Жить и работать

Тимофеев, Я. Жить и работать / Григорий Белоцерковский // Ярослав Тимофеев. — 2005. — 27 июля. — С. 9, 10.

Актер Могилевского област­ного драматического театра, заслуженный артист БССР Григорий Яковлевич БЕЛОЦЕРКОВСКИЙ отмечает 60-летний юбилей. Наверняка эта беседа, состоявшаяся в преддверии его бенефиса и премьеры спектакля «Нахлебник» по Тургеневу (28-го июля), даст более полное пред­ставление о нем, чем, например, статья в энциклопедии «Теат­ральная Беларусь», которая со­стоит фактически из перечисле­ния сыгранных им ролей…

—    Вы родились в последний год войны в Барнауле…

—    Через два месяца после По­беды. Там в эвакуации был харь­ковский тракторный завод. С этим заводом в эвакуации была моя мама. И папа тоже приехал туда, когда его комиссовали по ране­нию. Это его родной завод был. Родители у меня с Украины. Они там встретились, полюбили друг друга, и я появился в сорок пя­том году.

—    Как же получилось, что ваша жизнь связана с Белару­сью?

—    После освобождения завод переехал в Минск. Отца моего пригласили туда, поскольку он был очень хороший специалист. В 48-м году мы тоже приехали в Минск. И по 69-й я жил в Минске. То есть я практически минчанин. Там и школьные годы прошли, там и на заводе работал, и в политехническом учился…

—    Как вы стали актером?

—    Я учился в 11-й школе возле тракторного завода, там же учи­лись все мои братья — родной и двоюродные. А наша учительни­ца по русскому языку и литерату­ре вела драматический кружок. И мы все прошли через этот кру­жок… Один из моих двоюродных братьев потом стал геологом и продолжал петь. Одно время пел в оперном театре. В хоре, прав­да, но пел. У него баритон был. А его родной брат Слава Осипов за­кончил Щепкинское училище в Москве, работал актером, а потом закончил и режиссуру. В Минске долго в Русском театре работал. Потом у него был свой театр в Ле­нинграде, на Васильевском остро­ве: он его организовал. Родной же брат, он младше меня на 4 года, по рабочей части пошел. Было время, бизнесом занимался, по­том за границу уехал. А я — как и мечтал… Еще в школе меня уви­дел Орлов Дмитрий Алексеевич, и после я пошел поступать к нему на курс. В то время я уже учился в политехническом институте. / — Успели закончить?

—    Нет, два курса закончил. А так, если бы не перешел в теат­ральный, сейчас был бы техноло­гом, по обработке металлов дав­лением. Но ушел в театральный — и не жалею. В 69-м году его за­кончил. Мне было 24 года. Были все театры — и минские, и витеб­ский, но я выбрал Брест. У нас пять человек с курса туда попро­сились. Кириченко, сейчас дирек­тор театра им. Я. Купалы — мой однокурсник. Барковский, глав­ный режиссер витебского театра — мой однокурсник. Светлана Ок­ружная, народная артистка БССР, в Витебске работает.

В Бресте я проработал до кон­ца 84-го, а с января 85-го я здесь,  в Могилеве. Дольников в Брес­те работал режиссером, а после переезда главным в Могилев и меня с собой притащил…

—    А когда вы заслуженным стали?

—    В 88-м. Мы были в Брянске на гастролях, когда вышел указ о звании…

—    Я беседовал с молодыми актерами, и все они о вас от­зываются с уважением и бла­годарностью. Наперебой рас­сказывают, как многому они у вас учатся. А как вы относи­тесь к молодому актерскому поколению театра?

—    Двояко: с одной стороны — трепетно, а с другой — жестко. Меня именно так учили профес­сии. И только потому, что про­фессия наша жестокая, она не терпит компромиссов. Или пло­хо, или хорошо. Иначе не стоит заниматься этим делом. Поэто­му, когда с ребятами приходится работать, надо требовать полной затраты всех возможностей. Ина­че не поможешь, иначе нельзя понять, что этот мальчик или де­вочка могут в перспективе сде­лать, на что их тянуть. Вообще актер — это профессия, которая предполагает открытость души, будем говорить так. Если актер замкнут в себе, он зал не заразит. Если актер вышел на площадку, то он должен разговаривать с за­лом, а не вещать — тогда это на­зывается резонерством, считает­ся профнепригодностью и никому не нужно. Актер должен заражать со сцены зал, пускай не весь зал, но хотя бы одного человека.

—    Как вам кажется, ваши мо­лодые коллеги перспективны?

—    Каждый из них по-своему перспективен. Те ребята, которые у нас в штате работают, пришед­шие в свое время из культпрос­вета и закончившие академию, перспективны. Уже приближают­ся к «середняку» по возрасту. Сей­час пришли тоже перспективные, совсем молодые, но им нужно очень много над собой работать, потому что они не умеют элемен­тарно свои недостатки убирать. У всех речь очень плохая. И рече­вые говоры всякие. Еще они мне часто говорят: «Я так темпера­ментна на сцене!.. У меня слезы!» Понятия сценического темпера­мента и темперамента жизненно­го — разные вещи. Т.е. эмоциональность и сценический темперамент — разные вещи. Темперамент — это как раз заразительность. Когда не переплевываешь рампу, не достаешь до зала своей игрой, значит, у тебя нет сценического темперамента или он у тебя спрятан. Если ты в жизни на кухне стучишь кулаком по столу и эмоционально разговариваешь, то это не значит, что на сцене в такой же ситуации зал тебя пой­мет. В сценический темперамент много чего входит. А ребята зак­репощены очень сильно, зажаты внутренне.

—    На ваших глазах смени­лось не только несколько ак­терских поколений, но и зри­тельских. Изменился ли зри­тель за эти годы?

—    Если об этом говорить, надо начинать с того, каким было наше общество, поднимать историю, выявлять тенденции. До револю­ции театр был царским. Потом произошла революция, рабочий класс, гегемон, пришел к власти, и гильдия искусства была постав­лена в соответствующие усло­вия… Нет, театр не политичен. Объектом его исследования все­гда был человек, его внутренний мир. Но человек живет в обще­стве. Абсолютно свободной лич­ности быть не может. Театр реа­гирует и на эти сферы человечес­кой жизни. В зависимости от из­менений в обществе менялись и потребности в театре как в рупоре идей. Маяковский вообще го­ворил, что театр — это увеличи­тельное стекло. Сейчас совсем другое время, другие ритмы, дру­гие интересы.

В 69-м году я застал спектакль в Бресте «Соколы и вороны», ко­торый шел с двумя антрактами 4 часа. Оформление менялось на каждую картину. И зритель с удо­вольствием это смотрел. Потом, лет через 10, четырехчасовые спектакли никто уже не высижи­вал. И запросы зрительские были другие. Говорят, что сегодня зри­телю нужно клиповое восприятие, как по кадрикам… В разное вре­мя по-разному. Я просто считаю, что человеку, в какие времена он бы ни жил (я имею в виду челове­ка, который приходит в театр), не­обходимо что-то для души. И люди сюда идут не потому, что здесь голые бабы бегают… Ну, кто-то приходит в расчете на это, вер­но. Но в основе своей они прихо­дят потому, что видят здесь жи­вое, сиюминутное. По телевизо­ру этого не увидишь. В жизни?.. Да, но здесь, в театре, по-друго­му: все, как в жизни, но — инте­реснее. Я скептически отношусь к тем, кто говорит, что театр поти­хонечку умирает. Этого просто не может быть.

—    Владимир Петрович (глав­ный режиссер Могилевского драмтеатра Я.Т.) говорил, что в большинстве своем со­временный зритель забыл, за­чем нужно ходить в театр, и ждет от него только развлече­ния… Не значит ли это, что те­атру следует не идти на поводу у зрителя, а стараться поднять зрительский уровень?

—    Я не думаю, что его нужно поднимать. Зритель просто дол­жен понять, что если ему нужно «оттянуться», как современная молодежь говорит, то не надо ему для этого идти в театр. Для этого надо идти в варьете, в ледовый дворец на шоу какое-нибудь. Вот там можно оттягиваться. А в те­атре не оттянешься. В принципе, Петрович правильно говорит, что человек должен четко понимать, что театр не развлечение, хотя тоже развлечение, но качество развлечения другое…

—    Возможно ли в ак-ерской работе дости-кение идеала?

—    В нашей профессии мы обычно все идеалисты. И хо­рошо видим, как должно быть, хотя в силу разных обстоятельств идеала не достигнешь. Да и рань­ше-то его не достигали. Просто занимались своим делом, отдава­ли за него жизнь. Вообще о чело­веке надо судить по профессио­нальным достижениям, а не «клюкву» о нем читать. Тот истин­ный актер, кто здоровье свое по­ложил. Вот мне вчера Сан Саныч Палкин сказал, что профессия ак­тера в списке опаснейших для жизни профессий занимает 4-е место. И это не только опасность несчастных случаев. Актер ведь пытается на себя примерить со­стояние других людей, вникнуть в их поступки, дела, жизнь. Мы оде­ваем на себя не только костюм другого человека, а образ мыслей, поведение. А это все — эмоции, эмоции, эмоции… Оттого в актер­ской среде так много пьющих лю­дей. Актеры — очень слабые и не­защищенные люди, потому что совсем открыты. Каждый может пальцем в душу ткнуть. Нынеш­ней театральной молодежи все-таки легче в этом смысле: они более прагматичны, что ли. Они — продукт своего времени, но все равно, если они останутся в про­фессии, если будут продолжать работать в театре, то столкнутся с тем, что им придется раскры­ваться. Придется уходить от ра­ционализма. Ведь посредствен­ность — это никогда не интерес­но.

— Когда видишь вас на сце­не, создается впечатление, что вы любой образ воплощаете с легкостью. Так ли это?

— Очень трудно репетировал прошлую роль (Сосед в спектак­ле «Очень простая история», прим. Я.Т.). А в «Слепом, хромом и старой девушке» я просто себя ломал. И режиссер меня ломал (В. Куржалов, прим. Я.Т.). Прихо­дится играть черты, которых у меня категорически нет. Я другой человек. У меня своя психофизи­ка, свой склад ума. Я знаю, что я переделываюсь. Работа над ро­лью не проходит бесследно. Ха­рактер меняется. Помнится, ког­да делали «Школу шутов», я себя долго плохо чувствовал. Думал, может, это в жизни период такой. Оказывается, не у одного меня: Зоя Николаевна Бурцева, с кото­рой мы вместе играли, тоже мне потом пожаловалась на похожее состояние. Нас потом предупреж­дали, что этот автор неправиль­ный, что ли, с точки зрения церк­ви. Наверное, существуют какие-то вещи, которых, если коснешь­ся, жди ответной реакции. Поче­му «Мастер и Маргарита» не по­лучается ни у кого в целом мире, хотя как только ни пытались? Ху­дожественного произведения не получается. Просто это трогать нельзя. Это темы, которые не сто­ит трогать вообще в искусстве.

— Вот вы верующий человек, а столько лет жизни отдали не богоугодной профессии…

— Не сказал бы, что сильно ве­рующий, поскольку крещен срав­нительно недавно, 4-5 лет назад. Я признаю какие-то вещи, хожу в церковь, Библию читаю, но я не… не фанатик. Я не без памяти ве­рующий. Принимаю это как факт, как аксиому. Но в том, что я де­лаю на сцене, я не вижу хулы и предательства. Если зародится какое-то сомнение, я пойду и по­советуюсь с кем надо… Есть мас­са профессий, кроме актерской, где работают люди, которые и кре­стятся, и объявляют себя верую­щими, а на деле…

Я вот чего не понимаю: люди, которые вчера были секретарями партии, сегодня ходят под благо­словение. Вот этот перевертыш я не понимаю. С трибун говорят, что они верующие. Неправда это. Вот это, по-моему, обидно, вот это хула…

— Какие роли — самые па­мятные?

— Первую роль помню. Следователь Корбут в спектакле «Всего одна жизнь» (Я. Мавзон). За роль Колобова в спектакле «Берегите белую птицу» мне дали премию Ленинского комсомолоа… Да много было ролей. Дон Кихота сыграл. «Порог» дударевский. Роль Буслая была очень знаковой для меня. Был еще спектакль «Седой аист», первый спектакль Дольникова в Могилеве… И «Дон Хиль — зеленые штаны» я уже во второй постановке играю. Я толь­ко пришел после института, а Гарик Боровик, который сейчас зав­кафедрой режиссуры в академии, тогда был молодой очередной ре­жиссер в брестском театре и ставил «Дона Хиля»… Дольников, кстати, и в Бресте, и в Могилеве ставил «Человека-невидимку». И там, и здесь я играл роль Гриф-фина, хотя это были абсолютно разные спектакли…

— А из ролей последних лет?

—  Либеро Бокка в «Слепом, хромом и старой девушке», по­скольку далась трудно. Роль в «Очень простой истории» для себя отмечаю.

—  Пришло время поговорить и о спектакле «Нахлебник», пре­мьера которого состоится в день вашего шестидесятилетия.

Я согласился, чтобы именно эту пьесу взяли на юбилей, пото­му что, мне кажется, проблема «нахлебничества» сейчас очень злободневна. Возьмем театр. Он всю жизнь — нахлебник у государ­ства. Он всегда дотировался. Как говорит мой герой, «за даровой кусок хлеба, за перешитый с чу­жого плеча кафтан и за стоптан­ные сапоги старый хозяин надо мной издевался, и вам тоже хо­чется?» Мой герой ведь не про­сто живет в этом доме, ест хлеб и ничего не делает. А в жизни театр что, свою функцию не выполняет? Мы работаем, мы выпускаем спектакли. Иногда очень высокого художественного уровня. Так почему нас считают нахлебниками? Почему нас шпыняют все вре­мя? Почему ставят условия: если не сделаете 148 тысяч человек за такое-то время, денег вам не да­дим?

— Может, виноваты зрители?

— Зрители тут совершенно ни при чем. К чему мы их приучаем, то они от нас и требуют. К чему приучим, то они и будут ждать от театра. А пьеса «Нахлебник» зло­бодневна. В ней есть мотивы, ко­торые очень сильно перекликают­ся с сегодняшним днем, в ней есть многое. Другое дело, про что мы будем играть, но это уже режиссер видит (В. Щербань, прим. Я.Т.).

Вообще театр — это жизнь че­ловеческого духа…