Зато никто не ушел с постным лицом!

Зинькевич, Л. Зато никто не ушел с постным лицом! / Лариса Зинькович // Могилевская правда. — 2007. — 2 ноября. — С. 14.

Сценические эксперименты для того и существуют, чтобы театру хорошенько встряхнуться самому и взбудоражить нас, зрителей. Могилевскому облдрамтеатру, впервые «замахнувшемуся» на постановку пластического спектакля по поэме Янки Купалы «Она и я», это удалось. Во всяком случае, он заставил о себе говорить.

Пару после­дних лет в могилевском театре шла череда тра­диционных клас­сических спек­таклей — коме­дии, произведе­ния современной драматургии, бе­нефисы для юби­ляров — мэтров сцены, постанов­ки с «прицелом» на Международ­ный театральный форум «М.@rt.контакт»… Среди них были удачные («Я твоя невеста», «Билокси-блюз», «Ве­чер»), но — не было спектакля-«взрыва», спектакля-потрясения. Может, как раз пластический перфоманс «Она и я» и «взорвал» ту атмосферу традиционализ­ма, в которую стал погружаться могилевский театр?! Ведь куда привычнее все время говорить о провинциальной бедности (средств, талантов, репертуа­ра), чем попробовать сделать что-то яр­кое и необычное, по-иному взглянуть на шедевры классики.

Сколько раз публика уходила отсю­да после премьер с постным лицом — вроде и актеры неплохо играли, и пьеса достойная, а эмоций и мыслей после — ноль. На этот раз одни зрители находи­лись в легком замешательстве: «Ничего не понятно, еле досидели до конца!», «Объясните, что это было?» Другие вос­торгались замыслом Виктора Куржалова, техникой современного танца хоре­ографа Дианы Юрченко, костюмами ху­дожника-постановщика Алеси Сороки­ной. Три дня аншлаг, подогретый зри­тельским любопытством и умелым пиа­ром самого театра.

Несомненный плюс — в могилевском театре, слава богу, теперь есть с кем ста­вить подобные эксперименты. Ведь еще в середине 90-х, когда возраст большин­ства труппы приближался к пенсионно­му, о таком пластическом перфомансе трудно было и мечтать. Пусть, может, но­вая «кровь» не всегда «бурлит» одинако­во успешно и ей недостает профессио­нализма — но ребята талантливы, рабо­тоспособны и обучаемы. Это показала молодая бойкая команда из 12 актеров, с отдачей сыгравшая в спектакле «Она и я» более 30 персонажей.

Удача постановки (может, и не до конца всеми понятая) – это придуманный режиссером-постановщиком и автором либретто Виктором Куржаловым второй план спектакля. Вся эта масса людей, занятых тяжелым крестьянским трудом и бытом, как бы «забивает» чистую возвы­шенную любовь. Это те темные силы, ко­торые и тянут ее, что называется, с небес на грешную землю, где надо пахать, се­ять, доить корову… (Кстати, эпизод с дой­кой, по-моему, просто великолепен!) Куржалов сделал на сцене купаловскую по­эму «объемнее» и многослойнее, внес в нее философский и психологический подтекст. В спектакле есть яркая образность и метафоричность (эпизоды «Утро или выгон в поле», «Радуница»). Есть эк­спрессивные пластические решения, ко­стюмы попадают в самую точку (чего Сто­ит одна только находка с черепами животных!), физическая нагрузка на актеров колоссальная…

Но смущает одно: почему тогда у это­го полотна, особенно если оно претен­дует на национальный проект, пока нет целостности, законченности?! Оно как бы распадается на отдельные куски. Где тот синтез поэзии, пластики и драмы, к которому, очевидно, и стремились со­здатели постановки из Могилева, Витеб­ска и Минска? Во множестве сольных и парных движений, топоте и шуме, кажет­ся, теряется сама идея спектакля. Чув­ства в изображении Сергея Здоронкова и Ольги Носулько временами — вялые и неубедительные, а любовь и страсть, ко­торыми пронизаны строчки поэмы, на сцене несколько «замороженные». За­пыхавшийся от движений Здоронков стихотворный текст «проглатывает», его плохо слышно даже в третьем ряду партера. И первоисточник — поэзия Ку­палы — тонет в общем звуковом фоне. Тут-то и осознаешь ценность молчания остальных персонажей.

Обречена ли эта постановка на успех? Например, тоже по-своему эксперимен­тальный спектакль Рида Талипова «Шес­теро персонажей в поисках автора» быс­тро исчез с афиш: на него просто пере­стали брать билеты. Наделавший нема­ло шума «сюрприз в одном действии» — «Все пьесы Вильяма Шекспира», продер­жавшийся 2 года на большой сцене, «ушел» в этом сезоне на малую сцену. Хотя порядком поднадоевшая мелодра­ма «Если бы я знала, что ты придешь, я бы испекла тебе пирог» продержалась в репертуаре могилевчан добрый десяток лет! За что-то же ее любили зрители, не­изменно заполнявшие зал.

Говорят, театр аншлагом не понять. Он всегда – индивидуальная работа. Лишь бы это не потерялось в суете лишних телодвижений на сцене.