«Я говорю всем о любви»

Бочкарева, Ю. «Я говорю всем о любви» / Юлия Бочкарева // Всенiк Магiлёва. — 2007. — 3 октября. — С. 7.

27-го сентября Могилевский областной драматический театр отпраздновал сразу три значимых события – открытие нового театрального сезона, премьеру спектакля Андрея Гузия «Только он вправе меня разбудить» и 45-летний юбилей Елены Алексеевны Дудич, одной из самых талантливых актрис могилевской сцены.

В этом году руководство театра придумало довольно непривычную форму по­здравлений юбиляра: будет проведена неделя спектаклей с участием актрисы — «Бабье лето Елены Дудич». Сюда вошли уже давно полюбивши­еся зрителю «Свободная пара», «Пижама для шесте­рых» и, конечно же, после­дняя премьера по пьесе Эри­ка-Эммануила Шмитта «Ос­кар и Розовая дама». Каждый из этих спектаклей занимает особое место в жизни и твор­ческой деятельности Елены Алексеевны, о каждом из них можно долго и увлекательно рассказывать, но лишь после­дний — «Только он вправе меня разбудить» — оказался самым личностным и символичным для актрисы. Дело в том, что два года назад Еле­на Дудич крестилась и приня­ла католичество, т.е. как и маленький герой ее спектак­ля — Оскар — нашла путь к Богу. Но то, на что Оскару по­требовалось 10 дней, у Еле­ны Алексеевны заняло 43 года. Тем более, в ходе ду­ховного становления актриса во многом изменила свое от­ношение к окружающему миру и готова теперь поделиться своим открытием. Нам же удалось поговорить с Еле­ной Алексеевной не только об этом…

—  Расскажите о серии спектаклей к вашему юби­лею, которая будет откры­вать новый театральный сезон. Такая форма по­здравлений практикуется в театре недавно?

— Театр, конечно же, ищет новые формы, и такая неде­ля спектаклей проводится у нас впервые. Но попытка сде­лать что-то подобное уже была перед бенефисом Гри­гория Яковлевича Белоцерковского. Сама идея принад­лежит Павлу Усовичу — само­му благодарному нашему зрителю, потому что так, как он, нас, актеров, наверное, не любит никто. Директор при­нял эту идею с большим эн­тузиазмом и сразу поддер­жал наши начинания. Но из­начально это задумывалось как творческие встречи с Еле­ной Дудич, т.к. зритель бла­гополучно меня забыл за 5 лет, за исключением, конеч­но, тех, кто очень любил. А молодое поколение просто меня не знает, впрочем, как и многих других профессио­нальных актеров нашего теат­ра, которые сейчас не у дел. Но не будем о грустном…

Кстати, мы долго думали, как «обозвать» серию спек­таклей к моему дню рожде­ния: это не бенефис, ведь дата у меня не круглая. В итоге получилось «Бабье лето Елены Дудич». И все это я за­теваю ради своей мамы, дай Бог ей здоровья и долгих лет жизни, поэтому форма по­здравлений будет чисто се­мейная.

—  Кому принадлежит на­звание «Бабье лето»?

Это «вкусное» название придумал наш директор Анд­рей Федорович Новиков. Ког­да он мне его предложил, я заулыбалась и сказала: поче­му бы и нет, мне нравится. А как нравится ему самому! Когда на афише набрали «Ба­бье лето с Еленой Дудич», он расстроился, как ребенок. Го­ворит: «Взяли мне все и испортили: букву «с» поставили!». Господи, дел-то! Как напечата­ли, так и уберем. Так что сейчас все в порядке: название верну­ли к первоисточнику.

— А спектакли и их последовательность вы выбирали сами?

— Выбирать было не из чего, т.к. за эти годы я выпала из ре­пертуара. Поэтому спектакли, которые будут представлены, — все, что у меня осталось на се­годняшний день. Можно было бы еще включить «Ким», но для него уже не нашлось места.

— Какое значение для вас имеет каждый из этих спек­таклей?

— Очень теплое отношение у меня к «Пижаме для шестерых». За много лет после «Трамвая «Желание» это моя первая се­рьезная работа, тем более, с очень хорошим профессиональ­ным режиссером. Валентина Еренькова сама пашет как вол и умеет заставить работать других, при ней не схалтуришь, по­тому что просто не имеешь пра­ва не работать так, как она. Ва­лентина Григорьевна верит в мою звезду, и, благодаря ей, она вновь стала восходить. В ее спектакле я играю с большим удовольствием, более того, пье­са Марка Камоллетти — благо­датный драматический матери­ал.

Что касается «Свободной пары», то это просто улет. Я сама получаю от спектакля мас­су удовольствий, а когда вижу, что зрителю тоже безумно нра­вится, это меня окрыляет вдвой­не. После «Свободной пары» я летаю. Каждый раз отыгрываю его в состоянии эйфории, и тут же скажи мне сыграть его еще раз, я соглашусь, не раздумы­вая, с большим, с огромным удовольствием, даже несмотря на физическую усталость.

Ну а спектакль по пьесе Э. Шмитта «Оскар и Розовая дама» — это все, что есть у меня на сегодняшний день. Все, что я хотела и могла сказать, я попыталась вложить в него. А после того, что мы с Женей Белоцерковской пережили во время ре­петиций спектакля, уже ничего не страшно. «Только он вправе меня разбудить» — действи­тельно какой-то итог, результат моего личного становления.

—  Насколько тяжело вам было работать над ролью в спектакле «Только он вправе меня разбудить»?

—  Начнем с того, что в то, что я смогу сыграть роль Оскара, просто никто не верил. Говори­ли: «Она никогда это не сдела­ет, эту роль должна играть дру­гая актриса, зачем директор с этим связывается…». Но Андрей Федорович был единственный, кто стоял на своем до конца. Хотя, в слу­чае провала, он по­терял бы большие деньги, тем более что «Только он вправе меня разбу­дить» — внеплано­вый спектакль. Да, он сомневался, что я это сделаю. Но, когда на худсовете обсуждали спек­такль, от Андрея Федоровича в мой адрес прозвучал самый большой комплимент. Он сказал: «Дайте мне 100 самых лучших ­актрис, но я никого, кроме Еле­ны Дудич, в этой роли не вижу». Это была лучшая похвала.

—   Три года назад Алиса Фрейндлих в свой юбилей сыграла маленького Оскара. На фестивале «М@rt.Контакт-2006» орловский театр тоже представил работу по этой пьесе. Вы сравнивали эти спектакли со своим?

—   Интересно, что когда у меня брали интервью перед премьерой спектакля, все в пер­вую очередь спрашивали, не боюсь ли я после успеха орлов­ского театра браться за этот ма­териал? Нет, не боюсь, ведь со мной всегда рядом была Евге­ния Белоцерковская, на которую я могла во всем положиться. Тем более, что в том спектакле акт­рисе, исполнившей главную роль, намного проще, чем мне: у нее хотя бы есть массовка. А Алисе Бруновне, наоборот, тя­желее: она вообще одна.

Но я изначально против вся­ких сравнений. Если так, то нам ни одну классическую пьесу не надо брать, потому что где-то и когда-то это уже было. Безус­ловно, у каждого свое понима­ние и свое прочтение материа­ла.

— Ваши первые ощущения при знакомстве с пьесой…

—   …что мы с Женечкой Белоцерковской это сделаем, по крайней мере, очень хотелось это сделать. Я дала ей прочесть пьесу (а работать хотелось толь­ко с ней), и в Женю этот мате­риал попал. Если бы этого не произошло, или он не попал бы в режиссера Андрея Гузия, спек­такля «Только он вправе меня разбудить» просто бы не было.

—   Как вам удалось выстро­ить столь обаятельный образ маленького Оскара?

—   Я даже не знаю, как этот образ «слепился». Наверное, с Божьей помощью. С Божьей, Андрюшиной и Женькиной, по­тому что в то время мы одним воздухом дышали, на одном языке говорили. Даже по-актер­ски мы собрали этот спектакль Довольно быстро. Когда нам дали 2 месяца на работу, я ска­зала: «Вы что? Это же очень мало для такого материала!». Но через месяц все было готово. Андрей Гузий садился в зал, и мы устраивали полный прогон спектакля, как будто у нас уже завтра премьера. Если бы не техническая часть, бери — и по­казывай зрите­лю.

—  Вам легко было работать с режиссером?

—  Мне — да. С Андреем мы вместе работа­ем очень давно, и он меня просто с полувзгля­да понимает. Сейчас, например, когда пере­сматриваешь спектакль «Только он вправе меня разбудить» на кассете, начинаешь обращать внимание на какие-то приспо­собления, находки и понима­ешь, что никто, кроме Гузия, не смог бы нас с Женькой так точ­но к ним подвести. Он сам четко знал, чего хотел, какой результат нужно получить. По правде говоря, Андрей — сам большой ребенок. Я сразу сказала, что если мне удаст­ся сыграть в этом спектакле его самого, то это будет аб­солютный успех.

—   То есть работа над этим спектаклем была в удовольствие?

Это было просто счастье: каждый день ходить на рабо­ту, сталкиваться с этим мате­риалом и людьми, которые тебя с одного взгляда пони­мают. У нас такая команда сложилась: и Света Кульбацкая — звукоопера­тор, и Наташа Устинович — помощник режиссера, и Сер­гей Запаскин — ху­дожник по свету. Без этих людей тоже ничего бы не получилось. Нам действительно было здорово работать вместе.

— Елена Алексеевна, было ли страшно вам, как матери, играть обреченно­го на смерть мальчика? Возможно, с вашей сторо­ны в эту роль вложено больше материнского, чем детского?

—   Не знаю почему, но иг­рать Оскара мне не страшно. Конечно, первое осмысление материала было с материнс­кой позиции. Это жуткое ощу­щение, но я все-таки попы­талась увидеть ситуацию гла­зами ребенка. У Жени все-таки это чувство сильнее, ведь она в спектакле — Ро­зовая мама. И потом, мы с Александром Пьянзиным вы­ступали на Новый год перед этими детками обреченными. Я уверяю, что это абсолютно нормальные дети, и к ним нужно относиться только с этой точки зрения. Никаких соплей, никакой жалости быть не должно. О чем, соб­ственно, и спектакль. Оскар же просто не выносит этих молчаливых родителей, все­гда потерянного доктора Дюссельдорфа. Дети ведь чувствуют ложь, как никто. Почему он принял Розовую маму? Какая она у нас — ни­кому спуска не даст! Только так с ними можно найти об­щий язык. Пусть они физи­чески не до конца здоровы, но духовно они намного бо­гаче нас. Поэтому, прежде всего, мне хотелось бы дать надежду и самим деткам, и их родителям.

—  После этой роли вы стали по-другому отно­ситься к жизни, к своим близким?

—  Наверное, я стала доб­рее, терпимее в некоторых вещах, а в некоторых — на­оборот. Что-то перестала принимать абсолютно, т.е. прежде были какие-то комп­ромиссы, теперь их нет. Если раньше я была более сдер­жана в своих эмоциях по от­ношению к самым близким людям, теперь мне хочется постоянно кричать: люблю, люблю, люблю. Я боюсь, что могу чего-то не успеть в этой жизни, что не будет такой возможности. И этим спек­таклем мы действительно го­ворим о любви. О любви к Богу, к детям, к людям — ко всем. Сейчас многое в жизни нами принимается как долж­ное, но на самом деле оно стоит огромного труда. Нуж­но всегда уметь говорить «спасибо», просто быть бла­годарным, пусть даже за са­мую мелочь. Ведь, по боль­шому счету, нам никто ниче­го не должен.