«Билль» Белоцерковского

Якубовский, В, «Билль» Белоцерковского / Владимир Якубовский // Магілёўскія ведамасці. — 2005. — 23 июля. — С. 12.

—   В одном из интервью Ва­лерия Фокина — художествен­ного руководителя Театра имени Мейерхольда — запом­нилась фраза: «Театр — хит­рый организм. Он может притворяться живым…».
Как это можно прокоммен­тировать применительно к бе­лорусскому театру? Могилевскому?..

   С этим я полностью согла­сен. Ведь «притворяться» — про­фессия театра. В том числе и живым, хотя для жизни недоста­точно причин и оснований. Се­годня это, считаю, так или иначе можно отнести к любому театру. Наш — не исключение. Возьмите проблему 40-летних в актерских коллективах. И не только ее. Все это очень серьезно ограничива­ет возможности театра.

Правда, одно утешает: раз может притворяться — значит, еще живет, еще дышит…

—    Что может вдохновлять артиста в ролях отрицатель­ных героев? Почему злодеи в спектаклях часто выходят го­раздо интереснее и ярче, чем положительные герои?

—    Прежде всего потому, что они сами по себе интереснее, колоритней. Положительный ге­рой, во всем правильный, посту­пающий как надо — это же скука смертельная. Да и актеру гораз­до легче создать выразитель­ный образ: берешь наиболее характерную черту — и злодей готов.

Другое дело, что в современ­ной драматургии нет абсолютно положительных и отрицательных героев. Как и в жизни! В людях столько всякого намешано. И, согласитесь, это достойная задача для актера — показать, как твой герой борется с темными силами внутри себя, преодоле­вает себя…

   Сегодня часто кино и ТВ обвиняют в пропаганде многих социальных язв. А театр может оказаться в этом ряду?
В чем ответственность театра
 перед обществом? А общества перед театром?..

—   Если забыть о предназначение театра, его миссии, то гр вполне может оказаться в этом ряду. Все же я смею надеятся, что он стоит несколько особняком: все-таки у театра несколько иной зритель — активный, ищущий, заряженный на самосовершенствование. В этом ответственности перед конкретным зрителем — и состоит ответственность театра перед обществом.

А общества — перед театром? Думаю, она сегодня велика. Общество должно честно ответить: нужен или не нужен ему театр? А если нужен, то какой? В конце концов, это вопрос цены. За все нужно платить. И вопрос не только в деньгах…

—    Слава, признание, популярность… Однозначны ли эти понятия? Зачем они нужны театру, артисту?

—    Все эти понятия, на мой ляд, отражают различные стадии успеха у зрителя, продвиже­ния к славе. Тщеславие в театре — полезная черта. Для людей публичных, артистов в том чис­ле, оно — подтверждение их по­лезности, нужности для обще­ства. То же самое относится к театру в целом.

—    Зачем театру гастроли? Что дают они артистам?

—   Гастроли — одна из неотъемлемых форм жизни те­атра. С утилитарной точки зре­ния — это способ зарабатыва­ния денег, а значит, возмож­ность новых постановок, новых премьер.

Если смотреть шире — твор­ческий обмен, новые впечатле­ния, расширение и умножение артистического потенциала. Но и способность театра организо­вать, обеспечить гастроли — тоже показатель. В частности, того, живой театр или только притво­ряется таковым…

—    Что важнее для театра: развлечь зрителя, отвлечь от житейских забот или выра­зить сложность времени, его проблемы? Совместимы ли эти задачи?

—    По большому счету, это вопрос к зрителю. Мы уже рас­суждали о том, зачем он идет в театр. Из личного опыта знаю: зрители идут общаться с живым артистом, с человеком. Это, по их мнению, в сто раз лучше, чем пассивно наблюдать происходя­щее на экране…

—    А артисты чувствуют ре­акцию зрителя на происходя­щее на сцене?

—    Конечно! Это для них очень важно. И в рамках, предусмот­ренных спектаклем, замыслом режиссера, тоже реагируют на это отношение. В этом, может быть, и есть самое главное достоинство театра — в непрерыв­ной обратной связи. Не случай­но же ТВ и радио пытаются вос­полнить свою однобокость: организуют «прямые линии», воз­можность позвонить в студию, интерактивные опросы…

—    Как вы относитесь к спек­таклям, у которых короткая сценическая жизнь?

—    По-разному. Хороший спек­такль — жалко. А про плохой думаешь: зачем его вообще вы­пускали…

—    А разве хорошие спек­такли могут безвременно схо­дить со сцены?

—    Сколько угодно! Кстати, как и люди в жизни, раз уж мы согла­сились с тем, что театр — тоже форма жизни. И так же, как у людей, причины ухода спектак­ля из жизни разные, порой до боли обидные…

—    Зритель в театр прихо­дит разный. Что важнее для вас: то, что их всех объединя­ет, или их индивидуальность?

—    Считаю, что в своих раз­мышлениях об этом артист дол­жен вовремя остановиться. Зри­тель пришел в театр, пришел с готовностью общаться, желает духовного контакта. Этим сказа­но все! Моя задача — чтобы это желание у него возникло еще и еще. А будить в нем кого-то, развивать в нем что-то — это уже идеология. И ничего такого я делать не хочу, потому что по­мните — (Чехов!) — настоящей правды не знает никто. Жизнь мудрее, все расставит на свои места.

—    Какие спектакли, роли запомнились больше всего? Что считаете этапным в своей творческой биографии?

—    Спектаклей много и ролей тоже. «Берегите белую птицу» — за эту работу в 1972 году в Бре­сте получил звание лауреата премии Ленинского комсомола Беларуси. Волков его ставил. Там же — роли Буслая в дударевском «Пороге» и Дон-Кихота в инсце­нировке романа Сервантеса. Обе ставил Дольников.

С Дольниковым же делали и спектакль «Седой аист» по пьесе Василия Ткачева: роль Степана в нем — первая моя роль в Моги­леве. Из могилевских спектак­лей также считаю для себя важ­ными «Школу шутов», которую ставил Лашицкий (там играл Гальгюта), а также его постанов­ку вместе со Щербанем — «Квартира дождя». Из последних — роль Либеро Боко в спектакле «Слепой, хромой и старая девушка» по пьесе Николаи. И, ко­нечно, недавняя «Очень простая история»… Очень сильно при­шлось ломать себя, но было ин­тересно работать.

—    Не хотелось бы вернуть­ся к некоторым старым ро­лям, спектаклям? К Дон-Ки­хоту, например…

—    Нет! Это важная, знаковая для меня роль. Но в брестском спектакле я сказал о нем все, что хотел.

—    Ваша пластика, движе­ние на сцене… Приходилось слышать, что очень напоми­нает некоторые приемы тра­диционного японского теат­ра. Как вы к нему относитесь?

—    Никак. Я очень плохо его знаю. То, о чем вы говорите, входит в программу театрально­го института. Этому учат, как азбуке. Наверное, входит и сей­час. Правда, незаметно, чтобы что-нибудь путное из этого вы­ходило.

Мне трудно это объяснить. Могу только вспомнить, как на репетиции кто-то из режиссе­ров, Перепелкин кажется, кри­чал: «Всем — всем запрещаю махать руками! Только Белоцер-ковскому можно…».

—    Как бы вы определили то, что в последние годы про­исходит в Могилеве: с горо­дом, с людьми? Есть ли в этом «заслуга» театра?

—    Перемены, конечно, боль­шие. Главное — люди стали доб­рее. Помню, когда приехал в 1985 году, был поражен: люди злые, неприветливые, в магазинах, в транспорте слова человеческо­го не услышишь. Закрытость какая-то бросалась в глаза.

Сейчас все по-другому. Не знаю, может, это в целом по стране ситуация такая? Резуль­тат стабильности? Давно уже никуда не выезжал надолго, по­тому трудно судить. Даже в род­ном Минске давно не был, в заводских районах, где прошли детство и юность…

Насчет «заслуги» или «вины» театра в переменах? Не хочу и боюсь рассуждать в такой плос­кости. Театр — часть жизни, он тоже испытывает ее воздействие. И ставить его над жизнью, даже в угоду кому-то, не могу…

—    В каких спектаклях, ка­кие роли хотелось бы еще сыграть?

—    Еще пару лет назад не ду­мал над этим. А сегодня, пожа­луй, готов сыграть Лира по Шек­спиру. Есть такое внутреннее состояние…

Если бы нашелся драматург, который написал бы пьесу «Про меня», я бы хотел ее сыграть. Проиграть на сцене свою жизнь. Хотя, наверно, спорил бы с ре­жиссером без конца. Но сыграл бы!

—    60 лет для артиста: это много или мало?

—    И много и мало! Очень слож­ная гамма чувств, словами не передать. В чем-то страшно, в чем-то приятно, а чего-то бояз­но… А над всем этим ощущение: «Ну, дотянул — и то хорошо!».

—    Существует ли некий за­кон, извлеченный вами из опы­та театральной жизни? Образ­но говоря, «билль» Белоцер­ковского?

—    Уж и не знаю, «билль» это или не «билль»… Но из всей своей театральной жизни вынес только одно правило. Профес­сия актера — очень жесткая, бо­лее того — жестокая. Она требует абсолютной честности. В от­ношении к себе и к своей рабо­те. Она не прощает измены, хал­туры, подмены профессионализ­ма суррогатом…

Как только интерес в жизни начинаешь искать вне театра, неважно, в чем он состоит, сразу автоматически уходишь из про­фессии. И главное, что все окру­жающие это ощущают на себе, скрыть ничего нельзя.

Мне пришлось стоять у этой черты. Ощутить дыхание бездны, которая разверзлась у ноп И цену потери — уход из профес­сии. Очень важно, что были люди, которые поняли желание уйти от пропасти, сохранить себя в те­атре. Вовремя подставившие плечо…

У артиста, да и у любого чело­века, я думаю, всегда стоит про­блема выбора. Главное, чтобы, решая ее, он всегда был честен перед собой и не забывал о дру­гих.

Бог, считаю, дал человеку спо­собности не в награду, не в лич­ное пользование, а чтобы он принес и передал этот дар дру­гим. Вот и весь закон и театра, и жизни, может быть…