Льдова, Е. «Норд-Ост» сквозь призму времени и судеб : [премьера спектакля «Норд-Ост»] / Е. Льдова // Веснік Магілёва. — 2014. — 14 марта. — С. 5.
Вчера на Малой сцене Могилевского областного драматического театра прошла премьера спектакля «Норд-Ост». Новая работа могилевской труппы никого не оставила равнодушными.
23 октября 2002 года: в московском театре на Дубровке проходит мюзикл «Норд-Ост». Никто не подозревает, что в этот день и в этом месте случится одно из самых трагических событий Новейшей истории России. В зал, где идет спектакль, врываются чеченские террористы и берут в заложники почти тысячу зрителей, среди которых очень много детей, женщин и пожилых людей. Более двух суток агонии и унижения. Наконец, спецназ принимает решение штурмовать здание. Сто двадцать девять жертв среди заложников против сорока двух погибших террористов…
«Норд-Ост» — пьеса, написанная на основе реальных событий и фактов, творчески переработанных и собранных воедино в мировой драматургии Торстеном Бухштайнером (Гамбург), а на могилевской сцене — режиссером Владимиром Петровичем.
«Норд-Ост» — это спектакль с мощнейшей энергетикой, редко встречающейся в наше время, и который нужен современному зрителю. Он не рассказывает о террористическом акте в стандартном патетическом ключе, не задает вечный вопрос «кто виноват?», а при полном отсутствии декораций (в начале спектакля героини и вовсе сидят среди зрителей) и пышных костюмов создает многогранный театр, в котором дает возможность увидеть одно событие с трех сторон — с точки зрения трех разных женщин и их жизненных историй. В тот страшный день они пересеклись.
Свою историю рассказывает чеченская «черная вдова», террористка-смертница Зура (Елена Кривонос). Врач Тамара (Наталья Колокустова), в этот вечер случайно вышедшая на дежурство, и бухгалтер Ольга (Евгения Белоцерковская), которая пришла на мюзикл с мужем и дочкой, хотя цена на билеты превышает общий семейный доход. Все героини в черном. И они — вдовы. И до слез трогает исповедь каждой.
Три женщины — три разных взгляда. Связывает их только одно: все они, находясь в шаге от смерти, пытаются найти ту нить, которая связывает, их с оставшейся за стенами театрального центра жизнью. Этот поиск своего пути в атмосфере ужаса и отчаяния глубоко и точно показан зрителю, разрывающемуся между недоумением, ужасом и сочувствием. Даже образ террористки Зуры не вызывает ненависти. Она рассказывает о своей жизни: о тяжелой судьбе молодой женщины, о том, сколько ей пришлось выстрадать, как она согласилась пойти на это чудовищное преступление из любви, став жертвой обмана идейных лидеров террористического акта, которые использовали женщин в «мужских» играх, так же, как и власти, не освобождавшие заложников, а, в первую очередь, стремившиеся ликвидировать боевиков; а затем ничтожно дешево оценили жизни погибших и раненых…
Режиссер «Норд-Оста» Владимир Петрович согласен с тем, что, в первую очередь, этот спектакль — для молодого зрителя: «Трагедия на Дубровке произошла более 10 лет назад, и нынешняя молодежь практически не помнит тех страшных событий, — считает он. — Известно только, что в итоге террористов обезвредили. Но ведь в эти несколько дней погибло больше сотни невинных жертв. Это спектакль, который призван напомнить о том, в каком мире мы живем. Ведь подобные события в разных точках земного шара происходят каждый день. И каждый из нас может стать следующей мишенью».
Зрители — преимущественно молодежь — всей душой откликнулись на спектакль, почувствовав себя участниками той страшной трагедии. И даже по окончании пьесы в оцепенении остались на своих местах, не найдя в себе сил аплодировать или начать обсуждение. «Это не спектакль в каноническом понятии этого слова, — отметил член художественного совета Григорий Белоцерковский. — По-прежнему постановка будет проходить в виде «читки», однако это хорошая заявка на документальный театр».
«Я не знаю, как зрители отнесутся к этому спектаклю, — рассказал режиссер, — ведь тема рискованная, неоднозначная. Может быть и жесткая реакция зала. Но прошлогодняя читка дала понять, что зрителю все-таки нужны такие постановки. «Норд-Ост» же — трагедия в чистом виде. Как жанр она непопулярна, не доносится современным театром. Но ведь суть театра по своей природе трагична! Зачем приходят в него? Чтобы увидеть, пережить и подумать». На вопрос, что будет привлекать могилевского зрителя в этой постановке, Владимир Петрович честно ответил: «Пойдут на жареное. Другое дело, что они здесь увидят и чем мы их попотчуем. Хотя, думаю, что даже тех, кто придет за этим, пьеса не оставит равнодушными!»