Иванюшина, М. Да, то был сон… / Мария Иванюшина // Могилевская правда. — 2007. — 2 ноября. — С. 14.
На 120-м году жизни Могилевский драмтеатр решил что-то в этой самой своей жизни изменить. Ну, во-первых, в молодую труппу недавно влилась свежая кровь. А во-вторых, коллектив решил почествовать 125-летнего классика Янку Купалу экспериментом — пластическим перфомансом «Она и я». Поскольку хореография от лирического оригинала отстоит довольно далеко, постановку обозначили «Сон в брачную ночь».
Юристы обычно предупреждают: читайте в договорах все, что написано мелким шрифтом. При чтении афиши это правило тоже следует соблюдать. Я же, не прочитав мелкую приписочку «Сон в брачную ночь», пришла на спектакль непозволительно неподготовленным зрителем.
Уже в первые минуты меня насторожило, что Ее (О.Носулько) черные силы отвоевали у белых ангелочков. Затем, оставив Его (С.Здоронков) грустным стоять в сонме добрых сил, уволокли «добычу» за кулисы. Сначала я долго пыталась вспомнить, в каком месте поэмы встречаются такие любовные противостояния добра и зла. Вспомнила все-таки. Они встречаются… только не в поэме, а в школьной самодеятельности. Взрослым тетям-руководительницам там часто кажется, что завернуть половину детей в простыни, а другую половину облачить в черные водолазки и научить изображать борьбу — это очень концептуально.
Но вернемся к спектаклю. Режиссер Виктор Куржалов, видимо, решил девушку пощадить. Ни с какими демонами героиня в итоге не сошлась, а все 1,5 часа провела, сидя в «стеклянной банке».
Художник-постановщик Алеся Сорокина (ее могилевский зритель должен знать по работе в «Сымоне-музыке») одела актеров так, что их образы органично вплелись в сюжет из жизни «запрыгоненай беларускай вёскi». Алесе по 10-балльной системе можно поставить 11 — и за «смиренную скотину» с черепами животных на головах, и за седых бородатых предков — живые надгробия. Вообще эпизод «Радаўнiца», а именно восставшие из земли старцы, погружает публику в сюрреалистический сон.
На протяжении всего спектакля тревога щекочет нервы непонятным надрывом чувств. Почему режиссер избрал такую трактовку поэмы Купалы? Поэтизация быта, любование избранницей превратились, по-моему, в трагическую фантасмагорию. Да, у поэта в последней строфе есть слова:
«А воля мне жалезная патрэбна
За крыўжы маёй мiлай
помcтай заплацiць,
Што чаравала так яна бясхлебна,
Што ланцугамi мусiла
шмат лет званiць».
Но растянуть эти слова плакатными буквами почти на полтора часа… В течение всего этого времени герой С.Здоронкова читает абсолютно лишнее либретто и оберегает «Каханую» от невзгод и всяких юродивых. Если бы не скрежещущая, разрываемая мерзким мяуканием музыка Андрея Зубрича, должного эффекта подобные сцены бы не произвели. Аутентичный фольклор в миксе с электронными саундами — это, пожалуй, и есть основа пластической постановки «Она и я». Но, как мне показалось, не хореография. Диану Юрченко опять подвела режиссура. Когда, на прошлый «М.@rt.контакт» эта талантливая девушка-хореограф привезла свой спектакль «Мыльная опера», Диана в той работе была «сам себе режиссер» и проиграла. Не хватило смысловой нагрузки. На этот раз поезд сошел с рельсов при горячей поддержке опытнейшего В.Куржалова. Куда этот поезд ехал, для меня осталось загадкой.
Красивую картинку и музыку я воспринимала как клип. Но только клип длиною более 5 минут — это, уж извините, неформат. Цикличность действия утомила. Одни и те же эмоции, рожденные в танце, повторялись раз 8. Рйз эдак же 8, перед тем, как гас в зале свет, Сергей Здоронков делал в сторону партнерши судорожное движение под страшную музыку. Только к середине действа я, растакая несообразительная, поняла: это эротическое общение героев! Ведь и в поэме почти каждую часть Я. Купала оканчивает эпизодами интимных отношений двух любящих сердец. Вот только гнетущая обстановка на сцене и безнадежная пассивность героини помешали это вовремя уразуметь.
Удивительно, но немые персонажи производят наибольшее впечатление. Николай Романовский в потрясающем облачении (красных валенках и ветвистом головном уборе) невольно то и дело перетягивает на себя внимание зала. В созданном им образе фонтанируют, борясь друг с другом, белорусские обычаи и табу. Юродивый (Алексей Килессо) напугал и вызвал жалость, а загадочная сила ночи (Татьяна Шибалова) — заинтриговала.
Чего же боле? По сей день в моей голове висит тупой вопрос: а что это вообще было? Ну да, опять про мелкий шрифт забыла. Конечно, сон. Только определений к такому даже в крутом соннике не найдешь.