Театр должен шокировать! Или с главным о главном

Романов, Ю. Театр должен шокировать! Или с главным о главном / Юрий Романов // Весник Могилева. — 2005. — 20 апреля. — С. 13.

Беседа с главным режиссером Могилевского областного драма­тического театра Владимиром Алексеевичем ПЕТРОВИЧЕМ на­зрела, созрела, а затем и перезрела. Журналисту оставалось лишь подставить руки, или—по примеру Исаака Ньютона—голову, что­бы поймать свалившийся плод. Теперь о плодах трудов журналиста судить вам. Надеюсь, вы получите представление о том, чего ждать, на что надеяться, рассчитывать, идя в театр. И не толь­ко «в частности», но и «вообще».

—  В Могилеве успели при­выкнуть к нестандартной ситу­ации, что в драматическом нет главного режиссера. Насколько новая роль оказалась неожи­данной для вас?—  Четыре года назад я не меч­тал быть режиссером, а два года назад не мечтал быть главным ре­жиссером, это точно. Были робкие попытки — в самодеятельности. Я параллельно с работой в театре подрабатывал — у слепых поста­вил спектакль «Провинциальные анекдоты. 20 минут с ангелом». Это была первая попытка режис­суры. На республиканском конкурсе спектакль был отмечен 2-й пре­мией… Подрабатывал качествен­но: не люблю в профессии халту­ры, вообще нигде не люблю халту­ры. Старался, как мог. Тогда не ду­мал, что это до чего-то серьезно­го дозреет. А потом был экспери­мент с «Морем». Я предложил спек­такль Мрожека поставить своими силами. Не получилось, потому что были заняты актеры, которые больше всего играли в репертуа­ре. Раз собрались — потом спек­такли, спектакли… Второй раз со­брались… Это была не работа. Ра­зобрали на уровне «застольного пе­риода», а потом все стало уми­рать. И тут — стечение обстоя­тельств — появилась «форточка» в 2 недели в репетиционном пери­оде театра. Я в эту форточку по­просился. Андрей Новиков (дирек­тор театра Ю.Р.) вписал меня в расписание, и в эти две недели был поставлен спектакль. Если бы эта «форточка» не случилась, не было бы и продолжения. Я бы на режиссерскую стезю не взошел. Тут большую роль сыграло соуча­стие Новикова. Поверил он в меня, не поверил, не могу сказать. Мо­жет, это была его политика в от­ношении театра. Но не будь Мро­жека, не было бы «Гельвера», того резонанса, который он вызвал…

—  То есть проснулись режис­сером вы после «Гельвера»?

—  Я за все пьесы пока берусь со страхом. Это, наверное, нор­мально: если читать литературу, больших режиссеров, все говорят, что начало пьесы — это ноль, бе­лый лист. Перед «Гельвером» был страх жуткий: пьеса шокировала, передать этот шок зрителю было самое главное. Пока такого мощ­ного желания что-то поставить, как тогда, когда я прочитал «Гельве­ра», больше не случалось. Вот, наверное, следующая пьеса, Фре-шетт — примерно то же состоя­ние.

—  Актеры уже привыкли вос­принимать вас не как собрата по сцене, а режиссера?

—  Да, наверное, привыкли — еще до того, как я стал главным. Это готовилось и готовилось не тайно. Все подозревали, что такое может быть, когда я поступил в академию. Другое дело, если бы меня назначили, а потом я стал ставить спектакли, это было бы очень плохо. А тут я доказал сво­ими постановками какую-то свою значимость. И это немножко при­мирило. Сказать, что есть восхи­щение, — нет. Кто-то принимает, кто-то не принимает. Я трезво к этому отношусь. Но стараюсь быть лояльным ко всем. Политика главного режиссера — попытать­ся занять всех. Не для того, чтобы не было обиженных. Все одинако­во заняты быть не могут. Это нор­мально, когда у кого-то работы больше. Но заняты должны быть все.

—  Вы амбициозный человек?

—  Наверное, да. В нашей про­фессии это нормально. Другое дело, степень амбициозности. Ко­нечно, хочется, чтобы твою рабо­ту замечали. Когда на фестивале «Белая вежа» нас объявили побе­дителями по двум номинациям из пяти, подлетело телевидение: «Скажите, для вас это была нео­жиданность?!» Я честно сказал: «Нет». Я, конечно, понимал уро­вень фестиваля, соперников, но внутренняя уверенность в том, что мы хоть что-то получим, была. Было приятно, в первую очередь — за театр. Я не лукавлю! Но тем более приятно, что это — мой спек­такль. Было приятно за Женю (Ев­гению Белоцерковскую, исполни­тельницу главной роли Ю.Р.).Она и на Брянском фестивале была любимицей публики, получила приз  за лучшую женскую роль. И как венец всему этому — пре­стижнейшая белорусская теат­ральная премия «Крыштальная кветка» за эту роль. Конечно, это актерская премия, индивидуаль­ная. Но вместе с ней «прозвучал» на всю страну и могилевский те­атр!

—  Еще недавно у театра во­обще и могилевского в том чис­ле цель была одна — выжить. Сейчас ситуация изменилась?

—  Не сказал бы, что ситуация благостная. Театр стоит и будет еще долго стоять перед пробле­мой выживания, правда, сейчас несколько в ином качестве.

Почему во мне, как заноза, си­дит Радзинский? Я поставил его, как я его понимаю, как вижу. Кто-то другой поставит про другое и лучше на несколько порядков. Но есть данность — Могилев и Рад­зинский. И приятие, и неприятие — нормально. Вопрос — что сей­час нужно городу? Только увесе­ление? Я не пойду на это. От уве­селения зритель быстро устанет, мы не можем соперничать в этом смысле ни с эстрадой, ни с теле­видением. И не надо! У театра функция другая. Нужны ли такие спектакли — «Гельвер», Радзинс­кий, «Слепой, хромой и старая де­вушка»? Я понимаю, что такие спектакли напрягают город, зрите­ля. Но есть маленькая часть, три-пять человек, которых это заде­ло, — вот ради этих трех-пяти че­ловек имеет смысл ставить такие спектакли. Надеяться, что 300 че­ловек придет на спектакль и пос­ле спектакля у всех что-то пере­вернется в душе — это бред, это­го не может быть. 300 человек придет на спектакль и пос­ле спектакля у всех что-то пере­вернется в душе — это бред, это­го не может быть. 300 человек могут посмотреть «Журдена», по­смеяться, и никто из них не уйдет; на «Бабочках» оттянуться, и ник­то не уйдет. Но изменится ли у них отношение к миру? Даже не так: задумаются ли они, поставят ли внутри какой-то вопрос?.. Я не за то, чтобы сделать театр элитар­ным, авангардистским, чтобы он был интересен трем-пяти челове­кам. Вариант, что в зал придут не 300, а три человека, мне не нра­вится. Но когда пришло 300 и три-пять что-то для себя решили, вы­несли, — я за это. Я, возможно, повторяюсь, но нужно «зрителя поднимать до Гоголя, а не Гоголя опускать до зрителя».

Если город, зритель не го­товы, нельзя перепрыгнуть че­рез «ступеньку»?

— А вот мы попробуем. В конце года должны приехать поляки и по­ставить пьесу «Все, что натворил Шекспир». Три человека — муж­чины! — играют всего Шекспира! И Гамлета, и Офелию, и Дездемо­ну, и Отелло… Спектакль в Варша­ве показан более 500 раз при анш­лагах, в Лондоне идет около 10 лет при аншлагах. Говорят: «Шекспи-роведов просят не беспокоить­ся!»… Эксперимент: готовы ли мы, готов ли зритель? Зрителя нужно воспитывать. Я понимаю, что пос­ле Радзинского кто-то 5 лет не бу­дет ходить в театр. Но уже есть некоторые, которые по 3-4 раза по­смотрели спектакль…

Есть десятки примеров, ког­да мы ассоциируем театр с глав­ным режиссером, так и называ­ем — театр Табакова, театр Джи­гарханяна, театр Захарова… Можно ли говорить, что есть за­чатки «театра Петровича»?

— Думаю, нет, для этого надо не год-два, может, 10 лет… Да, навер­ное, хотелось бы, чтобы так было. Это зависит от того, какой будет репертуар, насколько он будет ин­тересен городу, насколько будет иметь свое лицо… Репертуар сей­час только выстраивается, и вы­страивается, по-моему, ничего. Но вряд ли уже можно говорить о «лице», о собственном стиле. Ко­нечно, что-то общее в моих спек­таклях есть. Но пять постановок — это пока искания, нужно не ме­нее 30-40, чтобы о чем-то гово­рить. Я себя пока в новой роли сложно чувствую: никогда не стре­мился руководить людьми, мне это не интересно. А теперь прихо­дится ими руководить.

—  У нас «в кулуарах» возник спор: перестал ли наш театр быть провинциальным. А вы как считаете, перестал?

—  «Провинция» — это не гео­графическое понятие. Он не пере­стал, перестает быть провинци­альным! Есть места, которые раз­дражают, возмущают, с которыми нужно работать. Над актерами долгое время не было контроля. Главный режиссер — это и есть контроль. Актер как рассуждает? Есть у тебя роль, тобой восхища­ется зритель, и хочется еще боль­ше понравиться. А нельзя, не надо! Это и есть провинциализм. Это присутствует, это приходится вы­жигать. Кто-то прислушаивается, кто-то нет. Но я человек занудли­вый в этом смысле. Я подойду и еще раз скажу…

—  Что отличает наш драматический от лучших театров?

— У нас нету среднего поколе­ния актеров — это один из факто­ров…

Если бы к нам приехали, к при­меру, Додин, Некрошюс, справи­лись бы мы с тем, что они нам бы поставили?! Честно говорю, не знаю. А кто проверял? Приведу пример. В любом театре неглас­ная градация есть: хороший актер, средний актер, не очень актер… К нам приезжал Николай Пинигин, и у него играли все! У него был та­лант из каждого актера вытянуть то, что ему нужно. Значит, можно! Если нормально поставить твор­ческую задачу, приложить соот­ветствующие усилия, чтобы этой задачи добиться… Когда есть мо­мент недоверия и вдруг человек справляется, я всегда рад за это­го человека…

—   В свое время трагическая гибель Савчикова поставила театр в тупик…

—   …Он и сейчас находится в этом тупике: ниша не заполнена, нету героя такого плана. Смерть Савчикова «подкосила» несколь­ко спектаклей, которые, похоже, уже не поправить…

— …Но молодежи сегодня как никогда много! Практически в каждом новом спектакле у кого-либо из молодых — хорошая роль, хорошая работа.

— Молодежь у нас неплохая. Да, порой косноязычная, во многом необученная, но ее можно лепить: чуть-чуть направь, приложи уси­лия и будут делать. И делают!

Казалось бы, «потянуть» глав­ную роль не каждый может. Но от­куда я знаю, что вот этот актер, к примеру, не сможет?! Кажется, не сможет, а дали ему — смог! И я буду стараться занять максималь­ное количество молодых актеров. Только главные роли дают рост и учат, только на них можно понять ­профессию. Я вижу, как молодежь учится. Каждый новый режиссер дает им новые установки, новые «мозги».

—   Но кое-кто из зрителей се­тует, что мало занимают стар­шее поколение актеров?

—   Старики не будут обижены! Ровно через месяц все будут за­няты в спектакле «Нахлебник» по Тургеневу. Конечно, молодежь чуть больше занята — как более энергичная, у нее больше сил про­сто — в сказках, в массовках. По Гершу в «Бабочках» должно рабо­тать 4-5 человек, у нас в спектак­ле — 18. Они молодые, тусуются, своей жизнью живут, им там хо­рошо, в кайф выходить на сцену — и нормально. Они отдают энер­гию в зал. Когда они первый раз выскочили на сцену, меня чуть не приплюснула эта энергия…

—   Еще недавно зритель ходил на Галкина, Белоцерковского, Бурцеву… Можно ли сказать, что сейчас он уже ходит на кого-то из более молодого поколения?

—   Конечно, есть такие актеры, «на которых» можно ставить спек­такли — Женя Белоцерковская, Лена Кривонос, Саша Пьянзин не обижен, работает, не покладая рук… Я уже говорил: дай актеру возможность, предложи, потребуй с него, — он может выдать роль…

Режиссура — это воля одного к конечному результату. Конечно, над спектаклем все работают, на­чиная с цехов и заканчивая акте­рами на сцене, но все равно это воля одного. А этой воли одного в последние годы часто не присут­ствовало. Ну, сыграйте нам что-нибудь! И приходит зритель, и что-то там играется на сцене. Иногда талантливо играется, потому что актеры неплохие…

—    Вы в немалой степени стали режиссером потому, что стремились привносить в спек­такли свое видение роли. А ны­нешние актеры являются соуча­стниками, помогают в работе?

—    Конечно. Взять Радзинского: на каждом спектакле что-то проис­ходит, что-то прибавляется. Я по­нимаю, что актеры думают, ишут, что-то привносят. Не ставя меня в известность. Если это «не туда», я подхожу, говорю: «Стоп! Об этом недоговаривались!» Но на прошлом спеетакле я у Саши Винниченко за­метил несколько новых вещей, по­дошел, сказал: «Саша, закрепляем!» У Пьянзина в последнем спектакле было то, что я хотел изначально. Я требовал — без эксцентрики. Было сопротивление с его стороны, он не был со мной согласен. И вдруг он увидел фильм «Любовник» с Янковским, записал его, четыре раза посмотрел за ночь, дал мне его посмотреть… Там как раз то, что я хотел и требовал — мини­мум выразительных средств, мак­симум внутренней наполненности. Вот он посмотрел фильм и спрое­цировал его на свою роль.

Процесс все время идет: про­фессия такая. Конечный результат — это я, актер, на сцене. Что там Режиссер наговорил, надумал, на­сочинял, это осталось ЗА сценой.

Сначала есть скелет спектакля, потом — «худенький человечек», который начинает обрастать «мя­сом». Иногда в лучшую сторону, иногда в худшую. Тут и должен вмешаться режиссер…

Бывает перед спектаклем такой момент, когда все, вроде, огово­рено, проработано, а попытались слепить — бред, ужас! И тут вклю­чаются актеры, начинают все во­едино «сводить». И через две ре­петиции думаешь: «А чего я так ис­пугался? Нормально!»…

Откуда пошли споры вокруг пье­сы по Радзинскому? Все посмот­рели крайне плохую версию на «об­щественном просмотре»… Благо, я его записал, с Сашей Винниченко три часа сидел, покадрово ей де­лал замечания. Потом пригласил старшее поколение, покадрово сделал им замечания… И премье­ра уже была другая. Третий спек­такль отличался от премьеры. А проблески жизни появились толь­ко на пятом спектакле. Но все ста­тьи вышли по «просмотру»!

—  Получается, и «журналист в России — больше, чем журна­лист»?

—  Если бы все, что пишется, печаталось под рубрикой «мнение зрителя» — ради Бога! Но есть по­пытки обозвать написанное «ре­цензия». А на это слово имеет пра­во только театровед или теат­ральный критик. Все остальное — мнение. Оно может быть любым — кому-то нравится, кому-то не нравится, это его право, это нор­мально.

Зритель идет на премьеру и о спектакле «забывает». Ло­гика подсказывает: чтобы соста­вить законченное мнение о спектакле, обязательно нужно посмотреть его еще?

— Почему любят премьеру? Это что-то непредсказуемое. Обще­ственный просмотр — это, по сути, генеральная репетиция, после ко­торой спектакль пересматривает­ся, изменяется. На просмотр при­ходит самый театральный, самый взыскательный зритель и получа­ет не очень удобоваримый про­дукт! Лучше бы они пришли на вто­рой, третий, четвертый спектакль… Спектакль созревает! Я как актер говорил, что мозги начинаю подключать где-то с 5-6 спектак­ля. До этого были эмоции. К пято­му сходит волнение, дурной ажи­отаж… Мейерхольд говорил крити­кам, что нужно приходить к 39-му спектаклю. Ну, сейчас, когда спек­такли не играют по 3-4 раза в день, до тридцать девятого ещенадо дожить! Но если хочешь составить «правильное» мнение, нужно при­ходить к 6-7 спектаклю. Я читал больших современных критиков, которые говорят: «Нельзя прихо­дить на премьеру и писать!» При­шел на премьеру и хочешь напи­сать, приди на 7-й, на 12-й!

—     Нужна ли сегодня классика и в какой форме?

—     Классика должна быть. Но тот же Радзинский написал пьесу в 78-м году. И, чтобы приблизить ее к современности, пришлось це­лые страницы текста выбрасы­вать. То же самое с «Бабочками» Герша. И это только текстовые изменения. Кроме того, надо что­бы это все было сегодня про се­годня — «Гамлет» про сегодня, «Ричард III» про сегодня. Если это неузнаваемо, если это архаика, это никому не нужно. Главное — что поставить во главу угла. Если хочешь ставить спектакль про се­годняшние проблемы, чтобы они не только тебя трогали, тебе были понятны, а чтобы твоя боль и твоя заинтересованность были переведены на зрителя, и зритель их понял, тут, я думаю, имеет смысл.

—      Мрожек, «Гельвер», Рад­зинский… Так, если вы однаж­ды решите поставить комедию, все, привыкнув ждать серьез­ных вещей, вызывающих спо­ры, будут шокированы?

—      По-моему, «Бабочки» показа­ли, что я могу работать и в более облегченном жанре… Я, конечно, обязательно попробую себя в ко­медии. Но меня больше тянет не веселить зрителей… Я все-таки за театр шокирующий. В хорошем смысле слова, эмоционально шо­кирующий. Иначе театр смысла не имеет как данность.