Зинькевич, Л. Зато никто не ушел с постным лицом! / Лариса Зинькович // Могилевская правда. — 2007. — 2 ноября. — С. 14.
Сценические эксперименты для того и существуют, чтобы театру хорошенько встряхнуться самому и взбудоражить нас, зрителей. Могилевскому облдрамтеатру, впервые «замахнувшемуся» на постановку пластического спектакля по поэме Янки Купалы «Она и я», это удалось. Во всяком случае, он заставил о себе говорить.
Пару последних лет в могилевском театре шла череда традиционных классических спектаклей — комедии, произведения современной драматургии, бенефисы для юбиляров — мэтров сцены, постановки с «прицелом» на Международный театральный форум «М.@rt.контакт»… Среди них были удачные («Я твоя невеста», «Билокси-блюз», «Вечер»), но — не было спектакля-«взрыва», спектакля-потрясения. Может, как раз пластический перфоманс «Она и я» и «взорвал» ту атмосферу традиционализма, в которую стал погружаться могилевский театр?! Ведь куда привычнее все время говорить о провинциальной бедности (средств, талантов, репертуара), чем попробовать сделать что-то яркое и необычное, по-иному взглянуть на шедевры классики.
Сколько раз публика уходила отсюда после премьер с постным лицом — вроде и актеры неплохо играли, и пьеса достойная, а эмоций и мыслей после — ноль. На этот раз одни зрители находились в легком замешательстве: «Ничего не понятно, еле досидели до конца!», «Объясните, что это было?» Другие восторгались замыслом Виктора Куржалова, техникой современного танца хореографа Дианы Юрченко, костюмами художника-постановщика Алеси Сорокиной. Три дня аншлаг, подогретый зрительским любопытством и умелым пиаром самого театра.
Несомненный плюс — в могилевском театре, слава богу, теперь есть с кем ставить подобные эксперименты. Ведь еще в середине 90-х, когда возраст большинства труппы приближался к пенсионному, о таком пластическом перфомансе трудно было и мечтать. Пусть, может, новая «кровь» не всегда «бурлит» одинаково успешно и ей недостает профессионализма — но ребята талантливы, работоспособны и обучаемы. Это показала молодая бойкая команда из 12 актеров, с отдачей сыгравшая в спектакле «Она и я» более 30 персонажей.
Удача постановки (может, и не до конца всеми понятая) – это придуманный режиссером-постановщиком и автором либретто Виктором Куржаловым второй план спектакля. Вся эта масса людей, занятых тяжелым крестьянским трудом и бытом, как бы «забивает» чистую возвышенную любовь. Это те темные силы, которые и тянут ее, что называется, с небес на грешную землю, где надо пахать, сеять, доить корову… (Кстати, эпизод с дойкой, по-моему, просто великолепен!) Куржалов сделал на сцене купаловскую поэму «объемнее» и многослойнее, внес в нее философский и психологический подтекст. В спектакле есть яркая образность и метафоричность (эпизоды «Утро или выгон в поле», «Радуница»). Есть экспрессивные пластические решения, костюмы попадают в самую точку (чего Стоит одна только находка с черепами животных!), физическая нагрузка на актеров колоссальная…
Но смущает одно: почему тогда у этого полотна, особенно если оно претендует на национальный проект, пока нет целостности, законченности?! Оно как бы распадается на отдельные куски. Где тот синтез поэзии, пластики и драмы, к которому, очевидно, и стремились создатели постановки из Могилева, Витебска и Минска? Во множестве сольных и парных движений, топоте и шуме, кажется, теряется сама идея спектакля. Чувства в изображении Сергея Здоронкова и Ольги Носулько временами — вялые и неубедительные, а любовь и страсть, которыми пронизаны строчки поэмы, на сцене несколько «замороженные». Запыхавшийся от движений Здоронков стихотворный текст «проглатывает», его плохо слышно даже в третьем ряду партера. И первоисточник — поэзия Купалы — тонет в общем звуковом фоне. Тут-то и осознаешь ценность молчания остальных персонажей.
Обречена ли эта постановка на успех? Например, тоже по-своему экспериментальный спектакль Рида Талипова «Шестеро персонажей в поисках автора» быстро исчез с афиш: на него просто перестали брать билеты. Наделавший немало шума «сюрприз в одном действии» — «Все пьесы Вильяма Шекспира», продержавшийся 2 года на большой сцене, «ушел» в этом сезоне на малую сцену. Хотя порядком поднадоевшая мелодрама «Если бы я знала, что ты придешь, я бы испекла тебе пирог» продержалась в репертуаре могилевчан добрый десяток лет! За что-то же ее любили зрители, неизменно заполнявшие зал.
Говорят, театр аншлагом не понять. Он всегда – индивидуальная работа. Лишь бы это не потерялось в суете лишних телодвижений на сцене.