Фестивальные радости

Орлова, Т. Фестивальные радости / Татьяна Орлова // Рэспублiка. — 2016. — 31 сакавiка. — С. 13.

Возможно, фестивали искусств придумали для того, чтобы на живописной и привычной гла­зу лужайке обнаружить неожиданное новое расте­ние. Кому-то оно покажется экзотикой редкой красоты. Кому-то — сорняком, от которого много вреда. Кто-то захочет получить семена и размно­жить его в своем саду. Кто-то польет его ядови­той жидкостью или выкопает, чтобы уничтожить.

Фестивалей театрального ис­кусства у нас не так много. Мы ими очень дорожим, потому что они расширяют границы наших представлений о том, какие мы на фоне других. Когда сидишь дома и возделываешь свой са­дик, кажется, что нет ничего луч­шего. Попутешествуешь, посмот­ришь, что есть у других, захо­чешь позаимствовать, вырастить у себя.

В сущности, все очень просто. В искусстве, как и в жизни, необ­ходимо обмениваться опытом, впитывать лучшее, отказываться от устаревших вещей.

Фестиваль «Март-контакт» придумали и проводят в Могиле­ве уже одиннадцатый год под­ряд. Он задуман как праздник для молодежи, которая находит­ся в процессе учебы, познания мира, своего места в нем и своего отраже­ния в искусстве театра. В этом году, как и в прошлые, было много инте­ресных спектаклей из других стран, ежедневные обсуждения показанных работ большой многонациональной командой критиков. Были мастер-классы самых уважаемых деятелей театра. Были встречи по интересам, многочисленные интервью для прес­сы. Главное — была картина жизни современного театра, которая одним нравилась, других возмущала. Зрители — те же критики, только не прошедшие университетов. Они голосуют рублем и ногами. Не понравится — уйдут. Понравится — встанут в знак уважения и будут долго аплодировать. Фестивали для них не только вкусная конфетка, чтобы зажмуриться от удовольствия. Фестивали — это еще работа для специалистов и для театральных коллективов, возможность понять движение в завтрашний день. Этот день будет принадлежать сегод­няшним молодым. Их нельзя разочаровать, обмануть. Их надо услышать. Нет возможности проанализировать все увиденные двадцать спектаклей, что сложили афишу «Март-контакта-2016», да и вряд ли читатель поверит тому, в чем сам не участвовал. Молодые зрители (даже специально приехавшие из Минска) были в восторге от Могилевского театра кукол и его молодого режиссера Игоря Казакова, который показал пьесу Горького «На дне». Восторженно прошли «Интервью с ведьмами» Государственного театра кукол из Минска. Спектакль сочинил режиссер Евгений Корняг. В малом зале драматического театра без по­мощи яркой сценографии и сложных форм сыграли тихий спектакль о любви «Иллюзии» пятеро молодых актеров, которых объединила энер­гичная Татьяна Троянович. Совсем новый сочувствующий взгляд на мо­лодых людей, которые никак не определились в жизни, продемонстриро­вал спектакль из Киева «Бракован­ные люди». Вспомнили замечатель­ные рассказы Василия Шукшина и посмеялись над нехитрыми приключениями сельских «чудиков» в мос­ковском спектакле «Раскас». Лауреа­ты престижной российской театраль­ной премии «Золотая маска» играли свой спектакль «Жизнь за царя» в Музее этнографии среди ценных экс­понатов и коллекций. Артист из Ере­вана в своем моноспектакле «О вре­де табака» устроил интерактив, зазы­вая зрителей на сцену и убеждая бросить курить. В фойе на стене от­зывов даже появилась надпись: «Убедил. Бросаю курить». Печально­го Акакия Акакиевича Башмачкина из гоголевской «Шинели» сыграла ма­ленькая пухленькая жизнелюбивая болгарская актриса Нина Димитрова. Клайпедский молодежный театр рас­сказывал «Историю ботинок». Поля­ки в «Мастере и Маргарите» вызыва­ли духов.

Невозможно пересказать два спектакля, которые лично мне пон­равились больше всего. Это «Грезы любви, или Женитьба Бальзамино-ва» из Санкт-Петербурга и «В ма­ленькой усадьбе» Могилевского дра­матического театра. Первый продол­жает на новом витке традиции пси­хологического театра. Второй — эс­тетический, экзистенциальный, ме­тафизический и очень красивый. Оба спектакля сделаны опытными немолодыми мастерами Григорием Козловым и Саулюсом Варнасом с их студентами, артистами, питомцами, которых они воспитали и вырастили.

Так замкнулась молодежная тема­тика. Интересных сюжетов, волную­щих современную молодежь, было множество. Интересных театральных удач — меньше. Успех приходит тог­да, когда на сцене радуют професси­онализм и яркая личность. Могилевский фестиваль разрывает финиш­ную ленточку по традиции в Между­народный день театра. Забег не за­кончен. Соревнование продолжается.