Зинькевич, Л. Виртуозы обмана / Лариса Зинькевич // Днепровская неделя. — 2011. — 20 апреля. — С. 6.
Если бы у зрителей была возможность в эти дни заглянуть в производственные цеха Могилевского облдрамтеатра, они бы запросто увидели здесь «расчлененный труп»! Причем руки, ноги и голова, аккуратно «отрезанные» от туловища, спокойно лежат себе на столе и никого не волнуют! Кошмар! И лишь подойдя ближе, понимаешь: ага, манекен изувечили, причем недавно, он еще и свежим клеем пахнет. Вот она, сила искусства!
– Вообще-то это реквизит к будущему спектаклю «Плохие парни», — рассказывает художник-бутафор облдрамтеатра Сергей Букатый. — Один из персонажей носит в мешке «расчлененный труп». По ходу постановки мешок рвется и содержимое вываливается на сцену. Чтобы пустые части манекена не издавали при падении характерный стук, внутрь мы закачали монтажную пену.
За те 7 лет, что Сергей служит в могилевском театре, какой только реквизит не приходилось изготавливать ему и его коллеге Олегу Печенко! Амуницию, оружие, макеты лошадей, сказочных животных, крылья серафимов, оригинальные аксессуары к костюмам… Причем пособий по бутафории нет, надо постоянно что-то изобретать, придумывать, листать книги, заглядывать в «Интернет, обращаться к опыту предшественников — бывшего главного художника Марка Волохова и нынешнего — Олега Рыбакова. Они когда-то делали великолепную бутафорию. Но и раньше, и сейчас каждая постановка для художника-бутафора — своего рода эксперимент, дипломная работа, когда все приходится делать как в первый раз. Все ли им под силу?
«Перед нами не ставят невыполнимых задач, — говорит Сергей. — Но если какую-то вещь не можем сделать по техническим причинам, предлагаем аналог, находим выход». У них уйма всяких секретов, хитростей и приспособлений, как сделать «видеоряд» спектакля максимально правдоподобным. Или — наоборот: сказочным, необычным. А «высший пилотаж», считает Олег, — когда бутафорскую вещь принимают за настоящую. Воплощая эскизы минского художника-постановщика Алеси Снопок к яркому пластическому перфомансу «Она и Я» по поэме Янки Купалы, им пришлось мастерить макеты черепов. Причем модели из папье-маше делали с настоящих черепов коровы и свиньи (один когда-то подобрали в лесу — на всякий случай, другой предоставил мясокомбинат), покрасили их, довели «до ума» так мастерски, что выглядели, точно настоящие. Одна актриса, вспоминает Олег, увидев, что эту малоэстетичную вещь ей предстоит в спектакле водрузить на голову, испугалась: «Я эти кости надевать не буду!» А ведь «черепа»-то были из бумаги!
К спектаклю «Легенда о Машеке» Сергей делал булавы, краги, доспехи… «У Григория Яковлевича Белоцерковского, который играл Гвоздя, «кольчуга» была связана из грубых шерстяных ниток и подпоясана оригинальным ремнем с клепками, на руках — краги, — рассказывает Сергей. — Так вот, чтоб сделать бляху к ремню, украсить краги, мы брали медные пластинки и на них специальными пробойниками наносили чеканку, заклепывали, паяли…Филигранная работа! Но из зала, да еще при соответствующем освещении, костюм выглядел весьма натурально».
Казалось бы, привычные бытовые вещи можно использовать в спектакле в первозданном виде. Но практически все бутафорам приходится адаптировать, потому что на сцене предметы выполняют определенную функцию. В спектакле «Комната смеха для одинокого человека», вспоминает Сергей, был чайник с фокусом: актер наливал из него воду, потом открывал крышку, переворачивал, а из чайника-то ничего не капало! Зрители были в недоумении. А секрет — во встроенной емкости, придуманной бутафором. В нужный момент актер нажимал кнопочку — и из емкости лилась вода. Бутафория должна быть не только красивой, но прочной и долговечной, выдержать не один спектакль. Кстати, в недавнем премьерном спектакле «Событие» костюм одного из героев Олег Печенко и художник-декоратор Геннадий Кутович расписали вручную. Представьте, каково это — нарисовать десятки клеточек на бриджах, пиджаке. Но ткань стала жестче, костюм — чопорнее, а персонаж Василия Галеца — сатиричнее. Фабричную обувь приходится стилизовать для сцены с помощью пряжек, бляшек, обклеивать, «старить». Хотя бывают и исключения: старый кассетный плеер в постановке «Эти свободные бабочки» — самый что ни на есть настоящий. Сергей принес свой из дома, и теперь это — часть реквизита.
Но настоящий эксклюзив получается для спектаклей на исторические темы — правда, их теперь мало, и для детских сказок. Вот где требуется полет фантазии! Хитрые сундучки, волшебные палочки, невероятные костюмы… Сергей вспоминает, как для «Снежной королевы» делали макет дерева: на проволочный каркас натянули матерчатый чехол, сверху нашили «листочки», ниточки, веревочки. Это создавало иллюзию кроны. И вот такую «одежду» надели на актера… Малыши и их родители, увидевшие в нынешнее Новогодье сказку «Золушка», наверняка запомнили оригинальную карету. С виду вроде все просто — фанера, пенопласт, немножко монтажной пены… Но сколько там резьбы! Оказывается, из монтажной пены можно создавать едва ли не произведения искусства! Когда сценический круг поворачивался, карета одной стороной представала перед публикой в своем традиционном виде, другой — часами, от которых зависело Золушкино счастье. Хотя авторов этого сценического великолепия публика, как правило, не знает в лицо, цветы и аплодисменты достаются тоже не им…
Ящички в мастерской у Сергея Букатого полны «сокровищ» — пряжки с советских солдатских ремней, очки со сломанной оправой, пластмассовые браслеты, детская заколка… Ведь никогда не знаешь наверняка, что может пригодиться для создания образов в спектаклях. Среди этого «мусора» вдруг натыкаешься на копии Георгиевского креста, орденов Октябрьской революции и Отечественной войны, немецких наград. На вид — почти настоящие, да и отлиты с реальных орденов и медалей. Остались от старых, давно списанных постановок. Но Сергей уверен, что когда-нибудь и эти «награды», и другой реквизит 30—40-летней давности еще пригодятся для очередных премьер. Достаточно подновить, подкрасить — и заиграют по-новому. Чтобы зритель опять немножко «обманулся».