Синявский, А. Родом из подвига : [125 лет со дня рождения М. Т. Романова] / А. Синявский // Рэспублiка. — 2016. — 19 лiстапада. — С. 10.
В этом месяце исполнилось 125 лет со дня рождения Михаила Романова — генерал-майора, командира 172-й стрелковой дивизии, героически оборонявшей Могилев с 3 по 26 июля 1941 года. В Могилеве его именем названа улица, установлен бюст, есть мемориальная доска. В фондах Белорусского государственного музея истории ВОВ хранятся фотодокументальные материалы. Героически обороняя крепость на Днепре, этот мужественный человек с твердым характером оказался в лагере военнопленных…
Узнаем подробности этой нелегкой судьбы.
Михаил Тимофеевич родился в Нижнем Новгороде, в семье ремесленника.
В 1914 году началась Первая мировая война, а в 1915-м Михаила призывают в действующую армию, спустя шесть месяцев направляют в Чистопольскую школу прапорщиков. После ее окончания он командовал ротой в составе 72-го полка в Ржеве. Так начиналась армейская биография будущего генерала.
В 1918 году он вступил в Красную армию. Участвовал в Гражданской войне, в боевых действиях в Туркестане, был тяжело ранен. За проявленный героизм и командирские способности назначен командиром полка. Михаилу Тимофеевичу удалось окончить пехотную командирскую школу. Позже он будет командовать 50-м и 18-м стрелковыми полками. В 1938 году был назначен заместителем командира 55-й стрелковой дивизии. В 1939— 1940 годах участвовал в советско-финской войне. В 1940 году получил звание, генерал-майора, а после окончания шестимесячных курсов усовершенствования командного состава при Академии Генерального штаба в марте 1941 года был назначен командиром 172-й стрелковой дивизии.
Начало Великой Отечественной войны сложилось трагически для частей и соединений Красной армии. Прорывая оборону наших войск, немецкие танковые части генерал-полковника Гейнца Гудериана устремлялись на восток. На шестой день войны, 28 июня, немецкие войска были уже в Минске. 16 июля пал Смоленск. К этому времени находившийся уже в глубоком тылу врага, за 200 километров от линии фронта, Могилев держался и сковывал крупные силы противника. По сути, это был второй Брест, о котором, как и о защите Брестской крепости, поначалу не принято было говорить вслух.
Уже 26 июня 1941 года первый эшелон с личным составом 172-й дивизии отбыл на запад, с 28 июня по 3 июля части дивизии сосредоточивались в районе Могилева, где совершенствовали оборонительные сооружения. Пасмурным утром 28 июня 1941 года соединение, которым командовал генерал-майор Романов, прибыло в Могилев — чувствовалось, что надвигаются грозные события.
В небывало короткий срок, за пять—семь дней, была создана стройная система обороны. Стрелковая дивизия генерал-майора Романова с отрядами народного ополчения заняла отведенный рубеж обороны на Днепре, встав на пути 2-й танковой группы и 4-й армии противника, которые стремились форсировать реку и обеспечить продвижение войск к Москве.
Непрерывно находясь на линии обороны, генерал-майор лично руководил боевыми действиями своих подразделений. Он всегда был там, где труднее.
Тем не менее во второй половине июля 1941 года с каждым днем положение наших солдат в Могилеве становилось все более отчаянным: иссякали боеприпасы, некуда было эвакуировать раненых, закончились медикаменты. Вскоре в среднем на каждого бойца осталось не более трех патронов…
26 июля 1941 года Михаил Тимофеевич, собрав оставшиеся силы, повел их на прорыв, на юг, с тем чтобы соединиться с частями, оборонявшими Гомель. Это была последняя атака 172-й стрелковой дивизии.
Ночной рукопашный бой был жестоким и непродолжительным. Лишь немногим удалось прорваться в леса к партизанам. Многих бойцов и командиров недосчитались при выходе из боя. Генерал-майор Романов был тяжело ранен, его вынесли из леса и оставили в деревне Барсуки. Почти два месяца за ним ухаживала семья Михаила Осмоловского, помогала им также врач Елена Фроленко, которая эвакуировалась из Минска и наша вместе с матерью в соседней деревне Гуслищи.
Через некоторое время, подлечившись и немного окрепнув, генерал-майор собирался уйти в лес к партизанам, но не успел. Его выдали по доносу и схватили 22 сентября 1941 года вместе с семьей Осмоловских. 13 обреченных человек, среди них и почти все Осмоловские, расстреляны. Сам Михаил Тимофеевич был направлен в Луполовский лагерь для военнопленных (шталаг № 341), находившийся на окраине Могилева. Оттуда 19 ноября 1941 года его переправили в немецкий концлагерь Хаммельбург, где и умер 3 декабря 1941 года. К 100-летию со дня рождения генерал-майора на месте его захоронения немецкие власти установили мемориальную доску.
Еще 9 августа 1941 года за доблесть и мужество, проявленные при обороне Могилева, Романова наградили орденом Красного Знамени. Но сам он так и не узнал об этом.