Александров, Г. Поднять «Могилевдрев» / Геннадий Александров // Могилевская правда. — 2017. — 16 февраля. — С. 1, 4.
Первое, что бросилось в глаза на «Могилевдреве», — идеальный порядок на территории и в цехах. Все на своих местах, все заняты делом — ни одного праздношатающегося в коридорах и укромных цеховых «закоулках». Чувствовалось, что предприятие работало в строгом и четком ритме. И это уже радовало, потому что в свое время проверяющие из разных контрольных инстанций в первую очередь отмечали, что на предприятии хромает культура производства, дисциплина на рабочих местах. Сейчас — другое дело!
В просторном мебельном цехе №1 — новое импортное оборудование, дышится там легко — установлена и работает специальная система аспирации, удаляющая из помещений вредные и неприятные примеси. Рабочие трудятся в фирменных спецовках, от сильного шума, который создает работающее оборудование, их защищают стильные наушники. Словом, сегодня предприятие представляет собой современное высокотехнологичное европейское производство. Прежнего «Могилевдрева», можно сказать, уже нет.
— После модернизации стало гораздо лучше, чем было раньше, — подтвердил обслуживающий линию по выпуску мебельного щита оператор. — За работой старого оборудования приходилось вести больше визуальный контроль, самому смотреть за движением двигателей, транспортеров. А на новом, итальянском, везде датчики. Производительность — выше, качество продукции — лучше. Улучшился и сбыт продукции, есть надежда, что зарплата станет больше.
Около 10 лет назад на самом высоком уровне было решено провести модернизацию 9 белорусских деревообрабатывающих предприятий, в том числе — «Могилевдрева». Им были предоставлены серьезные кредитные средства для приобретения зарубежного оборудования. Исходили из того, что Беларусь богата лесами и, значит, сырья будет достаточно. Казалось, главное — заменить морально и физически устаревшее оборудование, которое уже не позволяло удовлетворить растущие рыночные потребности, внедрить новейшие технологии по глубокой комплексной переработке древесного сырья, производить изделия с высокой добавочной стоимостью… И страна резко увеличит выпуск мебели, стройматериалов и прочей продукции из древесины, получит соответствующую прибыль! На деле же реализация масштабной программы техперевооружения столкнулась с многочисленными трудностями и проблемами. Это и нарушение сроков ввода запланированных объектов в эксплуатацию, сбои в технологических процессах, низкие уровни загрузки мощностей, вследствие которых часть предприятий не смогли выйти на рентабельную работу. А еще модернизация сопровождалось нешуточными скандалами, ряд руководителей, в том числе и «Могилевдрева», были привлечены к уголовной ответственности за должностные преступления.
Государство предприняло меры, чтобы вывести деревоперерабатывающую промышленность из финансового тупика. Весной прошлого года правительственным постановлением 9 крупных предприятий деревообработки были объединены в холдинг под управлением Банка развития Беларуси. У кого-то может возникнуть вопрос: насколько рационально, что предприятием управляют не профессионалы, «съевшие собаку» в деревопереработке, а — финансисты? Однако, чтобы вывести модернизированные заводы из кризиса, требовались неординарные управленческие ходы. Оказалось, что затянувшая техперевооружение деревообработка попала из огня в полымя: когда она уже готова была предложить покупателям качественный товар, на рынках из-за кризиса рухнули цены. В свою очередь, предприятия не были способны резко снизить себестоимость продукции, чтобы оказаться «в тренде». Значит, наряду с работой над снижением затрат требовалось найти выгодных покупателей, выработать эффективные стратегии маркетинга и продаж.
Этим и занялся в качестве управляющей компании новоявленного холдинга Банк развития. И начал он — с управленческой модернизации, используя выработанные на заре рыночной экономики меры и способы. В частности, на «Могилевдреве» было сменено руководство, разработан детализированный, с разбивкой по месяцам бизнес-план предприятия, создана служба безопасности и защиты информации, специалисты которой занимаются как экономическим анализом, так и проверкой заключаемых контрактов, финансовой состоятельности партнеров, разрешением проблем с задолженностью за поставленную продукцию.
— То, что планировалось сделать по планам модернизации, в принципе было реализовано, — рассказывает генеральный директор «Могилевдрева» Алексей Евстигнеев. — Смонтированы автоматические линии по распиловке древесины, сортировки лесоматериалов, модернизирован с внедрением системы компьютерного контроля сушильный комплекс, установлены технологические линии по раскрою и сращиванию ламелей, по производству заготовок из массива дерева и мебельного щита, реконструированы мебельный цех, котельная. Люди прошли соответствующее обучение, переподготовку, предприятие пополнилось молодыми специалистами, в том числе из Минска. Но «Могилевдрев» попал в глубокую долговую и финансовую яму, откуда выбираться очень непросто: ухудшилась рыночная конъюнктура, что не позволило получить запланированную выручку от реализации продукции, одновременно выросли цены на сырье и материалы, тарифы на энергоресурсы, увеличилась стоимость аренды за пользование участками лесного фонда для заготовки древесины и оплата налогов на недвижимость и землю… Были проблемы и с заготовкой леса: устарело оборудование, автомобильный парк. Но постепенно, согласно бизнес-плану, выводим производство на проектную мощность. За прошлый год темп роста производства товарной продукции составил 111, 6% к уровню 2015 года, выручки от реализации продукции — 102,8%. Предприятие сегодня своевременно выплачивает зарплату (в среднем около 600 рублей), рассчитывается по своим обязательствам, ежемесячно погашает кредиты. Принимаем меры по снижению просроченной дебиторской задолженности — за прошлый год она составила 212 тысяч рублей. С должниками ведется претензионная работа, направлены иски в суд, выставлены требования через налоговую инспекцию. Но, знаете, главное, считаю, это то, что нам удалось создать сплоченную команду единомышленников, которая знает, что надо делать, и нацелена на вывод предприятия из кризиса, на прибыльную работу.
Вроде бы аксиома: у руля мебельной фабрики должны стоять отличные специалисты. Но этого сегодня мало: руководитель должен быть и крепким управленцем. А это не одно и то же. Да, важно знать технологию производства, но еще важнее настроить комплексное управление предприятием, обеспечить точный расчет себестоимости продукции, посменное планирование производства в зависимости от продаж… Собственно, вся модернизация была подчинена одной ключевой идее: создать высокотехнологичное конкурентоспособное производство замкнутого цикла. Чтобы все шло в дело! Взять ту же модернизированную котельную — она работает только на отходах производства: щепе и опилках.
— Если одна гигакалория, выработанная на ТЭЦ, стоит 200 рублей, то у нас наполовину дешевле, — отметил начальник теплотехнического цеха Андрей Рудаков. — В месяц котельная выдает около 1500 гигакалорий теплоэнергии — вот и подсчитайте экономию. В результате себестоимость изделий ниже.
Совместно с Банком развития новым руководством предприятия была разработана и детальная программа по снижению издержек — экономия в 2016 году составила 2,9 миллиона деноминированных рублей!
Сейчас в структуре изделий мебель составляет свыше 25%, мебельный щит — 17,3%, пиломатериалов — около 30%… Все зависит от заказов, а рынок переменчив: на одну продукцию спрос падает, на другую — растет. Не будем перечислять комплекты мебели, которое сегодня выпускает предприятие — ее образцы можно найти в магазинах и каталогах. Есть очень даже уникальные модели. Но главное для любого производителя — обеспечить продажи. Можно сколько угодно показывать в автосалонах «Мерседесы», но если у человека есть деньги на «Жигули», то он и купит эту машину. Так же и с мебелью. Хочет производитель, чтобы выбрали именно его продукцию, значит надо по цене «Жигулей» выпускать нечто более приближенное к «Мерседесу». Поэтому хоть основная ставка и делается на удешевление изделий, выпуск в больших объемах недорогой и массовой мебели, но в то же время она должна оставаться качественной и эстетичной. Тем более что найти выгодных клиентов в условиях, когда из-за кризиса упали цены, — очень непросто. Отсюда и работа на склад в былые годы, и неполная загруженность новых линий, что, в свою очередь, не позволяло снижать себестоимость. Проблема неполной загрузки деревообрабатывающих предприятий была затронута и на недавнем совещании с участием главы государства по вопросам реализации на экспорт круглых лесоматериалов. В 2015 году был подписан указ, согласно которому вывозить за пределы страны необработанную древесину было запрещено. Но правительство выступило с предложением продлить разрешение на экспорт «кругляка». Как выяснилось, хоть в стране после модернизации стало достаточно мощностей, чтобы самим производить из этого сырья готовую продукцию с высокой добавленной стоимостью, но пока отрасль не может «переварить» весь объем заготавливаемого леса. И опять-таки — как воздух, нужны новые рынки сбыта.
— Во время модернизации были снижены объемы производства, случались и срывы поставок продукции, — говорит руководитель коммерческой службы Валентина Костенич, — что сказалось и на отношениях с клиентами. Но мы в последнее время проделали большую работу и восстановили клиентскую базу — нам поверили, стали размещать заказы. Одновременно перестроили работу маркетинга, исследуем новые рынки сбыта (к нам пришли перспективные специалисты со знанием иностранных языков) и уже выходим на них. Мы традиционно поставляем изделия в Германию, Словакию, Венгрию, Австрию, Прибалтику, страны СНГ, но вышли и на рынок Ливана, Ирака. На днях к нам приезжал заказчик из Объединенных Арабских Эмиратов. Наш козырь в том, что мы делаем натуральную мебель из массива сосны. Спрос на нее в последнее время растет — люди уходят от искусственных материалов ДСП, МДФ и переходят на экологически чистую продукцию. Тем более, что мебель из мягких пород дерева дешевле, чем из твердых (того же дуба, к примеру), поэтому ее могут приобрести и молодые семьи. Для продвижения товаров на новые рынки, участия в выставках, рекламных акциях нужны немалые средства. Здесь большую помощь нам оказывает холдинг, где разрабатывают внешнеэкономическую стратегию и тактику предприятий, сейчас ведется работа над созданием общего для них интернет-сайта. С помощью холдинга в скором времени будет открыт склад-магазин на улице Кулибина Могилева, где покупатели смогут ознакомиться со всей линейкой продукции «Могилевдрева».
По словам Алексея Евстигнеева, бизнес-планом предусмотрено, что на безубыточную работу «Могилевдрев» выйдет уже в текущем году. Предполагается увеличить производство и реализацию продукции в 1,6 раза, вдвое нарастить экспорт продукции. И есть уверенность, что все запланированное будет сделано. Банки не были бы банками, если бы исходили из принципа «а вдруг получится», они руководствуются только точным прогнозом и расчетом.