Да потому, что мы — «кировские»!

     Сидельникова, В. Да потому, что мы — «кировские»! : [могилевская СШ №7] / Виктория Сидельникова // Могилевская правда. — 2016. — 29 декабря. — С. 4.  

Могилевская СШ №7 занимает особое место среди городских школ. Одна из старейших, она будто пропитана атмосферой братства и сплоченности. Случайные люди здесь надолго не задерживаются. Кажется, коллектив педагогов, сами учащиеся, даже технический персонал живут по единому закону — быть преданными своей школе и той территории, которую в обиходе называют микрорайоном автозавода им. Кирова.

И пусть во время зимних каникул школа «звучит» чуть тише — по нарядной обстановке, созданной тут накануне новогодних праздников, чувствуется стремление во всем быть лучшими. Ценное нынче качество. Оно, кстати, тоже одно на всех.

Юбилейный  год

В следующем году школе исполнится 70 лет. А теперь представьте, сколько может собраться на праздник бывших выпускников!

В рейтинге лучших школ Беларуси Могилевская СШ №7 занимает почетное седьмое место. Народное голосование проходило в Интернете. Каждому посетителю сайта предлагалось назвать свой родной город и школу, где прошли самые беззаботные годы. Степень преданности родной «кировской» школе превзошла всякие ожидания. Казалось бы, на окраине областного центра, далеко не самая большая и отнюдь не лучшая по успеваемости, она сумела сплотить несколько поколений.

— Все дело в той местности, где она расположена, — объясняет директор школы Александр Крамачев. — Самыми первыми учащимися в далеком 1962 году после строительства нового здания были дети рабочих завода им. Кирова. Соседи и коллеги дружили семьями — всем микрорайоном. Этот дух единения по прошествии стольких лет никуда не исчез. Изменилась и сама жизнь, и отношение друг к другу стало более сдержанным, а наши местные люди все равно те же. Здесь работают династии педагогов, учились сначала родители, затем их дети, внуки.

Не раз приходилось в прямом смысле становиться плечом к плечу и всем вместе делать плановый ремонт. И нынешнее лето не стало исключением. Накануне очередного Дня знаний вновь преобразили школу. Родители с учителями распределились на бригады и в три смены, даже ночью, штукатурили, грунтовали, красили… Всем своим дружным миром выстояли — и уже с утра нарядные, с шарами и цветами стояли на праздничной линейке на обновленном школьном крыльце.

В пятерке лучших

Надо сказать, не обошлось без помощи областного и городского руководства. Предложение могилевских властей по содействию в ремонте здесь восприняли с большим энтузиазмом. Бюджетных денег хватило практически на все запланированное.

— Мы привыкли обходиться своими силами, изыскивать возможности, — говорит директор. — Но когда председатель облисполкома Владимир Доманевский посетил нас и предложил свое участие, все получилось в разы быстрее. Начали с глобального — перепланировки фойе на первом этаже. Убрали все железные перегородки, казалось, намертво приросшие за столько-то лет! Стало уютнее, светлее. Переоборудовали раздевалки, привели в порядок учебные кабинеты, установили новые окна, заменили сантехнику и приобрели новую мебель.

Позаботились педагоги и об украшении интерьера. Пригласили профессиональных художников, которые расписали стены. Школьная жизнь заиграла яркими красками, и это не могло не повлиять и на  учебную деятельность.

— Взялись за дисциплину, наладили работу факультативов, дети стали чаще радовать успехами в учебных олимпиадах, — рассказывает замдиректора по факультативным занятиям Екатерина Рылова. — И вполне закономерный результат не заставил себя ждать: в ежегодном рейтинге могилевских школ Октябрьского района с последнего семнадцатого места переместились в пятерку лучших. Этих позиций не сдаем уже несколько лет.

Формула воспитания

Сойтись в едином мнении по вопросу, как именно нужно учить детей, у педагогов вряд ли когда-нибудь получится. Все потому, что ни одна из самых лучших методик еще никогда не давала гарантированного стопроцентного результата. Над вопросом «Как воспитать человека?» бьются и сейчас — в современной школе.

У директора Александра Крамачева есть своя формула, которая дает максимальную вероятность того, что усилия, затраченные на столь фундаментальное дело, не будут затрачены впустую.

— Когда меня спрашивают об успеваемости, то откровенно говорю: отличников больше не стало, — заявляет Александр Викторович. — Куда важнее воспитать творческого, креативного человека. У ребенка ведь богатая фантазия. Ее и надо развивать. Научить школьника нести ответственность, делать выбор, работать в команде, планировать… И если говорить о человеческих качествах, то нынче не дети другие — меняются взрослые. Ребенок рождается совершенным — а на то, каким он после становится, влияют родители и учителя.

По словам директора, у СШ №7 сегодня лишь один недостаток — мало детей. Работает школа в одну смену, здесь всего 437 учащихся, а места хватило б почти на тысячу. Все потому, что новых домов здесь не строят, люди тянутся ближе к центру города.

— Зря, у нас замечательные условия, — утверждает Александр Крамачев. — Рядом музыкальная школа, спортивный комплекс «Торпедо». Родители могут быть спокойны за детей, ведь педагоги кружков и секций буквально за руку приводят учеников после учебы к себе на занятия. Наши учителя знают, чем занимается каждый ребенок. Контроль за посещением кружков и секций тоже входит в их обязанность. Главное, что делают они это не по требованию, а по любви. С заботой о ребятах, чтобы они не скучали и всегда были при деле.

Кстати, о школах…

• В 43 странах учебный год начинается 1 января. В 16 странах — в марте. 1 сентября начало учебного года в России и еще в 122 странах.

• В Чехии высшая оценка «1», а низшая «5». Во Франции вообще 20-балльная система оценок.

• Историю возникновения паззла можно связать со школой, так как впервые его изобрели в образовательных целях. Детям предлагали собирать карту Европы, разрезанную на кусочки.

• Самая многочисленная школа обучала около 28000 учеников в Индии.

• Самое долгое обучение было в Великобритании. Некий Роберт Кронин обучался 52 года и закончил образование в возрасте 72 лет.

• Самый длинный урок продолжался 54 часа. Это профессор биологии читал свою лекцию. Произошло это в Австралии в 2003 году.

• Так и не удалось окончить начальную школы двум выдающимся писателям — Чарльзу Диккенсу и Марку Твену, а Альберт Эйнштейн после окончания школы не смог поступить в университет.