Жить в гармонии с миром

    Максимова, Е. Жить в гармонии с миром : [премьера симфонической сказки «Петя и Волк-2» П. Поспелова] / Елена Максимова // Веснiк Магiлёва. — 2016. — 21 декабря. — С. 11.

В Могилеве в музее имени Масленикова впервые в Беларуси состоялась премьера симфонической сказки «Петя и Волк-2» Петра Поспелова в исполнении Могилевской капеллы под управлением Сергея Лищенко.

Инициатором продолжения «Пети и Волка» Сергея Прокофьева выступил Григорий Папиш — директор Московского театра кукол. Так появился детский спектакль с антрактом: первая часть — театрализованная сказка Прокофьева, вторая — Поспелова. Участником постановки был заведующий музыкальной частью Максим Ивкин, уроженец Могилева. Большой энтузиаст и патриот, он способствовал премьере сказки своего друга в Беларуси: привез партитуру и заинтересовал ею дирижера Сергея Лищенко.

В зале было много детей. Интересно было наблюдать за ними во время этого музыкальной? эксперимента. Сначала эмоциональный и азартный композитор сочинил музыку экшн с текстом, наполненным парадоксами, цитатами и шутками. Артистичный Максим Ивкин мастерски исполнил текст, переведенный им на белорусский язык, — это был удачный лингвистический эксперимент. Мир несовершенен -мажорная музыка и веселая игра слов спасают и лечат от агрессии.

После премьеры стало ясно: к берегам не морского города Могилева приплыл Кит по имени Петр Поспелов.

Кто же такой композитор Петр Поспелов, которого благодарные могилевчане искупали в овациях? Его отец Глеб Геннадьевич Поспелов — искусствовед, специалист по русскому искусству XVIII-XX веков, исследователь русского авангарда. В замечательном семействе (дед — лингвист А. Реформатский) Петр считался «шалопаем и раздолбаем, постоянно хихикающим дроздом и свире-стелью», по свидетельству друга семьи — сценариста Дуни Смирновой (фильм «Два дня»), ведущей «Школу злословия». «Всеобщий баловень и любимец, он занимался то одним, то другим… Неожиданностью для всех стал тот факт, что из Пети получился один из самых авторитетных критиков в России — блестящий обозреватель музыки. Петр Поспелов приложил много усилий для создания текущей ежедневной критики. Его яркие и незабываемые метафоричные рецензии печатались в газетах «Русский телеграф» и «Коммерсантъ». Он заработал репутацию резкого и гневного критика.

— Петр Глебович, как бы вы, известный критик и продолжатель сказки о приключениях Дедушки и Внука, осветили бы событие сегодня?

— Я бы написал, что Могилевская капелла решилась на эксперимент. Оркестр показал высокий класс игры. Мне очень понравилась эмоциональная интерпретация дирижера, абсолютно устраивающая меня по темпам. Это очень редко бывает. Часто дирижеры стараются дирижировать помедленнее для более тщательного исполнения мелких восьмых и шестнадцатых нот. А Сергей Юрьевич правильно почувствовал мою музыку.

— Скажите, вы, правда, верите в счастливую старость?

— Мои бабушки были ярким примером счастливой старости. Они нуждались в нас — мы нуждались в них. Мне кажется, между де-душками-бабушками и внуками, через голову отцов-матерей, есть большее взаимопонимание: они становятся единомышленниками. Не зря Шекспир сказал: старость — это второе детство. Маленьким я писал «Охотничьи рассказы». Был такой «Атлас животных» Брема. И вот я шел по порядку: сочинял историю про мою охоту на каждого из животных. Кончалось это тем, что я его ловил и сажал в зоопарк. И поскольку я не умел писать, то диктовал свои фантазии бабушке. В этих рассказах ей отводилась почетная роль оруженосца. Мы действовали заодно!

— Прокофьев, как и вы в нежном возрасте, поместил Волка в зоопарк. Почему взрослый Поспелов выпустил его на свободу?

— Во времена композитора не был до конца проделан путь покорения природы — и Волка надо было подчинить человеку, определив в клетку. Сегодня мир ратует за свободу для животных: появляются противники зоопарков и цирков. Поэтому современный герой Волк не должен сражаться с человеком — они должны прийти к согласию и жить в гармонии. Главная идея моей сказки — это мир.

— Примирились ли вы с классикой? Или признаете только экспериментаторов?

— Долгое время я считал классику скучной — интерес вызывали композиторы авангардной музыки, ниспровергатели традиций — Игорь Стравинский, Пьер Булез, Штокхаузен — они пришли ко мне раньше, чем Бах и Моцарт. Но не так давно я был взволнован и плакал, слушая «Иоланту» Петра Чайковского. На Пасху в нашей семье есть ритуал — читать рассказ «Студент» Антона Чехова. Там звучит история предательства апостола Петра. И здесь я всегда начинаю рыдать. А вообще я счастливый человек с огромным количеством планов.