«Это — чудо. Это — магия. Это — праздник театра!..»

Якубовский, В. «Это — чудо. Это — магия. Это — праздник театра!..» / Владимир Якубовский // Магілёўскія ведамасці. — 2008. — 29 марта. — С. 14.

Так высказались экс­перты, специалисты по поводу спектакля «Любо­вью не шутят», показан­ного Орловским театром для детей и молодежи «Свободное простран­ство». И это был, пожа­луй, единственный случай на фестивале, когда они были единодушны.

Но эти же слова с пол­ным основанием можно отнести в целом к 3-му Международному моло­дежному театральному форуму «М’аrt.контакт». Он завершил свою рабо­ту в четверг, в Междуна­родный день театра. Его заключительным аккор­дом высокого драмати­ческого звучания стал спектакль «Снегири» Московского театра на­ций.

Бывшая дипломная работа выпускников РАТИ трогает до слез. Все в ней сошлось: и пьеса Нины Садур по произведениям Виктора Астафьева «Веселый солдат» и «Прокляты и убиты», и режиссура, и предельно искренняя игра актеров, которые переносят себя и зрителя на 65 лет назад — в трагические дни войны.

Без преувеличения — на 3-м году существования фестиваль в Могилеве зажил полноценной, безо всяких авансов, жизнью и оправдал надежды его устроителей. На нем не стало случайных спектаклей, появился свой — фестивальный зритель и свои любимые театры, которые в городе знают и с нетерпением ждут.

Обстоятельный анализ итогов форума, прогноз его развития — впереди. Здесь — только самые первые замечания, то, что очевидно уже сегодня.

Одно из первых впечатлений — в рамках «М’аrt.контакта» стихийно сформировался и мини-фестиваль театров Союзного государства Беларуси и России. Каждую из стран представляли своими работами по 4 театра из 13 спектаклей конкурсной программы. А с учетом того, что Шекспир и Сигарев в интерпретации театров из Киева и Кишинева — тоже о судьбе людей, потерявших «большую» родину 16 лет назад с распадом СССР и мечущихся в поисках собственной судьбы, это обстоятельство может стать определяющим в дальнейшем идейном становлении молодежного форума.

Другой вывод. В рамках форума набирает силу и становится самостоятельным явлением своеобразная творческая лаборатория молодой дпаматургии Мастер-классы, режиссерские мастерские, серьезные дискуссии критиков и театроведов о проблемах театра… Было очень трогательно слышать заявления Валерия Анисенко, Владимира Мищанчука, Татьяны Орловой и других театральных мэтров о неповторимой творческой атмосфере форума, особенно важной для молодежи, которая почти утрачена в столице. И, соответственно, предложения к могилевским организаторам о необходимости сохранить ее и усилить, в т.ч. на статусном уровне. Понятно, что решение этого вопроса — в компетенции Министерства культуры.

Накануне вручения призов победителям конкурсных номинаций свои предпочтения высказало неформальное молодежное жюри. Главные симпатии молодые отдали пластическому спектаклю «Не танцы» театра-студии Белорусской академии искусств.

Решение профессионального жюри огласила его председатель — искусствовед, профессор Белгосуниверситета Татьяна Орлова. Специальный приз жюри вручен молодой актрисе из драм-театра им. Рачо Стоянова (Габрово, Болгария) Славяне Любомировой.

Приз «За современное сценическое прочтение классической драматургии» получил спектакль «Последние» ТЮЗа из Нижнего Новгорода.

Лучшей молодой актрисой форума стала Ольга Лукьяненко за роль Джульетты в спектакле Киевского академического театра драмы и комедии на левом берегу Днепра «Ромео и Джульетта».

Приз «За поиск и эксперимент» получил спектакль «РВО Турандот» театра «Приют комедианта» из Санкт-Петербурга.

Спектакль «Не танцы» Театра-студии БГАИ награжден призом «За лучший молодежный спектакль форума».

Главная награда — Гран-при форума «М’аrt.контакт-2008» присужден замечательному спектаклю «Любовью не шутят» Орловского театра для детей и молодежи «Свободное пространство».

Жюри форума отметило также работу А.А.Палкина и З.Н.Бурцевой в спектакле «Как быть счастливым» по рассказу Г.Маркеса, который показан участникам фестиваля вне конкурсной программы, а также молодых актеров спектаклей «Она и я» (Могилевский драмтеатр), «Божьи коровки возвращаются на землю» (Кишиневский драмтеатр «С улицы Роз») и «Снегири» (Московский театр наций).

Но главная награда, безусловно, призвание молодых зрителей. Оно – в сотнях объяснений в любви к коллективам и отдельным артистам в записях-граффити в фойе театра. И пусть «ОЧИСТЧЕНИЕ» в них писала еще неуверенная рука, но греческое «КАТАРСИС» воспроизведено точно.