Светлана Маркова: «Самое интересное в моей работе — это люди!»

   Смолякова, О. Светлана Маркова: «Самое интересное в моей работе — это люди!» / Ольга Смолякова // Магілёўскія ведамасцi. — 2016. — 14 октября. — С. 5.

Дело было в доме белорусского поэта Алексея Пысина. Маленькая девочка по имени Света, придя с семьей в гости, со свойственным всем детям любопытством бегала по комнатам и разглядывала убранство. В одной из них на трюмо стоял пречудесный фарфоровый медведь. Малышке конечно же захотелось познакомиться с игрушечным топтыгой поближе. И — о, ужас! — как так получилось, что он разбился вдребезги? Ребенок испугался. Но все сомнения развеял Алексей Васильевич, радостно заметив, что «вот какая молодец! А я ведь давно хотел избавиться от этого сувенира, да все как-то не получалось». Домой Света возвращалась счастливой… И только много лет спустя, по ее же признанию, смогла оценить весь масштаб тактичности, человечности и благодушия прославленного литератора.

А еще, возможно, именно такое окружение ее близких — творческое и интеллигентное — повлияло на дальнейший жизненный выбор. Она стала журналисткой. И сейчас имя Светланы Марковой, которая работает в главном республиканском информационном холдинге «СБ. Беларусь Сегодня», без преувеличения, знакомо многим.

Новаторский подход

До того, как попасть на первую свою журналистскую работу — в многотиражку «Новатор» при тогдашнем комбинате шелковых тканей (ныне — компания «Моготекс»), нашей героине какое-то время довелось потрудиться на машиносчетной станции и даже в бухгалтерии предприятия. Светлана Викторовна со смехом вспоминает, как однажды после ее очередных подсчетов-просчетов начальник цеха примчался в возмущении: «У меня не может быть такой недостачи сырья!» Америку по поводу ее чисто гуманитарного склада этот незначительный инцидент не открыл, однако в очередной раз утвердил в мысли — пора от дебитов-кредитов делать ноги.

В газете казусных историй тоже хватало, но все их можно отнести к разряду «школы жизни».

— Представь ситуацию, — рассказывает Светлана Маркова. — Звонит телефон. В трубке — мужской голос. «Вот я кто? — спрашивает. — Мужчина или женщина?» Я ему спокойно отвечаю, стараясь сохранять хладнокровие и мысленно обрисовывая степень психического расстройства. «А вы меня почему тогда в статье сделали женщиной? Теперь надо мной смеются!» — разбивает иллюзию помешательства абонент. Понимаю, что это герой моего материала. Зовут Евгений Подымако. В правке по ошибке написали Евгения, а я не перепроверила. Долго извинялась. С тех пор внимательно перечитываю все варианты текста: и черновые, и уже сверстанные.

А вообще в «Новаторе» было весело. Команда молодая и задорная. Даже песни пели с сидящими на том же этаже парткомовцами, подхватывая друг друга на куплетах. Одно «но» — слишком уж узкая структура, о кадрах комбината и швейном процессе писано-переписано. Ясно, что рано или поздно поистине свободолюбивым людям в ней становилось тесно. Спустя 7 лет заскучала и Светлана — а значит, снова «бой, покой нам только снится…»

Правда и ничего, кроме правды!

Следующим знаковым местом работы для Светланы Марковой стала редакция газеты «Могилевская правда». Возглавлял ее тогда Николай Николаевич Толстик — руководитель, умеющий объединить и вдохновить.

По словам собеседницы, писала она в «правдивый период» на абсолютно разные темы. Но все они, даже сугубо производственные, по большому счету были о людях.

— Наверное, это главная причина, почему мне интересна и ценна моя работа. Ни одна другая так не обогащает! А еще именно здесь, в журналистике, не устаешь удивляться, — считает Светлана Викторовна и в доказательство приводит несколько историй из собственного опыта: — Надо было сделать материал о столетней женщине из Быховского района. Я подумала — ну что звонить, куда она в своем возрасте денется? Как оказалось, ошибалась и даже очень. Сельчанка ушла в церковь на службу за несколько километров от родной деревни… Или, например, писала про переселенцев из Чернобыльской зоны.

Женщина поведала, как пришлось от скота избавляться: корову-коня сдали государству, а вот уток зарезали сами. Будучи уверенными, что птицы нахватались радиации, муж и дети кушать их категорически отказались. «В итоге я всех уток — а их было 23! — сама и съела», — призналась сельчанка.

Вспоминая все это, нынешний корреспондент холдинга «СБ. Беларусь Сегодня» заразительно хохочет. А ведь в иные моменты трудовой биографии ей явно было не до смеха.

— Получила задание проинтервьюировать жителя Быховского района, который держал большое стадо: были в нем не только коровы, но и два внушительных размеров бычка. Мы с фотокором Ириной Савосиной застали фермера на пастбище. Стояла поздняя осень — земля скользкая, мокрая, да еще и туман. Хотели подойти поближе, как рогатые ринулись навстречу. Мы бежали назад, как ежики в тумане — так, что пятки сверкали. Спрятавшись за машину, стали звать пастуха-хозяина уже оттуда. И разговор продолжили лишь у него дома — на всякий случай.

Двадцать лет жизни Светлана Маркова отдала «Могилевской правде». Там она не только сделала себе имя, обрела непревзойденный опыт, но и встретила надежных друзей. Даже свадьбу и ту отмечала в редакции. А это, уж поверьте, дорогого стоит!

С республиканским размахом

Новым витком в жизни нашей героини стало приглашение ее вначале в республиканское сельскохозяйственное издание «Белорусская нива» (сегодня «Сельская газета»), затем — в экономическое «Республика» (эти средства массовой информации с 2013 года вошли в общественно-политический холдинг «СБ. Беларусь Сегодня»),

— Что изменилось? — пожимает она плечами. — Поняла, что командировки в «Могилевке» больше напоминали прогулки. Здесь же я вынуждена решать какие-то рабочие вопросы, как правило, в одиночку. Когда писала в «Белниву», ощутимо помогал комитет по сельскому хозяйству и продовольствию облисполкома, особенно Олег Иванович Чикида и Владимир Сидоро-вич Долженков.

В целом, говоря о людях, которым хочется сказать «спасибо» за все эти годы, журналистке не хватает пальцев обеих рук.

— Мои коллеги-учителя — это Вацлав Моисеевич Гильбурд. Человек, который был очень предан своему делу, опекал молодых журналистов, рассказывал о том, каким был Могилев после войны. И до последних дней регулярно заглядывал в редакцию, интересовался новостями. Такое чувство, что это тоже ему добавляло сил. Николай Алексеевич Ножников — ходячая энциклопедия, в городе на Днепре знал каждый камень. Если нужно было что-то написать о старинном здании, периоде истории и так далее, все обращались к нему. Михаил Николаевич Городецкий, как и Гильбурд, воевал. Был очень юморным человеком, его крылатые фразы вроде «па гэтаму дзеці будуць» и сейчас живы.

Сама же Светлана Маркова сегодня стала той, на чьих материалах учится новое поколение журналистов. Хоть она — уж такой характер — относится к этому факту с неизменными юмором и самоиронией.

А ведь многие ее публикации действительно изменили мировоззрение, повлияли на чью-то жизнь. Например, молодой женщины, ставшей по воле несчастного случая инвалидом. Она шла по тротуару, когда автобус врезался в опору — и та упала на горожанку. Итог — протез вместо ноги. Девушка жаловалась на его качество и материальные проблемы. Прочитав статью с этой грустной историей, тогдашний зампред облисполкома Анатолий Тихонович Глаз попросил адрес пострадавшей, и власти постарались сделать для нее то, что в их силах. Также вместе с другими журналистами Светлана Викторовна внесла свою лепТу в сохранение городской библиотеки им. Карла Маркса, которую хотели перевезти в другое место.

— Пожалела ли я хоть раз, что связала свою жизнь с журналистикой? Ни-ко-гда! — признается наша героиня. — Я вообще не сторонник «пилить опилки»… Другое дело, что стараюсь делать выводы из собственных ошибок и до сих пор не стесняюсь задавать вопросы.