Живописный путь, ведущий к цели

   Ратомский, В. Живописный путь, ведущий к цели : [беседа с архитектором В. Ратомский : архитектура Могилева] / Владимир Ратомский ; беседовала Елена Максимова // Веснік Магілёва. — 2016. — 26 октября. — С. 9.

Что хорошо для Парижа, то смерть для Могилева. Широко известно выражение: «Увидеть Париж и умереть». Но мало­известен факт: старый Париж был когда-то безжалостно рас­кроен — и заново сшит бароном Османом в 19 веке. Сегодня пристально рассматривается полотно Могилева. Конечно, Париж с концепцией уничтожения и возрождения — это не пример для нас. В октябре прошел диспут ярких представи­телей «Белорусского союза архитекторов» в Выставочном зале по улице Болдина. Кто же будет решать сложную задачу преображения города? Кто участвует в современном строи­тельстве областного.центра?

Не так давно в центре города выросли общественные здания «Банк БелВЭБ», «Здание соци­альной защиты населения» с приветливым козырьком над дверью словно продолжающий водную магистраль Днепра «.Многофунк­циональный бизнес-центр» на пересечении проспекта Мира и ул. Гришина — все они спроекти­рованы ЗАО «Стройпроектин- вест». Директор — Свинаренко Владимир Иванович — архитектор гармоничного «Дома ребенка», построенного в виде солнца. Одна из самых известных рекон­струкций закрытого акционерно­го общества — железнодорожный вокзал в Могилеве.

«ВОКЗАЛ СЕНЛАЗАР» КЛОДА МОНЕ

Когда французский живописец рисовал серию полотен, посвя­щенных парижскому вокзалу, он просил урегулировать количество дыма. Много дыма и шума было и во время обсуждения в Выставоч­ном зале — мы попросили внести ясность в некоторые вопросы талантливого, окрыленного замыс­лами и увлеченного своим делом автора многих железнодорожных проектов по Беларуси — архитек тора Владимира Ратомского.

— Владимир Александрович, во время обсуждения были вы­сказаны мысли о необходимо­сти укрупнить вокзал арками, сводами, павильонами…

— Не вижу смысла: пассажиро­поток падает — это нецелесоо­бразно. Я люблю Оршанский, Го­мельский вокзалы — в них есть дух и теплота, которые отсутствуют в городах-миллионниках. При про­ектировании и строительстве мы видели задачу в другом: сохра­нить историческую ценность цен­трального здания, построенного в 1902 году в стиле неокласси­цизма. Для нас было важно вос­создать пострадавшие во время войны три застекленных фонаря верхнего освещения, пропуска­ющие солнечные лучи: централь­ный над вестибюлем и два боко­вых над пассажирскими залами. По принципу контраста, два дру­гих здания были одеты в стекло, в котором отражается вся привок­зальная площадь. Современная архитектура — это гармония, не вызывающая отторжения.

— Близится к завершению ра­бота по воссозданию истори­ческого облика музея имени Бялыницкого-Бирули на пеше­ходной улице Ленинской…

— Реставрация этого филиала Национального художественного музея Беларуси была начата по заказу генерального директора Владимира Прокопцова. Музей не имеет прямого отношения к живо­писцу, имя которого носит: он там никогда не жил. Это самое старое гражданское здание в Могилеве — дом купцов Онтошкевичей. Они привозили пряности с Востока — и поставляли в Ратушу, а также на рынок Могилева. Особенность этого дома-музея позднего ба­рокко с элементами классициз­ма — подвал огромной высоты под сводами для хранения приправ. В гражданской архитектуре стиль не так ярко выражен, как в культо­вых сооружениях. Именно в этом здании проходила встреча Екате­рины Второй и австрийского им­ператора Иосифа. В честь этого события оба монарха заложили камень в основание будущего Со­бора. Говорят, что в тот момент, когда Екатерина и Иосиф склонились над ним, у русской импе­ратрицы оборвалось жемчужное ожерелье… Мне очень нравится эта жемчужина — Собор Святого Иосифа. Двойной купол: купол в куполе — давал эффект неземного сияния.

— Вы представляете, каким эффектным был наш город в те времена!?

— Моя сокровенная мечта — вос­становить с нуля Собор Святого Иосифа. Мы сразу бы поняли, в каком направлении идти дальше для возвращения исторического облика Могилева. Собор бы нам дал подсказки, как разобраться с тем, что построили в советские годы в урбанистическом стиле (Ратомский погрузился в свои мысли, рисуя красной ручкой замковый ландшафт, протянул линию от Дубровенки к улице Болдина — вынырнул из Днепра, с удивлением обнаружил журнали­ста и продолжил):

— Моя затаенная мечта — восста­новить и Фарный костел — редчай­ший пример постройки в стиле Ренессанс в Беларуси. Остаток здания во дворе «Белтелекома» таит в себе под штукатуркой красивейшие фрагменты: сандрики над окнами, пояски. Исходя из этого, можно воссоздать верх. Я представляю очень зримо, каким он был. Однажды я это сделал на бумаге — работа, к сожалению, утрачена, но восстановить мож­но, нужен только заказ. Это пер­вое каменное кирпичное здание в городе Могилеве заслуживает того, чтобы его восстановить и раскрыть. Приезжая в Гданьск или Варшаву, туристы ощущают ды­хание времени, но на самом деле все постройки были воссозданы после Второй мировой войны. Это был мощный народный подъем.

КЛИМТ «ОЖИДАНИЕ — ДРЕВО ЖИЗНИ — СВЕРШЕНИЕ»

Стену конференц-зала украша­ет копия этого полотна, которое покорило будущего директора ЗАО «Стройпроектинвест» в Вене. Какую картину разместишь — так и поплывешь. Ожидать долго зака­зов, как правило, не приходится. Главное — репутация: сначала ты зарабатываешь ее, потом она за­рабатывает для тебя. Сложный, изысканный язык узоров, харак­терный для «золотого периода» венского художника, вызывает в стенах офиса конкретные ас­социации. Предприятие может показать «золотое кольцо» своих построек: реставрированный па­мятник архитектуры классицизма — дворец Потемкина в Кричеве, дворцово-парковый ансамбль Жиличского комплекса в Киров­ском районе. Недавно на собра­нии министров МЧС СНГ рядом с рестораном «101» по улице Ленинской состоялось открытие «Музея пожарного депо», фасад здания которого украшен фреска­ми с изображениями пожарных и фонарей могилевской художницы Веры Юрковой. По словам глав­ного архитектора этого проекта Валентины Свинаренко, скоро должны появиться идущие часы. Во дворе создана замечательная игровая атмосфера из старой по­жарной техники.

Еще в 70-е годы в одном из крупных американских городов на печальном примере поняли ис­тину: среда формирует человека. Там снесли только что построен­ный и благоустроенный квартал с развитой инфраструктурой, гото­вый к заселению. Причина: такие же кварталы, заселенные ранее, показали высокий рост преступ­ности в этом безжизненном про­странстве.

Сложная это задача — жить в гармонии. Город радует этой осе­нью внешним и внутренним дви­жением, смелостью проектов. Как заметил директор «Стройпроектинвеста» Владимир Свинарен­ко, когда выхода нет — появляется выход. В годы советской власти в Могилев приехал владыка Мак­сим — и начал действовать. По его инициативе были переданы пра­вославной епархии и восстановлены две жемчужины: Собор Трех Святителей, который был Домом культуры на балансе «Строммашины», и Свято-Никольский мо­настырь. Бог троицу любит — мо­жет, подходит время для третьей жемчужины…

Счастье — это секунда, мгнове­ние, когда у тебя получилось реа­лизовать проект. И дальше снова начинается движение к счастью: ожидание предложения — древо жизни, связывающее земную и небесную канцелярии, — и свер­шение: мысль материальна. Цель у ЗАО «Стройпроектинвест» одна — не ставить недостижимых целей.