«Полковник и птицы» открыли сезон

Петрович, В. «Полковник и птицы» открыли сезон : [беседа с режиссером Могилевского областного драматического театра В. Петровичем] / Владимир Петрович ; беседовала Галина Хитрикова // Магілёўскія ведамасці. — 2015. — 18 сентября. — С. 5.

Свой 127-й театральный сезон Могилевский областной драмтеатр открыл премьерным спектаклем «Полковник и птицы» болгарского драматурга Христо Бойчева в режис­серской версии Владимира ПЕТРОВИЧА.

Это женский вариант очень из­вестной пьесы болгарского драма­турга «Полковник-птица». Ставится она в настоящее время на самых известных сценах мира, некоторые из них приезжает посмотреть сам автор. В 1997 году эта работа Христо Бойчева получила приз Британского совета как лучшая новая пьеса из Восточной и Цен­тральной Европы, а в 1999-м она была награждена премией Энрико Мария Салерно как лучшая пьеса.

Что собой представляет моги­левский вариант известной поста­новки и как проходила работа над ним, рассказывает ее режиссер Владимир Петрович.

—   Почему было отдано пред­почтение именно этому мате­риалу?

—    С пьесой познакомился года 3-4 тому, она очень понравилась — подкупила своим гуманистиче­ским началом, но тогда из-за загруженности не было возможности приступить к реализации проекта. Решил повременить. Знаю, что эта пьеса ставится многими театрами, поэтому специально в течение про­шедшего времени не посмотрел ни одной постановки.

В начале этого года я вновь перечитал пьесу и заявил о на­мерении приступить к работе. Спектакль о войне, хотя военных событий на сцене нет. А есть ощу­щение беды, которая непременно приходит с ней.

—   Почему женский вариант известной постановки?

—     Во-первых, у нас на сегодня в театре имеется прекрасный ансамбль актрис, с которыми хочется работать. Во-вторых, увы, но это так, женщины не всегда в полной мере востребованы в репертуа­ре любого театра. Согласитесь, женских пьес вообще немного, если не сказать, что их совсем мало. Я где-то прочитал, что пьесу Христо Бойчев переписал именно по просьбе женского коллектива одного из болгарских театров. Но в остальном она ничем не отличается от оригинала.

—  Как работалось над реали­зацией этого проекта?

—    Корректировок было много. В процессе работы я понял, что не­которые образы женского варианта схематичны, то есть не достаточно прописаны, но (спасибо актерам) вместе мы попытались восполнить некоторые пробелы. Конечно, то, что задумывалось мной изна­чально и в 1делом, выдержано, но по характерам отдельные героини получились несколько иными. Если это не противоречит замыслу про­екта, я на это иду.

—  Ставить известную поста­новку всегда риск — избежать сравнений невозможно. Вы к этому готовы?

—   Ради бога. Я глубоко убежден, сколько режиссеров, столько и Гам­летов — тема одна, история одна, но каждый выскажется по-своему. И имеет на это полное право.

—  Вы удовлетворены тем, что в итоге получилось на сцене?

—   То, что я хотел, удалось ре­ализовать. Но все равно будет корректировка на зрителя, он наш главный эксперт и судья.

—  В последнее время моги­левский драмтеатр все больше делает фестивальных спек­таклей, что далеко не всеми принимается на «ура». Ваша новая работа готовилась для массового зрителя или все же рассчитана больше на специ­алистов?

— С моей точки зрения, реа­лизованный проект вполне может быть представлен на театральных форумах и одновременно он впол­не годен для репертуарной про­граммы. Я не могу себе позволить работать только для фестивалей, хотя признаю, это очень приятно, когда работы приглашают на раз­личные международные площадки. Но для меня очень важно, чтобы мои спектакли жили, чтобы к ним был зрительский интерес. С уче­том этого и шла работа над этим проектом.

P.S. «Полковник и птицы» -постановка о воздействии войны на психику человека. Но не толь­ко этим ограничивается сюжет. Спектакль ставит перед зрителем целый ряд вопросов повседневных и вечных одновременно: нужна ли человеку власть над ближним и должны ли мы отвечать друг за дру­га? Каждый из нас — часть единого целого, или спастись можно только в одиночку? Что лучше: разум, ко­торый разрушает, доводит до вой­ны и смерти, или сумасшествие, которое объединяет и неожиданно делает всех счастливыми? И не­ужели счастливым можно стать, только сойдя с ума? Ответы на эти вопросы тоже дает спектакль. В нем задействован звездный ан­самбль могилевского драмтеатра: Евгения Белоцерковская, Елена Кривонос, Галина Лобанок, Анна Кушнер, Наталья Калокустова, Ека­терина Кондолева, Ольга Носулько и Дмитрий Дудкевич.