«Билль» Белоцерковского

Якубовский , В. «Билль» Белоцерковского / Владимир Якубовский  // Магілёўскія ведамасці. — 2005. — 19 июля. — С. 6.

Начинать публикацию с признания перед читателем в собственной неудаче — не самый лучший прием для рубрики «Театральные встречи». Особенно если речь идет о материале юбилейном, посвя­щенном 60-летию Григория Белоцерковского — заслуженного артиста Беларуси, одного из ведущих мастеров Могилевского областного драматического театра.

Но так было. Подступаться к герою пришлось несколько раз. Но после каждой встречи заготовленные вопросы казались случайными, а тщательно продуманные планы рушились, как карточный домик. Поэтому, вероятно, и представленный здесь результат наших бесед тоже далек от совершенства и являет собой лишь приоткрытую форточку к познанию творческой судьбы нашего выдающегося современника.

Однако делать нечего — юбилейная дата приближается. Бенефисный спектакль по пьесе И.С.Тургенева «Нахлебник» в постановке столичного режиссера Владимира Щербаня назначен на 28 июля. Репетиции идут полным ходом. Пора ставить точку!

К тому же речь идет о человеке театра. Значит, всегда есть возможность пойти на спектакль — специально «на Белоцерковского». И лично убедиться в обоснованности высказанных здесь суждений, может быть, в чем-то поспорить. А также самому расставить точки над «і» в предмете нашего разговора.

Хотя начало самой первой встречи с Григорием Яков­левичем не предвещало никаких сложностей. Увидев в его гри­мерной афишу премьерного спек­такля по пьесе Алексея Дударева «Люти + Капитан =» с автографом автора, заговорил о другом его произведении — «Ты помнишь, Алеша…». Этот спектакль в по­становке возглавляемого Дуда-ревым Театра белорусской ар­мии был показан могилевчанам минувшей осенью. Оказалось, что наши оценки его как не самого лучшего творения мэтра отече­ственной драматургии практичес­ки совпадают. Окрыленный взаи­мопониманием перевел разговор на могилевскую постановку «Люти +…». Все в том же критическом ключе, хотя, к своему стыду, на тот момент еще ее не видел. И неожиданно наткнулся на резкий выпад Белоцерковского: «А при чем здесь Дударев?!».

Стало ясно — контакт потерян. Нужно начинать снова. Вспомнил о другой премьере театра — «Ле­генда про Машеку», увиденной два года назад. Одним из наибо­лее ярких образов был старый разбойник Гвозд в исполнении Белоцерковского. Запомнивший­ся прежде всего благодаря ог­ромной выразительности духов­ного перерождения героя, кото­рый по ходу действия из закон­ченного злодея превращается в раскаявшегося грешника, про­зревшего мудреца. Подумалось, что именно здесь — на могилевском легендарно-историческом сюжете — можно найти нужный тон для объяснения «феномена Белоцерковского». Который сам уже стал выдающимся явлением в истории могилевского театра последних десятилетий.

С этой целью выпросил у Гри­гория Яковлевича сценарий спек­такля по пьесе Сергея Ковалева. В надежде найти в тексте ключе­вые слова, выражения, способ­ные помочь выстроить план и ло­гику дальнейшей беседы с арти­стом.

И вновь разочарование! Да, такие выражения нашлись. Фактически в спектакле у Бело­церковского оказалось всего два выхода и, соответственно, два ко­ротких монолога. Суть первого: «Мы патопім стары свет у крыві і з Божай дапамогай збудуем новы, шчаслівы свет!». И второй: «Бог зусім не хоча знішчыць тэты свет; не крывёй, а слязьмі раскаяния трэба змываць грахі…». И огром­ная пропасть между этими двумя состояниями героя, в которой страшные заблуждения перепле­лись с совершенными во имя их преступлениями. И переросли в горькое прозрение и раскаяние. Словом, все то, что сопровождает любую попытку революционного переустройства мира и ее оправ­дания, извечную борьбу Добра со Злом…

Эти два коротких эпизода спек­такля, огромное впечатление на зрителя хорошо иллюстрировали мастерство артиста, силу таланта и дар перевоплощения. А также способность показать всю глуби­ну человеческой трагедии и жес­токость мира, совершенствова­ние которого дается такой доро­гой ценой.

Однако этого сюжетного мате­риала было совсем недостаточ­но, чтобы проникнуть в творчес­кую мастерскую артиста, на «кух­ню» его профессии. Чтобы уви­деть его глазами окружающий мир, почувствовать его способ постижения «человеческой коме­дии», прикоснуться к «чуду теат­ра».

 

После этого довелось по­смотреть и другие спек­такли с участием Белоцерковско­го. Тот же дуда ревский«Люти+…» в постановке Александра Гарцуева. Булгаковский «Полоумный Журден». Наконец, недавнюю пре­мьеру «Простой истории», о кото­рой рассказывалось в «МВ»… По­казалось, что кое-какие «секре­ты» артиста начали приоткрывать­ся.

…У каждого человека была в детстве любимая игрушка, люби­мый сказочный герой. Для меня это — стойкий оловянный солда­тик. Вспомнить об этом пришлось почему-то, наблюдая за Белоцерковским. Такое же идеальное со­четание внешнего образа и пред­назначения. Его движение на сце­не, сама походка… В другой раз — просто неподвижный силуэт, на­полненный значительностью, ха­рактерная поза… А иногда все внимание приковывает его длин­ная, сухощавая кисть, которая то взлетает, как птица, то изобража­ет замысловатую фигуру, то без­вольно повисает. И вот уже кажут­ся лишними слова: есть контакт, есть постижение! Подумалось даже: поручи ему сыграть метлу дворника — и по рисунку роли зритель смог бы составить весь­ма колоритный и психологически точный портрет хозяина метлы.

В обще, появились новые вопросы к Григорию Яковлевичу. За­хотелось спросить, например, не увлекался ли он пантомимой? О его отношении к традиционному японскому театру с присущими ему приемами. О тех скороговор­ках на сцене, в которых порой не различить слов. А также поинте­ресоваться, нет ли в творческих планах роли Дон Кихота?

 

Словом, возникло ощущение присутствия некоего ос­новного принципа, творческого кредо артиста. Захотелось узнать, в чем он видит основное свое профессиональное предназначе­ние, установку. Иначе говоря, по­пытаться с его помощью сформу­лировать закон — «билль» Бело­церковского.

Постепенно созрел и план «ра­боты» с артистом во имя интере­сов читателей «МВ». Может быть, не оригинальный, но простой. Он состоит, по существу, из двух пун­ктов. Во-первых, необходимо про­вести основательную «артподго­товку» перед «сражением». А именно, опереться на мнения, отзывы хорошо знающих его лю­дей. Во-вторых, постараться вы­тащить «игру» на свою половину «поля». То есть поменьше гово­рить о спектаклях, ролях и т.п. Это лучше видеть. А вот услышать о простых, обыденных вещах и явлениях жизни в интерпретации человека, способного перевопло­щаться, жить жизнью своих геро­ев, почувствовать и передать глу­бину их страданий—это заманчи­вая задача и для журналиста, и для читателя.

Ну, а с результатом осуществ­ления этого «блестящего» плана вы, уважаемый читатель, можете познакомиться ниже.

***

—    Григорий Яковлевич! Нач­нем с традиционного вопроса: ваш путь к театру. Обычно в таких случаях говорят, что уже в раннем детстве почувство­вал в себе стремление на сцену… Вы не исключение?

—    Нет, не исключение. «Мы родом из детства!» — это сказано очень точно, в том числе и в про­фессиональном отношении.

—    Так, может, все еще глуб­же и причины кроются в вашей родословной?..

—    А вот этого как раз не было. Скорее, наоборот. Дед по отцу был инженером-строителем. Дед по матери — вообще очень коло­ритная личность. Начинал он ам­балом, т.е. портовым грузчиком, был председателем колхоза, на­чальником ОТК на Минском трак­торном. Умер на 94-м году жизни, и то после операции…

Так что если говорить о гене­тической связи с театром, то могу лишь сослаться на двоюродного брата — Вячеслава Осипова. У него в Санкт-Петербурге на Ва­сильевском острове свой театр был в 90-е годы.

—    Расскажите о родителях. Как они относились к вашим театральным увлечениям?

—    Отец, Яков Григорьевич, ра­ботал до войны на Харьковском тракторном. Был на фронте, тан­кист, ранен. Демобилизован и вернулся на свой завод, который оказался вывезен в Барнаул. Там же встретился с мамой — Евгени­ей Семеновной.

Она после первого курса пединститута была эвакуирована в Барнаул. А после войны пере­ехали в Минск, где началось стро­ительство тракторного завода, с которым и связана судьба нашей семьи…

Как родители относились к те­атральным увлечениям? Мягко го­воря, отрицательно. Мама так и сказала, когда впервые заикнул­ся про театральный институт: «Только через мой труп!». А чтобы оградить от соблазна, уже после 8-го класса перевели меня в ве­чернюю школу и устроили на трак­торный учеником фрезеровщика. Да и жили трудновато, двое детей да две бабушки — нужно было помогать семье. Но я на родите­лей не сетую. Всем, что я считаю самым важным в жизни — ответ­ственным отношением к делу, ко­торому служишь, я обязан роди­телям. Приведу лишь такой факт. Отец был слесарем-лекальщиком высокой квалификации. Так вот он вместе с профессором Шотом — был в Минске такой известный хирург — создал первый в Бела­руси аппарат искусственного кро­вообращения»…