Льдова, Е. Слово музыкальной чести : [минский Камерный музыкальный театр «Галерея»] / Е. Льдова // Веснік Магілёва. — 2013. — 22 ноября. — С. 4.
Могилевские зрители встретили овацией оперу Станислава Монюшко «Verbum Nobile». Премьеру на сцене Могилевского драматического театра поставили артисты минского Камерного музыкального театра «Галерея».
Правда, мировая премьера «Verbum Nobile» («Слова гонару») состоялась в 1861 году в Варшаве и до 30 мая 2013 года на территории Беларуси не ставилась никогда. Пока эту оплошность не исправил коллектив музыкального театра «Галерея» и его продюсер Александр Чаховский. «Мы занимаемся своеобразной реинкарнацией белорусской классической музыки», -признался он.
По его мнению, многие наши зрители потенциально готовы слушать серьезную музыку, но пока не ходят ни в оперный театр, ни в филармонию. Александр убежден, что в той версии оперы Монюшко, которую приготовил его театр, публике будет легче ее принять. Специально для постановки дирижер-постановщик Иван Костяхин сделал переложение для ансамбля из девяти инструментов вместо большого оркестра, который по задумке 150-летней давности должен был исполнять это произведение. Да и сама опера — одноактная, так что даже самый неподготовленный зритель не заскучает.
«После премьеры оперы в Минске мы получили огромный резонанс от публики, представителей СМИ и экспертов в области музыкального и театрального искусства. Это свидетельствует о высокой востребованности постановок формата камерной оперы в Беларуси. Поэтому мы решили расширить географию показов «Verbum nobile». 20 июня спектакль с успехом прошел в Гродно, а сейчас мы привезли его в Могилев. И везде нас встречали овациями».
Зрителей в зале было меньше, чем мест в зале, что в очередной раз доказало элитарность оперного искусства. Однако тем камернее и интимнее была обстановка.
Погас свет, в полумраке появились застывшие справа на сцене фигуры оркестрантов в белом, а также замершие во время беседы друг с другом Серваций Лагода и Мартин Пакула. Затем появилась Зося, которая оживила всех своими ласковыми прикосновениями — так начался спектакль.
История не изобилует сюжетными линиями и рассказывает о распространенном у шляхты обычае, когда родители подписывали соглашение, что поженят своих детей, подкрепляя его «verbum nobile» — словом чести дворянина. По сюжету, когда-то пан Серваций Лагода торжественно пообещал отдать свою дочь Зосю замуж за сына своего друга — Мартина Пакулы. Зося выросла и не без взаимности влюбилась в шляхтича Станислава, который, став жертвой несчастного случая, очутился в доме у Лагоды. По счастью, Станислав оказался Михаилом — тем самым юношей, за которого Зося и должна выйти замуж…
В постановке задействованы артисты из разных театров и с разным опытом. В спектакле поют не только опытные солисты, но и недавние выпускники. Например, Галина Дубицкая и Артем Хомиченок, которые играют главных героев постановки — Зосю и Михаила (Станислава) — практически вчерашние выпускники, однако уже выступают как солисты. Галина Дубицкая, миниатюрная и хрупкая, идеально смотрелась на сцене. Артистке удалось наполнить образ Зоей юношеской свежестью и женским очарованием.
Режиссер и художник-постановщик Елена Медякова выбрала для оформления спектакля белый и голубой цвета. И этот спектакль, действительно, как воздушное белое облачко на синем небе: им можно некоторое время любоваться, но оно бесследно исчезает, оставив о себе приятное, но мимолетное воспоминание.
Постановщики обошлись минимальным количеством предметов: стол, два стула, картинная рама, традиционный венок из васильков. Режиссура — ясная, светлая и простая — соответствовала музыке. И если оперу «Verbum Nobile» принято характеризовать как лирико-комедийную, то в этой постановке акцент был сделан скорее на лиричность, чем на комедийность.
«Я еще не слышал, чтобы зрители так смеялись над шутками в тексте, — заметил Александр Чаховский. — В Минске и Гродно были улыбки, смешки, а в Могилеве раздавался хохот. Значит, история показалась понятной и близкой. Надеюсь, могилевчанам понравится и та постановка, которую мы покажем в конце декабря в городской ратуше!»