Чем дышит областная столица

   Соловьев, В. Чем дышит областная столица / Владислав Соловьев // Веснiк Магiлёва. — 2016. — 30 ноября. — С. 11.

В последнее время жители Могилева больше внимания стали обращать на состояние атмосферного воздуха в городе. Начали обращаться с жалобами, хотя и носящими иногда субъективный характер, на то, что воздух сильно загрязнен. Проблема не нова и характерна практически для любого крупного города.

ИСТОЧНИКИ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ВОЗДУХА

Однако, чтобы понимать пути решения проблемы, необходимо проанализировать причинно-следственные связи. Нередко можно услышать мнение, что Могилев — крупный промышленный центр, который еще пополнился предприятиями участка № 4 свободной экономической зоны «Могилев» (т.н. Южного промышленного узла), а поэтому и воздух не может быть чистым. Да, промышленные предприятия вносят определенный вклад в уровень загрязнения атмосферного воздуха. Но, согласно данным Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, на современном этапе в Могилеве около 72% валовых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу приходится все же не на промышленные предприятия, а на передвижные источники, прежде всего автотранспорт.

Просто вдумайтесь: на стационарные источники — промышленные предприятия, котельные, печное отопление объектов и жилого частного сектора и т.д. вместе взятые — приходится лишь 28%, а это менее одной трети от общего валового выброса. Количество автотранспорта в городе выросло с начала 90-х годов более чем в 20 раз. Достаточно найти в Интернете снимки улицы Первомайской в 1992 году и сейчас, и сравнить интенсивность дорожного движения. Результат грандиозного роста числа автомобилей — возникновение «пробок», особенно в «час пик», на городских магистралях. Именно в этот период происходит наибольшее выделение загрязняющих веществ с выхлопными газами ввиду «рваного» ритма движения.

Помимо «традиционных» автомобильных выбросов, от оксидов азота до непредельных углеводородов, — увеличение объемов выбросов существенно отразилось на повышении уровня содержания в воздухе формальдегидов и фенола. Согласно научным данным, значительная часть этих веществ образуется «вторичным» путем фотохимических реакций тех же непредельных углеводородов от выбросов автотранспорта в атмосфере при определенных погодных явлениях. Формальдегид, по данным Международного агентства по изучению рака, является достоверным канцерогеном для человека, может при ингаляционном пути поступления вызывать лейкозы, рак различных органов. Фенол при длительном постоянном воздействии также оказывает негативное влияние на организм человека.

ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ

Поскольку с этой проблемой уже достаточно давно столкнулись в экономически развитых странах, в тех же европейских городах разработали комплекс эффективных мер. В их числе ограничение движения автотранспорта в центральных частях городов, строительство объездных дорог и развязок, подземных или надземных пешеходных переходов. Также постоянно ужесточаются экологические требования к двигателям, включая материальное стимулирование в системе пошлин на ввозимые автомобили и электромобили. Не на последнем месте тематическая социальная реклама на билбордах и по телевидению, развитие вело- и электротранспорта с созданием соответствующей инфраструктуры. В Минске развитие этого направления нашло широкое применение, а знаменательным событием станет перспективная обкатка на городских маршрутах нового экологически чистого вида городского пассажирского транспорта — электробусов отечественного производства. А к проведению таких мероприятий, как «День без автомобиля», давно уже присоединились и могилевчане.

ЧИСТЫЙ ВОЗДУХ ПО-МОГИЛЕВСКИ

Но это не единственное направление — многое делается в Могилеве, в том числе благодаря усилиям органов власти и других ведомств. Тот же Пушкинский мост и реконструированный съезд к нему с площади Орджоникидзе — это, помимо других положительных моментов, очень серьезный вклад в защиту городского атмосферного воздуха и экологии вообще. Многие помнят транспортные «пробки» по утрам из Заднепровья .к пл. Орджоникидзе, а по вечерам в обратном направлении, особенно, если там случались ДТП, это просто загаживало воздух в центральной части города. Теперь же имеются серьезные предпосылки к снижению данной вредной нагрузки. Постепенно развивается и велоинфраструктура, если удастся завершить создание данной сети тем, что из спальных районов по велодорожкам можно будет добираться в центр и другие районы, это будет серьезным стимулом для дальнейшего продвижения байков как транспорта в Могилеве.

Однако, для того, чтобы сделать чище воздух в городе и помочь сохранить здоровье горожан, должны действовать не только органы власти и компетентные ведомства. Каждый может вносить свою лепту в это благое дело. Можно долго размышлять о вреде промышленных выбросов от предприятий, а потом сесть в свой автомобиль и лично принять участие в загрязнении атмосферы города, создав с другими утром «Международного дня без автомобиля», объявленного властями, грандиозную «пробку» на проспекте Мира от «высотки» до ул. Первомайской, но это отрицательный вклад. Предъявляя требования к другим, хорошо бы начать с себя, и тогда совместная работа поможет улучшить ситуацию.