Орлова, Т. Фестивальные радости / Татьяна Орлова // Рэспублiка. — 2016. — 31 сакавiка. — С. 13.
Возможно, фестивали искусств придумали для того, чтобы на живописной и привычной глазу лужайке обнаружить неожиданное новое растение. Кому-то оно покажется экзотикой редкой красоты. Кому-то — сорняком, от которого много вреда. Кто-то захочет получить семена и размножить его в своем саду. Кто-то польет его ядовитой жидкостью или выкопает, чтобы уничтожить.
Фестивалей театрального искусства у нас не так много. Мы ими очень дорожим, потому что они расширяют границы наших представлений о том, какие мы на фоне других. Когда сидишь дома и возделываешь свой садик, кажется, что нет ничего лучшего. Попутешествуешь, посмотришь, что есть у других, захочешь позаимствовать, вырастить у себя.
В сущности, все очень просто. В искусстве, как и в жизни, необходимо обмениваться опытом, впитывать лучшее, отказываться от устаревших вещей.
Фестиваль «Март-контакт» придумали и проводят в Могилеве уже одиннадцатый год подряд. Он задуман как праздник для молодежи, которая находится в процессе учебы, познания мира, своего места в нем и своего отражения в искусстве театра. В этом году, как и в прошлые, было много интересных спектаклей из других стран, ежедневные обсуждения показанных работ большой многонациональной командой критиков. Были мастер-классы самых уважаемых деятелей театра. Были встречи по интересам, многочисленные интервью для прессы. Главное — была картина жизни современного театра, которая одним нравилась, других возмущала. Зрители — те же критики, только не прошедшие университетов. Они голосуют рублем и ногами. Не понравится — уйдут. Понравится — встанут в знак уважения и будут долго аплодировать. Фестивали для них не только вкусная конфетка, чтобы зажмуриться от удовольствия. Фестивали — это еще работа для специалистов и для театральных коллективов, возможность понять движение в завтрашний день. Этот день будет принадлежать сегодняшним молодым. Их нельзя разочаровать, обмануть. Их надо услышать. Нет возможности проанализировать все увиденные двадцать спектаклей, что сложили афишу «Март-контакта-2016», да и вряд ли читатель поверит тому, в чем сам не участвовал. Молодые зрители (даже специально приехавшие из Минска) были в восторге от Могилевского театра кукол и его молодого режиссера Игоря Казакова, который показал пьесу Горького «На дне». Восторженно прошли «Интервью с ведьмами» Государственного театра кукол из Минска. Спектакль сочинил режиссер Евгений Корняг. В малом зале драматического театра без помощи яркой сценографии и сложных форм сыграли тихий спектакль о любви «Иллюзии» пятеро молодых актеров, которых объединила энергичная Татьяна Троянович. Совсем новый сочувствующий взгляд на молодых людей, которые никак не определились в жизни, продемонстрировал спектакль из Киева «Бракованные люди». Вспомнили замечательные рассказы Василия Шукшина и посмеялись над нехитрыми приключениями сельских «чудиков» в московском спектакле «Раскас». Лауреаты престижной российской театральной премии «Золотая маска» играли свой спектакль «Жизнь за царя» в Музее этнографии среди ценных экспонатов и коллекций. Артист из Еревана в своем моноспектакле «О вреде табака» устроил интерактив, зазывая зрителей на сцену и убеждая бросить курить. В фойе на стене отзывов даже появилась надпись: «Убедил. Бросаю курить». Печального Акакия Акакиевича Башмачкина из гоголевской «Шинели» сыграла маленькая пухленькая жизнелюбивая болгарская актриса Нина Димитрова. Клайпедский молодежный театр рассказывал «Историю ботинок». Поляки в «Мастере и Маргарите» вызывали духов.
Невозможно пересказать два спектакля, которые лично мне понравились больше всего. Это «Грезы любви, или Женитьба Бальзамино-ва» из Санкт-Петербурга и «В маленькой усадьбе» Могилевского драматического театра. Первый продолжает на новом витке традиции психологического театра. Второй — эстетический, экзистенциальный, метафизический и очень красивый. Оба спектакля сделаны опытными немолодыми мастерами Григорием Козловым и Саулюсом Варнасом с их студентами, артистами, питомцами, которых они воспитали и вырастили.
Так замкнулась молодежная тематика. Интересных сюжетов, волнующих современную молодежь, было множество. Интересных театральных удач — меньше. Успех приходит тогда, когда на сцене радуют профессионализм и яркая личность. Могилевский фестиваль разрывает финишную ленточку по традиции в Международный день театра. Забег не закончен. Соревнование продолжается.