт и более свободен. Минуя всякий материальный интерес, он живет на голом энтузиазме увлеченных людей, у которых одна цель – получить удовольствие от игры на сцене.

– Алла Ивановна, вы многие годы делаете из обыкновенных людей артистов. Каков их потенциал?

– Поверьте, очень большой. Мне везет на способных, даже талантливых. Мы никому не отказываем в возможности реализовать себя в этом хобби, берем всех желающих. Никаких запретов и рамок, именно о такой свободе я говорила ранее. Не справляется артист с какой-то ролью, подбираем для него другую. Даже репетиции проходят в режиме нон-стоп, когда полная взаимозаменяемость. То есть каждый знает текст своего партнера. В итоге неким чудесным образом роль находит своего человека или наоборот. Неважно. Об этом секрете не знает никто. Просто так получается.

– Неужели самодеятельные актеры могут справиться с любым драматургическим материалом?     

– А это отдается на откуп режиссерскому чутью. У меня же нет задачи испытывать их. Нас объединяет общая цель – заинтересовать зрителя. Не значит, что я их жалею и подбираю что-то полегче. Просто ничего не навязываю. Предлагаю – мы обсуждаем. Хорошо знаю своих людей и их возможности. К тому же нашим актерам – от 10 до 60 лет. Несложно создать некое сценическое действо, когда в труппе столь яркая возрастная палитра.        

– Насколько разнообразен репертуар вашего театра?

– Достаточно велик: от сказок для самых маленьких зрителей до больших драматических постановок для взрослых. Периодически играем военные спектакли «Марыйка» и «Сны памяти». Последний основан на документальных фактах – воспоминаниях русских актеров из Ленинграда, переживших блокаду.

Есть у нас и экспериментальная работа «Заколдованная сказка» – бэби-театр для детей младше пяти лет. Прямое общение с малышами, нечто похожее на интерактивную игру. Все действо происходит на сцене, но грань между актерами и зрителями стерта. Публика в восторге.

– Помните свой первый спектакль?

– Конечно. Моя дипломная работа «Гарольд и Мод» по книге Джека Хиггинса. Во время учебы в Белорусской государственной академии искусств на факультете режиссуры мы были вхожи в кулуары Купаловского театра. В то время на его сцене главную роль – прекрасную Мод – играла советская актриса театра и кино Стефания Станюта. Студенты преклонялись перед ее талантом, невероятной энергетикой и отсутствием всякой звездности. Огромной души человек. Она-то, если так можно выразиться, и благословила меня на постановку собственного спектакля.

Его сыграли мои первые актеры на сцене Дворца культуры области в 1992 году. После чего я набрала людей в свою первую труппу, и мы приступили к  работе.

– Знаю, что вывезти любительский театр на гастроли – проблематичное и затратное дело. Что предпринимаете, чтобы не вариться в собственном соку?

– Пребываем в постоянном поиске. К счастью, есть Интернет, благодаря которому узнаем о литературных конкурсах, театральных проектах. Так, в Екатеринбурге в Коляда-театре проходит замечательный фестиваль юных драматургов. Благо, чтобы познакомиться с их работами, необязательно ехать за тридевять земель. Хотя мы и путешествуем. Как-то участвовали в региональном фестивале театрального искусства «Театральная весна» в Орше. А в Могилеве участвуем в творческих конкурсах: «Свет рампы», «Жар-цвет». Мы – постоянные зрители на «М.art.контакте». Этот театральный форум — большое подспорье для творчества.

– Ощущаете, что реализовали себя в профессии?

– У каждого творческого человека бывают взлеты и определенные моменты застоя. Все время творить невозможно. Мы находимся под влиянием обстоятельств, зависим от настроения, событий, людей. В свое время даже знаменитый Александр Калягин заявил: «Театра нет, театр умер». Уверена, сказал он это сгоряча, не в самое лучшее для себя время.  

Свою же некую реализованность ощущаю на премьере очередного спектакля. Когда вижу хорошую реакцию зрителей, чувствую, что довольны мои актеры.