Отчет о работе Могилевского областного исполнительного комитета по социально-экономическому развитию области в 2016 // Магілёўскія ведамасці. — 2017. — 10 марта. — С. 7—8.
Президиум областного Совета депутатов докладывает о проделанной в 2016 году работе по повышению роли органов местного самоуправления как базовой основы устройства страны, призванной решать все многообразие вопросов жизнеобеспечения населения области.
Деятельность президиума областного Совета депутатов в отчетном периоде имела выраженную социальную направленность и затрагивала важнейшие сферы экономики и жизни граждан в тесном взаимодействии с органами исполнительной власти.
2016 год имел ряд особенностей и поэтому стал серьезным экзаменом для всех органов управления.
При этом, как и прежде, конечной целью всех ветвей власти является процветание Могилевщины и рост уровня жизни ее населения.
Первая особенность 2016 года — начинается новый пятилетний этап развития белорусского государства. Он должен стать переломным в преодолении негативных тенденций в экономической сфере.
Вторая особенность 2016 года — парламентские выборы — важное политическое мероприятие, которое является экзаменом политической культуры нашего общества.
Уже сегодня можно с уверенностью констатировать, что экзамен Могилевская область выдержала достойно.
Избранные депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, члены Совета Республики, представляющие наш регион, — это авторитетные и опытные люди, обладающие высокой политической культурой, умением вести постоянный диалог с другими ветвями власти, гражданским обществом, регионами, жителями, международным сообществом, способные принять самое действенное участие в решении поставленных перед страной задач.
Третья особенность 2016 года — он был объявлен Годом культуры.
Представители депутатского корпуса Могилевщины играли активную роль в сплочении народа вокруг созидательных целей, высоких нравственных принципов и наших добрых традиций.
22-23 июня 2016 года состоялось одно из знаковых политических мероприятий — пятое Всебелорусское народное собрание, ознаменовавшее начало нового этапа в жизни государства и общества. В ходе собрания предметно обсуждались итоги реализации Программы социально-экономического развития Республики Беларусь в прошедшей пятилетке, а также планы по развитию страны на 2016-2020 годы. Делегаты народного форума одобрили Основные положения Программы соци- ального-экономического развития Республики Беларусь на 2016-2020 годы.
Точки роста экономики на ближайшие пять лет определены. Это инвестиции, занятость, экспорт, информатизация и молодежь. Данные направления стали ключевыми в государственной политике и взяты за основу в работе депутатского корпуса Могилевщины на среднесрочную перспективу.
Качество принимаемых Советом решений во многом зависит от профессионализма, уровня знаний депутатами социально-экономических проблем и путей их решения, их правовой грамотности. В этих целях президиум областного Совета депутатов регулярно проводит учебу депутатов, организует обмен опытом, направляет депутатов на курсы повышения квалификации в Академию управления при Президенте Республики Беларусь.
В октябре 2016 года на базе агролесотехнического колледжа им. К.П.Орловского организован выездной семинар-совещание с главными специалистами городских и районных Советов депутатов. Основными вопросами семинара стали порядок и качество подготовки материалов по административно-территориальному устройству, повышение эффективности работы с обращениями граждан и юридических лиц, а также вопросы организации делопроизводства.
В отчетном периоде регулярно с участием председателей Советов депутатов базового и первичного территориальных уровней организовывались выездные семинары-совещания по вопросам наведения порядка на земле и благоустройству населенных пунктов. Итоги работы в данном направлении рассматривались на заседаниях постоянных комиссий и Президиумов с привлечением заинтересованных служб и ведомств.
Продолжена работа по реализации в области Указа Президента Республики Беларусь от 23 февраля 2012 г. № 100 «О мерах по совершенствованию учета и сокращению количества пустующих и ветхих домов в сельской местности». В 2016 году на территории области снесено 2314 пустующих и ветхих домов (в 2015 году — 2345, в 2014 году — 1717). Площадь земельных участков, рекультивированных после сноса пустующих и ветхих домов, составила порядка 185 га.
На постоянном контроле местных Советов депутатов находятся вопросы выполнения государственных минимальных социальных стандартов, обеспечивающих реализацию закрепленных Конституцией Республики Беларусь социальных прав граждан.
Активную помощь в данном направлении, в частности в сельской местности, Советам депутатов оказывают старосты. Староста как представитель органов территориального общественного самоуправления — своего рода проводник, который является важным связующим звеном между населением и властью. Именно работа старост позволяет оперативно решать самые насущные вопросы граждан, проживающих в сельских населенных пунктах. Они полноправные представители населения, избранные на сходах граждан, и являются незаменимыми помощниками депутатского корпуса.
В Могилевской области сложилась определенная система работы органов территориального общественного самоуправления, которая включает в себя 10649 единоличных (старосты, старейшины и другие) и 992 коллегиальных (советы микрозон, домовые и уличные комитеты и другие) органов территориального общественного самоуправления.
В тесном контакте с органами территориального общественного самоуправления в 2016 году продолжена работа по организации долевого участия граждан в благоустройстве территорий и наведении порядка на земле, оказана существенная помощь исполнительным и распорядительным органам, Советам депутатов в сохранении памятников истории и культуры, работе по привлечению сил населения для поддержания порядка на гражданских кладбищах.
Немаловажную роль представители органов территориального общественного самоуправления играют в решении вопросов профилактики мер по обеспечению пожарной безопасности. При их непосредственном участии производятся планомерная работа по обновлению паспортов пожарной безопасности населенных пунктов, а также рейды смотровых комиссий противопожарного состояния домовладений, по результатам обследования которых выявляются нарушения правил пожарной безопасности, принимаются меры воздействия.
Вопросы работы смотровых комиссий сельских Советов депутатов регулярно заслушиваются на заседаниях постоянных комиссий районных Советов депутатов и совещаниях с участием органов исполнительной власти.
Управление и распоряжение имуществом, в том числе задействование резервов путем вовлечения неиспользуемого (неэффективно используемого) имущества в хозяйственный оборот, являются одним из важных инструментов в решении задач, стоящих перед всеми органами управления и самоуправления.
Задействование в хозяйственном обороте неиспользуемого имущества с созданием условий, направленных на привлечение инвестиций, имеет огромное значение для страны и поэтому является одним из основных направлений работы депутатского корпуса Могилевской области. Контроль за работой в данном направлении регулярно осуществляется путем рассмотрения ее на заседаниях сессий, президиумов и постоянных комиссий Советов депутатов областного и базового территориальных уровней.
Подтверждением актуальности работы в данном направлении является и проведенное в июле 2016 года на базе города Могилева выездное заседание Совета по взаимодействию органов местного самоуправления при Совете Республики Национального собрания Республики Беларусь.
В ходе проведения вышеуказанного мероприятия депутатским корпусом были подняты проблемные вопросы, большинство из которых нашло позднее свое разрешение в принятых нормативно-правовых актах.
Повышение занятости населения — один из основных приоритетов на ближайшую пятилетку.
Увеличение социальной активности граждан в частном секторе, ответственность каждого трудоспособного за самозанятость и самообеспечение приобрело в отчетном периоде особое значение. Это связано с необходимостью преодоления иждивенческих стереотипов о государстве как единственном гаранте благополучия.
Самозанятость позволяет снять социальную напряженность в обществе, а также предоставляет возможность каждому реализовать свой потенциал.
Пристальное внимание депутатского корпуса в отчетном периоде уделялось социально уязвимым слоям населения — инвалидам, многодетным и неполным семьям, другим группам населения, не способным на равных условиях конкурировать на рынке труда.
Одним из важнейших инструментов повышения занятости населения и достижения экономического роста является привлечение инвестиций, развитие малого и среднего бизнеса, сферы самозанятости населения.
Основную ставку в данных вопросах депутаты делают именно на эти направления.
Именно с таких позиций в мае на выездной сессии депутатами был рассмотрен вопрос о ходе реализации Указа Президента Республики Беларусь от 8 июня 2015 г. № 235 «О социально-экономическом развитии юго-восточного региона Могилевской области» и Программы социально-экономического развития юго-восточного региона Мо-
развития юго-восточного региона Могилевской области на период до 2020 года.
Рассмотрение данного вопроса позволило, с одной стороны, обеспечить контроль депутатского корпуса за реализацией принятого ранее решения «Об утверждении Программы социально-экономического развития юго-восточного региона Могилевской области на период до 2020 года», с другой — провести наглядную демонстрацию возможностей данной программы по созданию новых предприятий и организации на их базе новых рабочих мест.
Результатом работы депутатов стало решение, содержащее комплекс мер, направленных на активизацию работы всех ветвей власти и субъектов хозяйствования по созданию дополнительных условий для развития экономики в пострадавших от Чернобыльской АЭС регионах.
В целях устойчивого развития территорий в отчетном периоде активизирована работа по подготовке и проработке предложений, поиску зарубежных партнеров (доноров) для реализации проектов международной технической помощи.
В мае 2016 года под эгидой Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь при участии заместителя Постоянного Представителя Программы развития Организации Объединенных Наций в Республике Беларусь состоялось заседание «круглого стола» с участием представительных и распорядительных органов власти юго-восточного региона Могилевской области на тему «Местные инициативы и партнерство как один из факторов развития юго-восточного региона Могилевской области».
Проведение данного мероприятия позволило регионам Могилевщины разрешить ряд актуальных вопросов и значительно активизироваться в международной проектной деятельности.
Так, в 2016 году в рамках проекта международной технической помощи «Содействие развитию на местном уровне в Республике Беларусь», финансируемого Европейским союзом (ЕС), реализуемого Программой развития ООН (ПРООН), Краснопольский район принял участие во втором конкурсе инициатив, целью которого стала поддержка реализации местных инициатив и повышение потенциала органов власти в сфере территориально ориентированного развития на территории Краснопольского района.
Конкурсной комиссией отобрано пять основных проектов победителей: «SNTEM образование для развития системы дополнительного образования естественно-научного образования и формирования экологического императива у детей и молодежи», «Развитие гончарства для узнаваемости территории Краснопольского района», «Фестиваль «Тзатральныя вечарыны», «Шаг к самостоятельности», «Яновка — хоккейная столица Краснополыцины». Общий бюджет проектов 87 500 евро.
В декабре 2016 года местным фондом развития «Старт-Восток» начата реализация первого проекта «Зеленая экономика сада — реинвестирование в развитие деревни» с бюджетом более 84 000 евро. Ресурсы для реализации проекта предоставила Программа малых грантов Глобального экологического фонда (ЮНОПС).
В октябре 2016 года начата подготовка к реализации нового регионального проекта «Мастерская местных экологических инициатив для развития микрорегионов», в котором примут участие Славгородский, Чериковский и Краснопольский районы. Бюджет проекта составит 49 990 долларов США. Цель данного проекта — создать региональный механизм поддержки экологических инициатив, направленных на развитие микрорегионов, сформированных вокруг крупных природных объектов.
Потенциал наших регионов огромен, и поэтому работа в данном направлении будет продолжена.
В отчетном периоде важное значение уделялось развитию межрегионального сотрудничества.
В начале июня 2016 года в Минске состоялся III Форум регионов Беларуси и России.
В развитие поручения президентов двух стран «О задействовании резервов межрегионального сотрудничества на уровне органов представительной власти» с 5 по 6 августа на территории города Могилева проведен первый межрегиональный форум Могилевской и Брянской областей «Межрегиональное сотрудничество Брянской и Могилевской областей в сфере молодежной политики в рамках Союзного государства».
Проведение мероприятия такого формата было впервые организовано на территории не только нашей области, но и всей республики в целом.
Программой Форума была определена работа по четырем секциям. Участие в мероприятиях Форума с обеих сторон приняло более 170 человек, в состав которых вошли представители молодежных парламентов, общественных объединений, представители органов местного управления и самоуправления, руководители крупных промышленных организаций и ветеранских движений.
Результатом работы Форума стали 9 подписанных соглашений и договоров о сотрудничестве, которые в большинстве своем имеют не только социальный, но и экономический характер. Утвержден план конкретных мероприятий по сотрудничеству в области молодежной политики, спорта и туризма между Могилевской и Брянской областями на 2016-2017 годы.
В целях усиления в 2016 году работы по решению на местах актуальных проблем жизнеобеспечения населения продолжено действие на территории области рабочих постов депутатов (49 постов) и постоянно действующих мониторинговых групп, созданных при Советах депутатов областного и базового территориальных уровней для работы по оперативному решению социально-экономических проблем населения как в целом в регионе, так и в организации или предприятии в частности.
Совместно принимаемые представительной и исполнительной властью, субъектами хозяйствования меры позволили достигнуть некоторой положительной динамики в социально-экономическом развитии региона, сохранить приоритеты социальной защищенности населения.
Вместе с тем оценка достигнутого экономического уровня показала ряд проблем в развитии реального сектора экономики, над которыми предстоит работать Советам депутатов всех уровней совместно с исполнительными органами власти.
В центре внимания местных Советов депутатов находится обслуживание жителей отдаленных и малонаселенных деревень, и особенно где нет магазинов, фельдшерско-акушерских пунктов и других необходимых служб. Для этой цели в таких населенных пунктах функционируют Дома социальных услуг, на территории Могилевской области которых расположено порядка 634.
Особое место в деятельности депутатов в отчетном периоде занимала работа в избирательных округах. Использовались такие формы работы с населением, как сельские сходы, дни Советов, дни депутата, проведение отчетов о депутатской деятельности и встреч в избирательном округе с индивидуальными предпринимателями, встречи с населением, проживающим в частном секторе, проведение «телефонных горячих линий» и другие.
Изучение общественного мнения помогает депутатам оперативно и объективно решать многие проблемы.
Постоянно идут поиски и активно внедряются новые формы работы:
организация и проведение на территориях сельсоветов и микрозон городов «Дней инициатив»;
проведение региональных собраний депутатов Советов с участием депутатов Советов всех территориальных уровней, депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь от соответствующих избирательного округа и административно-территориальной единицы, с приглашением представителей органов территориального общественного самоуправления, общественных объединений, на которых заслушивают информацию руководителей исполнительных и распорядительных органов и Советов о социально-экономическом развитии соответствующих административно-территориальных единиц и рассматривают другие вопросы, наиболее волнующие население.
Работа с обращениями граждан и юридических лиц как одна из важнейших форм деятельности Советов депутатов различных территориальных уровней построена и действует на протяжении ряда лет в тесном взаимодействии с органами исполнительной власти.
За отчетный 2016 год председателями Советов депутатов всех территориальных уровней проведено 9595 личных приемов граждан и юридических лиц (из них 2675 выездных), на которых принято 2294 гражданина (из них 943 на выездных). Продолжена работа по проведению «прямых телефонных линий» по субботам.
В целях информирования населения о деятельности местных органов власти организованы выпуски в эфире «Телерадиокомпании «Могилев» тематической телепередачи «Обратная связь», а на страницах областной газеты «Могилевские ведомости» ежемесячной рубрики «Советы: день за днем», рассказывающих о положительном опыте работы и инициативах Советов депутатов базового и первичного территориальных уровней.
Как и прежде, большое внимание областного Совета депутатов в 2016 году было уделено деятельности его органов. Основной формой работы областного Совета депутатов является сессия.
В отчетном году состоялось 9 сессий, на которых рассмотрены и приняты решения по более чем семидесяти вопросам, затрагивающим все сферы жизнедеятельности региона: вопросы административно-территориального устройства, эффективности реализации мероприятий по наведению порядка на земле и благоустройству территорий населенных пунктов, выполнение мероприятий по реализации требований Директивы Президента Республики Беларусь от 14 июня 2007 г. № 3 «Экономия и бережливость — главные факторы экономической безопасности государства», своевременно корректировались бюджет, инвестиционная и другие областные программы, вносились изменения и дополнения в ранее принятые решения.
Работа по участию в разработке и принятии региональных программ является неотъемлемой частью деятельности областного Совета депутатов и содействует созданию ориентированных рычагов и стимулов, способствующих эффективному развитию субъектов хозяйствования во всех регионах области.
С таких позиций в декабре 2016 года депутатами Могилевского областного Совета депутатов утверждены на заседаниях сессий порядка 15 региональных комплексов мероприятий по реализации в 2016-2020 годах в Могилевской области Государственных программ по различным направлениям: «Малое и среднее предпринимательство», «Образование и молодежная политика», «Культура Беларуси», «Преодоление последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2011-2015 годы и на период до 2020 года», «Охрана окружающей среды и устойчивое использование природных ресурсов», «Развитие аграрного бизнеса» и другие.
Принятие вышеуказанных региональных комплексов мероприятий призвано обеспечить в ближайшей перспективе разрешение многих актуальных вопросов жизнеобеспечения населения области.
Для обеспечения деятельности Совета, рассмотрения и подготовки материалов к сессиям в отчетном году прошло 7 заседаний президиума областного Совета депутатов. Заседания проводились, в основном, с участием членов облисполкома и руководителей его структурных подразделений.
Рассмотрены и обсуждены более 26 вопросов, касающихся работы органов территориального общественного самоуправления, реализации и выполнения требований Закона Республики Беларусь от 12 ноября 2001 года «О погребении и похоронном деле», стимулирования предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности, развития межрегионального сотрудничества и др.
В настоящее время в областном Совете депутатов работает шесть постоянных комиссий. В соответствии с Законом Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» и регламентом областного Совета их заседания проходят по плану работы областного Совета не реже одного раза в квартал.
Среди вопросов, рассмотренных постоянной комиссией по бюджету, финансам и налогообложению (председатель — Лычковская РФ.), центральное место занимал вопрос по увеличению доходной части бюджетов и рациональному использованию бюджетных средств. Тщательно анализировалась работа по своевременному поступлению имущественных налогов с физических лиц в бюджеты сельских исполнительных комитетов, использование средств резервного фонда облисполкома, а также ход исполнения бюджета области.
Члены комиссии приняли действенное участие в подготовке проектов прогноза социально-экономического развития и бюджета области на 2017 год.
Комиссия по экономике и коммунальной собственности (председатель — Матиевич В.А.) в своей работе стремилась соответствовать задаче преодоления кризисных явлений в экономике, реагировать на процессы, проходящие в народнохозяйственном комплексе области. Рассматривались вопросы эффективности мер, принимаемых по поддержке малого и среднего предпринимательства, выполнения основных целевых показателей прогноза социально-экономического развития регионов на 2016 год, готовности народного хозяйства области к работе в осенне-зимний период.
Комиссия по аграрным вопросам, проблемам Чернобыльской катастрофы, экологии и природопользованию (председатель — Багель А.И.) работала в тесном взаимодействии с комитетом по сельскому хозяйству и продовольствию, а также землеустроительной службой облисполкома.
В отчетном году комиссией изучались вопросы реализации на территории области Указа Президента Республики Беларусь от 23 февраля 2012 г. № 100 «О мерах по совершенствованию учета и сокращению количества пустующих и ветхих домов в сельской местности», наведения порядка на земле, применения энергосберегающих технологий по возделыванию сельскохозяйственных культур сельскохозяйственными организациями, эффективности освоения средств, предусмотренных на преодоление последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на 2011-2015 годы и на период до 2020 года, и др.
Комиссия по социальным вопросам (председатель — Жилин А.Д.) держала в поле зрения вопросы жизнеобеспечения всех категорий населения области, стремилась как можно полнее реализовать неизменный принцип социальной направленности областного бюджета. Не остались без внимания вопросы стабилизации ситуации на региональных рынках труда, развития туристического потенциала, принимаемых мер по социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, в том числе по обеспечению населения санаторно-курортным лечением и оздоровлением, развития среднего специального образования.
Проблемами борьбы с преступностью и негативными явлениями в жизни общества занималась комиссия по вопросам законности и правопорядка (председатель — Прожогин А.Ю.).
Комиссией проанализирована и дана оценка эффективности принимаемых всеми субъектами профилактики мер обеспечения безопасности людей в местах массового пребывания на воде и организации работы по благоустройству пляжей, недопущению пожаров в лесах в весенне-летний пожароопасный период, предупреждению гибели людей на пожарах, предупреждению безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних.
Комиссия по мандатам, депутатской этике, местному управлению и самоуправлению, регламенту, средствам массовой информации и связям с общественными организациями (председатель — Шепеле- вич В.Н.) рассмотрела состояние работы по решению социально значимых проблем жизнеобеспечения населения, работы с обращениями граждан и юридических лиц, выполнением Директивы Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2006 г. № 2 «О дебюрократизации государственного аппарата и повышении качества обеспечения жизнедеятельности населения», практику работы президиума Быховского районного Совета депутатов по организации учебы и оказанию содействия и выполнения полномочий депутатами сельских Советов депутатов Быховского района, участию органов территориального общественного самоуправления Кличевского района в работе по наведению порядка на зегйле и благоустройству населенных пунктов.
***
Местные Советы, депутаты ориентируют органы самоуправления по месту жительства граждан на то, чтобы они становились центром концентрации общественного мнения по тем или иным вопросам местной жизни и формой не только общественного воздействия на органы власти и управления, но и непосредственного участия населения в создании комфортных условий для жизни.
Чтобы осуществлять свои задачи, Советы должны умело расставлять акценты в работе с трудовыми коллективами, общественными объединениями. При тесно налаженных связях народных избранников с трудовыми коллективами у них создаются большие возможности для защиты интересов работников данного предприятия.
С каждым годом повышается требовательность к органам власти на местах, а это значит, и к депутатам. Для того, чтобы достойно представлять и защищать интересы своих избирателей в органах местного самоуправления, депутаты заранее готовят себя к этой работе, имеют определенный уровень профессионализма.
Депутат, являясь организатором самоуправленческих начал по месту жительства граждан, обязан работать над тем, чтобы его избиратели принимали реальное участие в управлении делами территории.
Сегодня роль депутата — это, с одной стороны, представлять интересы народа во власти, с другой — интересы государственной власти в народе.
Нет сомнений, что, сохраняя преемственность целей и приоритетов развития предыдущих лет, в текущем пятилетии Советы депутатов должны стать еще более гибкими, современными и мобильными, оперативно и действенно реагировать на злободневные нужды своих граждан, повышая уровень жизни и благосостояния населения Могилевщины.