Связанные танцем

   Быкова, Е. Связанные танцем : [Н. Родькина ведет кружок бытовых народных танцев] / Елена Быкова // Днепровская неделя. — 2016. — 9 ноября. — С. 3.

То, чем жили наши предки, тянется за нами невидимой нитью. Это наша культура, ментальность и отношение к жизни. Но хорошо ли мы знаем сейчас, как был устроен давнишний быт? Как ни удивительно, многое об этом могут рассказать белорусские танцы. Не те, что можно увидеть на сцене, а исконные народные бытовые танцы, которые знали наши теперь уже далекие предки.

«Подумаешь, танцы!» — воскликнет несведущий читатель. А между тем в них множество нюансов. Разобраться в этом нам помогла Наталья Родькина, которая вот уже  4 года ведет кружок бытовых народных танцев в Могилеве.

На первый взгляд кажется, что нет особых различий между танцами, например, русскими, украинскими и белорусскими. Но это не так, утверждает она.  Отличия есть, и люди сведущие заметят их сразу. Ведь по манере и стилистике  танца можно определить географию его происхождения.  Причем не только страну, но и регион. Так, русские народные танцы отличаются множеством импровизаций – важно было именно показать себя. В наших же, белорусских танцах, все строго: энергия должна быть сжата внутри, никаких разухабистых и широких движений. Руки выше головы поднимать нельзя – неприлично. В русской культуре это считалось вполне нормальным. И даже белорусские регионы отличаются манерой танца: Вилейка в этом плане более шляхетная, плавная, а деревня Весея жесткая, движения «деревянные» – так сказались на танце навыки военных переселенцев.

— Народный бытовой танец очень прост, потому что не рассчитан на зрителя, — рассказывает Наталья. —Здесь главное участие. Важно также, чтобы вел партнер – это придает танцу внутреннюю силу. Сейчас взаимоотношения поменялись, каждый сам за себя, поэтому быть ведомой сложно. Но для наших бабушек важно было идти за мужчиной, даже если тот делал что-то неправильно.

У наших предков танцы строго регламентировались отношениями между партнерами. Например, когда девушку держат за талию, рука должна быть зафиксирована строго на этом месте. Ведь на вечеринки собиралась не только молодежь, но и представители старшего поколения. И если они видели какие-то выходки «вне регламента», барышню, позволившую своему партнеру эти вольности, могли ославить на всю деревню! Особенно если край юбки в танце задирался или кавалер касался фартука. Это считалось верхом разнузданности!

А еще вечерки были местом встреч и знакомств. В танце парни и девушки присматривались друг к другу: кого легко вести, с кем удобно стоять в паре. Причем отказаться от приглашения на танец девушка могла, только если парень был пьян. Даже тому, кто не нравился, отказывать было запрещено. За это могли даже выгнать с вечерок и больше на «танцпол» не пустить.

— «Скромность» белорусских танцев объясняется еще и тем, что собирались в маленьких хатах, а народу было много, и всем нужно было уместиться. Тут не попрыгаешь и широко не шагнешь, — считает Наталья. — Вот и приходилось приноравливаться.

Делились танцы на обрядовые и позаобрядовые. Первые танцевали по какому-то случаю. Например, на зажинки или свадьбу. Есть такой танец – обрядовая Левониха, которую танцевали на так называемую «женитьбу Терешки». Молодые стояли в кругу хоровода, который сначала закручивался, а потом раскручивался. Позаобрядовые танцы – это как раз танцы для отдыха, развлечения, но и тут хоровод нередко присутствовал… В целом все танцы вышли из хоровода и построены по космическому принципу – они напоминают вращение планет вокруг центра и своей оси. Грамотно и логично.

Сейчас школ бытового, а не эстрадного танца, у нас не так много. Они есть даже не во всех областных центрах. Для самой Натальи эти танцы тоже в свое время стали настоящим открытием:

— Всю ночь танцевали в настоящей белорусской хате, когда ездили с могилевским студенческим этнографическим обществом на «женитьбу Терешки», — вспоминает она. — Впечатлило до невозможности! Хоть танцевать тогда толком никто из нас по всем правилам и не умел.

Сейчас у девушки за плечами пять этнографических танцевальных фестивалей  и множество мастер-классов, что дает ей возможность делиться опытом со всеми желающими.

В планах на будущее Наталья очень реалистична. «Хотелось бы иметь свое «гнездо», место, где можно собираться, учиться танцевать и петь народные песни. И еще организовывать мастер-классы, обмениваться опытом с другими группами. Но главную задачу мы уже выполняем, ведь при создании кружка хотелось только одного – танцевать…»