«Билль» Белоцерковского

Якубовский, В, «Билль» Белоцерковского / Владимир Якубовский // Магілёўскія ведамасці. — 2005. — 21 июля. — С. 5.

—    Вернемся к вашим пер­вым шагам на театральные подмостки…

—    Случились они в 11 -й школе на тракторном заводе, сейчас ее уже нет. Учительница русского языка и литературы Зинаида Ивановна была чем-то похожа на Зыкину и самозабвенно лю­била театр. Вела она в школе драматический кружок, через который мы все четверо — вме­сте с двоюродными братьями — прошли. Потом из ТЮЗа ушел Алексей Николаевич Беляев и организовал на МТЗ любительс­кий театр, который позже стал народным. Естественно, мне, когда стал работать на трактор­ном, дорога была туда.

Должен сказать, что постав­лено все было у нас очень серь­езно. Там, помимо подготовки спектаклей,’ преподавали исто­рию театра, теорию и многое другое. Эдуард Горячий, кстати, там преподавал, который сейчас работает в Русском театре им.Горького, заслуженный ар­тист Беларуси. Там я и получил первые навыки «лицедейства», если можно так сказать.

—    Но все это еще далеко до профессионального театра… Как же удалось преодолеть родительское табу?

—    Решающую роль в моей судьбе сыграл Дмитрий Алексе­евич Орлов — крупнейший дея­тель белорусского театра. Ког­да-то он был организатором Мо-гилевского театра, потом — Бе­лорусского театрально-художе­ственного института. Недавно отметили его 100-летний юби­лей.

Мне к тому времени уже при­шлось попытать счастья в раз­ных направлениях. Воспитание в семье было хорошее, не хоте­лось огорчать родителей. По­этому попробовал поступать на физмат БГУ — недобрал баллов. На следующий год — в медин­ститут: захотел быть хирургом. Опять та же история. И, наконец, по направлению завода, на ко­тором все это время продолжал работать фрезеровщиком-уни­версалом, поступил в политех­нический институт. И, конечно, сразу в студенческий театр. Но по-прежнему продолжал играть в народном театре — на трактор­ном. Там-то меня и увидел Ор­лов, который набирал свой курс в театрально-художественном. Он и предложил: давай со 2-го курса без документов сдавай экзамены. Так и сделал — все сдал на пятерки, но в списках своей фамилии не нашел. Тогда Дмитрий Алексеевич и говорит: «Ладно, не будем огорчать ро­дителей — продолжай числиться в БПИ, а ходи ко мне». И так я вольнослушателем еще прохо­дил в БГТХИ целый семестр. А во время сессии пришли на экзамен по специ­альности Глебов, Пла­тонов, поставили пя­терку и сказали при­носить документы. Так я, наконец, стал легальным студентом театрально-художе­ственного. Осталь­ное, как говорится, «дело техники».

—    В вашей твор­ческой биографии два места работы — Брест и Могилев. Как уроженца сто­лицы занесло в Брест?

—     Довольно слу­чайно. Еще в институ­те пришлось выезжать на соревнования по волейболу в Брест. За неделю посмотре­ли 5 или 6 спектаклей в местном областном театре. Очень понра­вилось: новые подхо­ды, дерзкие замыслы.

И в 1969 году после окончания института целой группой реши­ли поехать в Брест. О чем, кста­ти, не жалею —это была отлич­ная школа. Там тогда работали Георгий Андреевич Волков — народный артист Беларуси, зас­луженные артисты Беларуси Максим Павлович Абрамов и Юрий Иванович Власов. Там сыграл многие этапные для себя роли.

—    А Могилев? Что или кто привели вас сюда?

—    А это как обычно в театре бывает: вслед за своим режис­сером. Сблизились мы тогда с Дольниковым, а его в 1985 году назначили главрежем в Моги­лев. «Давай, — говорит, — сюда. Ты — артист без возраста, мо­жешь играть практически все». Так и перетащил меня сюда.

—    Почетное звание уже в Могилеве было присвоено?

—     Да, в 1988 году, к 100-летию театра. Так сказать, «по совокупности заслуг». Как раз были в Брянске на гастро­лях. Тут-то мне и сообщили: ты, мол, у нас теперь не просто ар­тист…

—    Григорий Яковлевич! Ваш коллега, недавний директор Купаловского театра Генна­дий Давыдько, дал такое оп­ределение: «Театр — это еди­нение людей, озабоченных несовершенством мира… Те­атр — это когда одни (творцы) страдают, а другие (зрители) сострадают и в этот момент на миг тоже становятся твор­цами».

А что такое театр для вас? Как бы вы его определили?

Можно согласиться с этими словами, можно привести еще не один десяток других. И все они будут справедливы. Но дело не в определениях. Ведь для того, чтобы, например, заботить­ся о несовершенстве мира, не обязательно работать в театре.

Поэтому для меня театр — это просто профессия, в которой нуждаются люди. А суть ее в том, что она помогает человеку по­нять себя, а через это — пробле­мы других людей. Главная забо­та театра, по-моему, внутренний мир каждого человека. Мне близ­ка фраза Юрия Любимова: «Я всегда отрицал театр как идео­логическое оружие».

Театр — это конк­ретный человек в кон­кретных, пусть даже выдуманных обстоя­тельствах. А насчет творцов и зрителей, их сопереживания — с этим я готов согла­ситься.

—    Так зачем все-таки люди идут в те­атр? Или иначе: что театр может дать человеку в его веч­ных поисках счас­тья, здоровья, бла­гополучия?

—    Нет у меня отве­та на этот вопрос. Знаю только, что и люди идут сюда не за ответами и не за ре­шениями своих про­блем. Для этого су­ществуют другие ме­ста.

Вот вы там писали о «чуде театра». Зна­чит, за чудом и идут! А какое же это чудо, если ответ известен. Пожалуй, и сам волшебник не ответит, в чем секрет его волшебства…

—    Может быть, люди ищут единомышленников? …Свое­го рода клуб…

—    Только не клуб! Нет, нет, нет! Клуб — это очень плохо. Театр не может быть только фор­мой проведения досуга. Скорее, люди приходят сюда «порабо­тать душой». Перефразируя из­вестные стихи, «и душа с душою говорит!..».

—    О нынешней молодежи, которая составляет значи­тельную часть зрительской аудитории, этого, пожалуй, не скажешь…

—    А вот это вы зря! Да, моло­дежь с удовольствием идет на «Эти свободные бабочки». Но посмотрите, как молодежь реа­гирует на «Ночь Гельвера», где требуется серьезная интеллек­туальная работа, духовный по­иск. Спектакль не дает рецеп­тов, решении, он приглашает задуматься. И молодые это при­нимают.

—   Драматург, режиссер, ак­тер… Кто-то из знаменитых людей театра сравнил их вза­имодействие с приготовлени­ем чая, для которого нужны заварка, вода и огонь. Каково место актера в этой триаде?

—   Мне трудно выделить кого-то, здесь главные все. Без любо­го из них спектакль невозможен. Хотел бы «потянуть одеяло на себя», но не могу: все же актер — только исполнитель роли, это заложено в этимологии слова. И если, например, в режиссерс­ком решении я вижу необычный замысел, интересную идею, я готов себя ломать ради нее, как бы трудно это ни было.

—    Не возникало ли желания самому себя попробовать в режиссуре?

—    Возникало, но быстро про­шло. У коллег это порой получа­ется. У Палкина Александра Алек­сандровича, у Кости Печникова, у Вячеслава Александровича Гал­кина были интересные режис­серские работы. И зритель не­плохо принимал. Но это не мое. Я артист и, как говорится, этим интересен.

—    Чехов как-то высказал­ся, что смысл настоящего ис­кусства в том, что никто не знает настоящей правды. Как это относится к театру?

—    Пожалуй, самым непосред­ственным образом — как главное  условие его существова­ния. Никто не знает — значит, театр вправе предложить свою версию. Что он и делает. И тем, надеюсь, приближает зрителя к истине!

Возьмите «Простую исто­рию». Проблемы людей, уви­денные глазами животных! Сплошная фантастика… А вос­принимаются как откровение, как пророческий голос свы­ше…

—     Единое театральное пространство на террито­рии бывшего СССР, сохра­нилось ли оно? Если да, то насколько для Беларуси ак­туальна театральная ре­форма, о которой все настойчивее говорят в Рос­сии?

—  Единое театральное про­странство теряется по вполне объективным причинам: гра­ницы, проблемы театрально­го обмена, воздействие рын­ка… Атакже по субъективным — вместе с уходом актеров старой советской или глубже — российской школы. Но оно пока не потеряно окончатель­но: остались традиции, какие-то духовные связи. Так что на­дежда на сохранение и возрож­дение остается.

Что касается реформы… Ду­маю, она и в России не актуаль­на. По крайней мере, для людей театра, насколько мне известно. Скорее, это выдумка чиновни­ков, желающих «раздеть» театры и «голыми» пустить в стихию рынка. И на этом сэкономить бюджетные средства.

Ничем хорошим для театра и общества это не закончится. Потом из обломков опять начнут склеивать то, что потеряли… Если под реформой подразу­мевается выход теат­ра из-под материаль­ной опеки государ­ства, уход от бюджет­ного финансирования, то не думаю, что это возможно скоро сде­лать. Как минимум ну­жен «оборотный капи­тал» года на два, что­бы сделать афишу из 6-7 новых спектаклей. Затем можно этот про­дукт продавать и по­степенно его попол­нять. Даже в России с ее возможностями без надежного спонсор­ства такое раньше, чем через 50 — 60 лет, не получится.

— Сейчас режис­серы в погоне за зри­телем часто приду­мывают какие-то модные «приколы», навороты, использу­ют стиль «капустни­ка». Что в этом: бу­дущее театра или же только проявление кризиса, попытка догнать вре­мя?

—    Различные школы, стили, веяния были в театре всегда. Восприятие зрителя меняется в соответствии с ритмом жизни, объемом информации, поэтому нужно к новым условиям адапти­роваться. Был, например, такой «театр шептунов». Правда, не прижился. В общем, меняться нужно…

—    Вы имеете в виду культу­ру языка, осваивать молодеж­ный сленг, например?

—    Только не язык! Это — свя­тое. Здесь подстраиваться под аудиторию очень опасно. Нужно прививать любовь к языку, а не унижать его. Театр — это, как мы уже говорили, не равлекатель-ное шоу. «Приколы», уличная повседневность губят театр. Если пойти у них на поводу, театр кончится.