Место, где работает душа

Якубовский В. Место, где работает душа / Владимир Якубовский // Магілёўскія ведамасці. — 2008. — 7 кастрычнiка. — С. 13.

Накануне открытия очередного сезона директор Могилевского областного драматического театра Андрей Новиков дал интервью редакции «МВ».

— Андрей Федорович! Каким войдет в историю театра минувший сезон?
— Он был плодотворным и напряженным во всех отношениях — и в количественном, и в качественном. Сыграно 382 спектакля. Из них 126 — каждый третий — на выезде, в т.ч. 57 — на селе. Это довольно много, раньше столько не играли.
Выпустили 9 новых спектаклей. Прежде столько премьер за сезон не было. Среди них — спектакли малой формы, были и внеплановые, что свидетельствует о значительной креативности коллектива.
В общем, считаю, к 120-летию театра, которое отметили в мае, мы пришли достойно. К юбилею выпущен буклет о театре. На высоком уровне проведен 3-й Международный молодежный форум «М’art.контакт».
— Понятно, что в этом есть заслуга администрации. Какие еще факторы обеспечили успех?
— Прежде всего в достигнутом результате большая заслуга коллектива, возникшей в нем атмосферы самоотдачи, творчества и взаимопонимания. За это всем большое спасибо.

Хочу также высказать благодарность в адрес наших кураторов — управления культуры и облисполкома в целом за значительную поддержку, которую они оказывают. Впервые в прошлом году мы получили государственный социально-творческий заказ при работе над спектаклями «Яна i я», «Женитьба Фигаро». Уже в этом сезоне дотируются обменные гастроли с Витебским театром.
Благодаря помощи облисполкома приобрели микроавтобус, легковой автомобиль, что несомненно скажется на уровне культурного обслуживания жителей области.
— «Фестивальный счет» театра пополнился?
— На «Славянских театральных встречах», которые проходили в Брянске, мы показали спектакль «Только Он вправе меня разбудить» по пьесе Э.-Э.Шмитта. Эту же работу возили в Смоленск на «Смоленский ковчег». Он был очень тепло встречен зрителями и специалистами.

Большие ожидания связываем с новой работой Василия Галеца — «Инопланетянин». В октябре и ноябре он представит ее на международных фестивалях моноспектаклей в Висагинасе (Литва) и Хмельницком (Украина).
— Что ждет зрителей в новом сезоне?
— Если двумя словами, то много интересных, увлекательных встреч. В прошлом году у нас появились работы по поэме Я.Купалы, по Маркесу, «Инопланетянин» Галеца, которые рассчитаны на серьезного, думающего зрителя. Эту тенденцию мы намерены продолжить и впредь.

Дело в том, что проблемы со зрителем, которая стояла еще несколько лет назад, у нас сейчас нет. Сегодня на стационар к нам в год приходит 60 тыс. человек (утром и вечером). Десять лет назад эта цифра была вдвое меньше. Динамика очевидна.
Средняя наполняемость зала сейчас 83 — 85%. С учетом того, что 40 мест в зале такие, с которых только слышно, но не видно, это практически полный зал.
В общем, если проблема количественная в целом решена, то в качественном отношении можно и нужно работать. Предела совершенству нет.
Остается и задача воспитания у зрителя художественного вкуса. Есть жанры более и менее популярные. Комедия, например, и психологическая драма…
— Может быть, воспитание художественного вкуса — это вопрос большей частью «пиаровский»? Т.е. организации профессиональной рекламы? Чтобы зритель знал, что его на спектакле ждет…
— Это лишь одна сторона проблемы. В принципе можно и Фридриха Дюренматта «пропиарить» так, что зрители на него побегут. Но что они там увидят?

Поэтому мы стремимся целенаправленно работать со школьниками и другими категориями зрителей. Расширяем практику подготовки спектаклей для семейного просмотра. Чтобы не только дети, но и родители находили в нем свое. «Сестра моя Русалочка» — первый такой опыт, и он полностью себя оправдал. В новом сезоне планируем продолжить — появится работа по сказкам-притчам Евгения Клюева.
— Допустим, с детьми у вас получится. А взрослого, сформировавшегося зрителя не боитесь «перегрузить»?
— Нет, ведь мы не меняем репертуарную политику, шарахаясь из стороны в сторону. Мы ее развиваем, надстраивая новые этажи. Такова традиция русского репертуарного театра, которой мы стремимся следовать. Зрителю нужно не только отдохнуть и развлечься, но и немножко «поработать душой». Следует все же различать театр и эстрадный концерт, задачи у них разные.

Вот и последняя премьера — «Свидание в предместье» по пьесе Александра Вампилова, с которой мы начинаем сезон, к «попсе» трудно отнести.
— Какие премьеры увидят зрители в 120-м юбилейном сезоне?
— Спектакль по пьесе Нила Саймона «Пылкий влюбленный» репетирует Андрей Гузий. В нем заняты Елена Дудич и Григорий Белоцерковский.

С удовольствием работает с нашей труппой Валентина Еренькова — режиссер Национального русского театра им.Горького. В этот раз она будет ставить «Сильвию» — мелодраму американского автора А.Герни.
Предстоят и внеплановые работы. Елена Дудич намерена подготовить моноспектакль о жизни Эдит Пиаф. Молодой актер, недавно пополнивший труппу, Антон Кудревич — выпускник режиссерского отделения Академии искусств — поставит дипломный спектакль малой формы.
Для нас очень важна белорусская драматургия. К сожалению, пока не нашли ничего приемлемого у современных молодых авторов. Поэтому остановились на прозе Владимира Короткевича. Режиссер Виктор Куржалов в конце октября выпустит спектакль по его рассказу «Паром на бурной реке» в инсценировке Алексея Дударева.
— В будущем году 65 лет освобождения Беларуси от фашистских захватчиков. Чем на эту годовщину ответит театр?
— Новой работой. Не могу пока ее назвать — вопрос обсуждается. Есть предложения по прозе Василя Быкова, пьесам Дударева. Решение не принято, но к концу сезона такая премьера состоится, чтобы к 65-летию Великой Победы она «заговорила» в полный голос.

— Чем порадуете детей?
— На новогодних каникулах мы играем около 40 спектаклей, которые смотрят 15 тысяч детей. В этом году для них будет подготовлена сказка Юлия Кима «Иван Царевич». Это большой красочный спектакль с множеством действующих лиц.

Будут и гастроли. В конце марта уже по традиции пройдет 4-й форум «М’art.контакт». Фестиваль развивается с каждым годом. Сдерживает одно — отсутствие дополнительной площадки, чтобы удовлетворить все задумки.
— Последний вопрос — о кадрах. Увидим ли в сезоне новые лица?
— Да. Антона Кудревича я уже называл. Сделали новый набор в студию театра. Четверо выпускников студии в этом году поступили на заочное обучение в Академию искусств, еще один — на стационар.

К сожалению, некоторых лиц не увидим. Покинул театр Максим Гагарский. Из постоянного состава перешли на контракт Евгений Максименко и Алексей Килессо. Все они заняты в ведущих ролях, быстро заменить не получится. Поэтому определенные изменения в репертуаре неизбежны.
Впрочем, причины у всех объективные. Кого-то вынуждают жизненные обстоятельства, другие реализуют свои творческие планы. Важно здесь то, что театру по большому счету никто из них не изменил. А для нас вывод: собственную студию, подготовку в ней молодежи нужно укреплять и развивать.
— Спасибо за беседу! Редакция желает коллективу новых творческих успехов.