Жизнь артиста, как брызги игристого шампанского!

   Максимова, Е. Жизнь артиста, как брызги игристого шампанского! : [моноспектакль «Жизнь продолжается» П. Усовича] / Елена Максимова // Веснiк Магiлёва. — 2017. — 5 января. — С. 9.

«Жить надо легко! Надо с упоением и восторгом читать книгу под названием «Жизнь» — и спешить пополнять ее новыми главами!» Такой рефрен звучал в моноспектакле «Жизнь продолжается» артиста, сценариста и режиссера Павла Усовича. Артисты — это люди, которые превращают будни в праздники!

13 декабря «убеленные пешеходы» посмотрели, «как снег идет», прошли «перекрестка поворот», приостановились возле афиши «Павел Усович в моноспектакле «Андрей Миронов», заинтересовались — и поднялись по ступенькам в концертный зал «Могилев» почтить память Артиста. Качаются, танцуя, шары на елке — и значит, самое время вместе с ведущим мастером сцены Могилевской филармонии вспомнить ведущего актера Театра Сатиры — Андрея Миронова, который был и есть «весь из блесток и минут»!

ЖИЗНЬ НЕ ЖДЕТ

В одном из интервью Андрей Миронов сказал: «Жизнь — это великое благо! И она, как выясняется, у человека совсем недлинная. В ней хватает и горя, и неурядиц, драматизма, страдания — и поэтому нужно особенно ценить мгновения счастья и радости». 50 минут лирического моноспектакля пролетели как одно мгновение. Зрители сопереживали и сострадали истории на сцене. Пастернак в стихотворении «Снег идет» философски заметил: «Жизнь не ждет. Не оглянешься — и святки. Только промежуток краткий. Смотришь, там и Новый год». Вот и Павел Усович — автор сценария и режиссер-постановщик, представил жизнь Андрея Миронова как самый короткий солнечный день. 7 марта 1941 года у актрисы Марии Мироновой на сцене начались схватки — и на свет появился «подарок женщинам» к 8 Марта. И «вот он — финал»: 14 августа в Риге за несколько минут до конца спектакля «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Андрей Миронов потерял сознание. 16 августа 1987 года Артиста не стало. «Я не люблю играть финал — я люблю играть жизнь». Как заметил Эльдар Рязанов, тире вмещает в себя годы. Жизнь Андрея Миронова была наполнена трудом. «Надо работать, работать и работать!» — говорил он. Поставил себе цель — стать лучшим Артистом, достойным продолжением династии Миронова — Менакер. Старался делать все на 100 процентов, чтобы не опозорить фамилию. Роли и песни Андрея Миронова — как брызги веселящего душу шампанского!

«ЗДРАВСТВУЙТЕ. ВОТ ОН — Я!»

Так начинал свои концерты Андрей Миронов. Спектакль о нем начался с небольшого монолога Актера: «Иногда я спускаюсь в наш театральный подвал, где хранятся декорации старых, уже давно списанных с репертуара спектаклей. Сегодня здесь склад, который я называю музейным». И вот герой на сцене рассматривает черно-белые портреты А.Папанова, А. Ширвиндта, М.Захарова, Г. Горина — избранных друзей А.Миронова. В доме Павла Усовича тоже есть музейные реликвии. И среди них — записка, смонтированная с фотографией народного артиста Беларуси, руководителя оркестра народных инструментов Леонида Иванова: «Вы мой Артист. Только тот, кто любит Музыку, может Так исполнять Песни. Всегда Ваш». И есть в этой квартире две бабочки от Маэстро — белая и черная. Как бабочка, порхающим и легким, был Андрей Миронов на сцене.

— Павел, как начался ваш роман с жанром моноспектакля? Как Вы, артист эстрадного жанра, решились на театральную постановку?

— Этот моноспектакль к 75-летию со дня рождения моего любимого Актера был для меня делом чести. Идея создания спектакля в моей творческой жизни принадлежит Леониду Иванову. Этот профессионал высокого класса, человек-глыба, сам был родом оттуда — из поколения артистов времени Андрея Миронова. «Здравствуйте, это я!» — сказал я Леониду Леонидовичу, когда пришел первый раз на репетицию с оркестром, по инициативе Владимира Браиловского. Дирижер мельком глянул на меня — исполнителя «песнюшек» — и велел подождать до конца репетиции. Ждать пришлось долго. Я спел «Отчий дом» и «Балладу о скрипке» — авторские песни Владимира Вениаминовича. Дальше события развивались стремительно. В начале марта я исполнил с оркестром две песни на юбилее Владимира Браиловского — и через месяц Леонид Леонидович пригласил меня стать солистом его прославленного коллектива. Как он сказал: «Я чувствую в вас Театр: мне всегда нравились поющие актеры».-Правда, мы не успели сделать музыкальный спектакль — и «Монологи артиста» прошли с оркестром имени Л. Иванова под управлением Н.Алданова в 2010 году.

Много лет нас связывает дружба с моей любимой актрисой Еленой Дудич, сыгравшей в монодрамах «Эдит Пиаф, или Рычащий воробей» и «О Ромео и Джульетте… только звали их Маргарита и Абульфаз». Этим летом Елена Алексеевна не только согласилась быть моим сорежиссером, но и пригласила меня на Международный фестиваль моноспектаклей в Чернигове, где она успешно показала свою работу. На протяжении шести дней мы посмотрели 16 постановок- из Америки, Швейцарии, Швеции, Литвы, Грузии — и я был совершенно покорен этим жанром спектакля с одним артистом на сцене. Захотелось отойти от привычной для меня как артиств эстрады концертной формы — и попробовать сделать театральную постановку.

Перечитан все книги об Андрее Миронове и пересмотрев все документальные фильмы Павел Усович видел свои спектакль как драму, актер-праздник внутри был ранимым человеком. Правда, совсем впасть в драматизм Елена Дудич не позволила: эта молниеносная актриса прилетела из Киева я Могилев на метле «Континенталь», как героиня в «Небесах обетованных», и сказала «Не надо надрыва: Андрей Миронов жил, как фейерверк — ярко и стремительно! Поэтому ускоряем темпоритм спектакля!»

По окончании премьеры было много цветов — сначала их положили к портрету Андрея Миронова, а потом отвезли на Пашковское кладбище — и возложили цветущие веточки на припорошенные снегом памятники Могилевским деятелям искусства: Леониду Иванову,

руководителю хора — Геннадию Обуху, Владимиру Конькову — автору песни «Ангелы добра», Зое Бурцевой, Константину Печникову. Как заметил Павел Усович, «СВОИХ артистов надо ценить и любить». Мы восхищаемся далекими звездами, но не оцениваем по достоинству близких. Того же Леонида Иванова много раз приглашали работать в Минск, но он был великим патриотом города. У него была фраза: «Кто-то же здесь должен оставатьсяI» Трудно не согласиться с этим поэтому захотелось дополнить спектакль «Андрей Миронов» вторым действием под названием «Павел Усович — патриот родного города, автор программы «Я еду в Могилев», певец, конферансье, актер». Надеюсь, эта часть о яркой индивидуальности Могилевского артиста подарит читателям новогодний фейерверк эмоций.

ТЕАТР НАЧИНАЕТСЯ…

Павел Усович — настоящий Артист: может заставить плакать, может заставить смеяться до слез. Но не может не играть. Признается: «Темперамент проявляется в работе — в жизни я амебный!» Но как только в поле зрения появляется зритель — актер начинает искриться, как бенгальские огни, и блистательно играет главу «Детство»:

— Я наверное, родился чокнутым… Хотя моя няня вспоминала меня как чудо-ребенка. Да-да не удивляйтесь, у меня была своя Арина Родионовна. Мама, царство ей небесное, была занята на руководящей должности в городе Бобруйске (уж нет той меховой фабрики). И жила этажом ниже очень одинокая женщина высокой культуры — Александра Ефимовна. Мне было 4 года, когда она повела меня в театр имени Дунина- Марцинкевича. Мне на слух казалось, что есть такая Дуня по фамилии Марцинкевич — поэтому маленьким я говорил: театр Дуньки Марцинкевич. Память у детей удивительно цепкая. И я, приходя со спектакля, начинал «театр под столом» в гостиной Скатерть самым волшебным образом превращалась в занавес: потянешь ее в одну сторону -занавес поднимается, потянешь в другую — занавес опускается. Шахматы были моими актерами. Мне кажется, мой Театр начался из-под стола…

От няни я получил замечательный совет: «Нужно уметь быть благодарным людям, которые что-то для тебя делали» Делала мхатовскую паузу — и добавляла: «Ведь этого они могут и не делать!»

Я признателен администрации филармонии за возможность экспериментировать. Иначе играл бы и снимал на кухне, как Валентина Караваева — пьесу «Чайка». Это жутко страшно! И я вам хочу сказать, у людей с поверхиост-ным отношением к своей профессии таких сдвигов не бывает.

РОЖДЕСТВЕНСКАЯ ИСТОРИЯ

«Я знаю все и еще одну вещь!» это любимая фраза Андрея Александровича. Павел Геннадьевич признается: к вещам у него привязанности нет. Мудрый человек, он точно знает: в мир иной мы ничего с собой не сможем забрать. И все же к одной вещи он привязан, как маленький ребенок! Итак, зажигайте рождественские свечи и читайте эту трогательную святочную историю от истинного Артиста, влюбленного в публику и доверяющего ей самые сокровенные тайники души…

— Помню, крестная мама в детстве подарила мне желтого плюшевого Мишку. Я в него никогда не играл. Тут в моей жизни случился опасный поворот: по всей республике прослушали детей — и я попал в 20 избранных. Мне предстояло учиться в школе-интернате при Белорусской государственной консерватории. Мама и папа решили пойти на эту жертву: а вдруг у нас будет Рихтер из Бобруйска! Мне сказали: в Минске у тебя начнется взрослая жизнь — оставь игрушки здесь, но возьми какую-нибудь вещь на память. Я взял этого Мишку — и он сидел на моей тумбочке. Это был мой «Богус» — придуманный по причине внутреннего одиночества друг. Боже, как я скучал по маме, папе и старшему брату Андрюше! Я и сейчас не могу об этом говорить без волнения. Это были четыре года каторги. Пока однажды отец — рабочий кожевенного комбината, не дрогнул: он увидел, как я стою на подоконнике и смотрю, как семья удаляется, — и забрал документы. И ко мне вернулось детство! А Мишка с тех пор так и топает со мной по жизни! Я приехал в Могилев 26 лет назад — учиться. И привез сюда игрушечку, как чокнутый мальчик. Девочка в училище предложила связать ему тапочки и беретик — и стал он Мишкой в вязаных вещах.

После премьеры «Андрей Миронов» я узнал одну вещь: самое сложное — это познать самого себя. Не перестаешь удивляться! Представьте, среди гостей был мой друг с семьей. И маленькая Аленка попросила поиграть Лисенка. Я тут же подарил эту игрушку ей. Но когда она взяла Мишку, у меня сжалось сердце: это моя игрушка! Представляете, девочке три года — дядьке сорок три. В дедушки годится! И вот на кухне гости поют мне дифирамбы: «Павел; прекрасно! Все пролетело, как мгновение!» А я в это время думаю: как там мой Миша? В итоге я подошел к другу и сказал ему:

— Аленка играется с Мишей — я даже в детстве в него не играл.

— Понял. Это реликвия?

— Это музейный экспонат!

— Аленка, Мишка хочет спать!

Так я узнал про себя одну вещь: в 43 года я все-таки ребенок.

— Андрея Миронова тоже называли большим ребенком и нежно величали Андрюшей. Какие у вас отношения с собственным именем?

— Я благодарен маме — Елене Павловне — за то, что назвала меня в честь деда, участника войны. Этот прекрасный человек родился в 1900 году с веком наравне. Мои первые настоящие слезы связаны с его уходом. Я с гордостью ношу имя Павел. Но когда меня называют Пашей… — это хуже, чем взять Мишку! В доме меня называли только полным именем.

Вот такой он, Павел Усович. Не любит местоимение «Я» — предпочитает петь дифирамбы другим. За все благодарит. Отдал все цветы. Легко подарил Лисенка. Но не предал Мишку. Как не предал и город Могилев — остался радовать родную публику.

Беседа с искрометным, искренним, талантливым, интеллигентным, дружелюбным, нежным, заботливым, тонким, деликатным, ранимым и самоироничным человеком — это рождественский подарок читателям «Вестника». Ангелов добра всем нам в скоротечной жизни!