«Нашу продукцию любят и ждут»

   Подлесных, Н. «Нашу продукцию любят и ждут» : [беседа с генеральным директором могилевской Булочно-кондитерской компании «Домочай» Н. Подлесных] / Наталья Подлесных ; беседовала Александра Пронькина // Зямля i людзi. — 2017. — 29 сакавiка. — С. 7.

Среди тех, кто в торжественной обстановке подведения итогов республиканского конкурса «Женщина года — 2016» поднимался на сцену за наградой, была и победившая в номинации «За лидерство и успешное руководство» генеральный директор могилевской Булочно-кондитерской компании «Домочай» Наталья Константиновна Подлесных.

 

Пятнадцать лет отдавшая предприятию, восемь из которых — в должности генерального директора, она смогла вывести хлебопекарную и кондитерскую промышленность Могилевщины на новый, качественный уровень.

Подтверждение этому – не только вкусная и эстетичная продукция «Домочая», а и многочисленные награды, завоеванные мастерами предприятия на конкурсах республиканского, европейского и мирового уровня.

Как не бывает в жизни ничего случайного, не стала случайностью и эта победа. Коренная могилевчанка, с золотой медалью окончившая математическую школу и с Красным дипломом — институт, воспитанная в семье, где отношения строились на доверии, и умеющая самостоятельно принимать решения с отроческих лет, Наталья Подлесных организаторский талант и способности направила в нужное русло и не ошиблась.

В социуме, традиционно сохраняющем патриархальные ценности, женщине-производственнику, чтобы стать вровень с мужчиной и успешно конкурировать, нужно превзойти его на несколько порядков. И удается это немногим…

Наш разговор с генеральным директором – о работе, экономическом ресурсе, радостях жизни, умении преодолевать трудности и способности быть счастливой.

— Женщин, добившихся таких успехов в производстве, — единицы.

— Чем больше успехи — тем больше степень ответственности. И «доброжелателей», сомневающихся в том, что действительно все так успешно.

— Но за вас голосует ваша продукция, которую разбирают влет…

— Продукция у нас на самом деле хорошая, качественная. Поэтому гордиться есть чем.

— Как вы, инженер-электрик, оказались связаны с пищевой промышленностью? 

— Перед этим я работала в должности заместителя генерального директора по экономике и финансам на заводе «Зенит». И на эту же должность пришла в Хлебпром. Когда согласовывали мою кандидатуру, сказали, что это производство, а производственные процессы везде аналогичны. Главное – желание изучить и понять специфику.

Если человек хочет работать, он будет работать везде. А если не хочет – будет искать повод, чтобы этого не делать. Часто жизнь просто не дает выбора: либо ты идешь работать, кормишь семью, либо остаешься ни с чем.

— Когда вы пришли, предприятие было в достаточно плачевном состоянии?

— Я бы так не сказала. Радиоэлектроника и конверсионные предприятия были в гораздо более плачевном состоянии. А я пришла на предприятие, в котором были хоть какие-то деньги. Другое дело, куда они вкладывались. И по уровню техперевооружения мы действительно отставали от аналогичных предприятий республики.

Поэтому была поставлена задача — оптимизировать наше производство. Потому что у нас работал 2-й завод, а 3-е и 4-е производства были незагруженными. И я предложила закрыть завод в центре города, потому что он был неперспективен в развитии — ограниченные площади, ограниченные подъезды к нему, старое, в аварийном состоянии здание — и перейти на 4-е производство.

В то время в республике был очень благоприятный инвестиционный климат. Приветствовалось техперевооружение, была стабильность, которая позволяла привлекать иностранные кредитные линии. Мы начали покупать новые производственные линии. Из года в год предприятие показывало себя с лучшей стороны. Потом мы акционировались, создали бренд. Много лет мы традиционно были Хлебпромом, поэтому решение перейти к Булочно-кондитерской компании «Домочай» было смелым. Но оно себя оправдало. И если Минск, который всем приводили в пример, держался за счет своего старого авторитета, то мы свою нишу в рынке завоевывали новыми подходами и новым ассортиментом. Я считаю, что продукция у нас достойная, узнаваемая, мы продолжаем развиваться. И название ассоциируется у людей с положительными эмоциями, оно всем доступно и понятно, сплачивает людей и семью.

— Очень теплое название. И вкусное. А мимо ваших хлебов вообще невозможно пройти равнодушно…

— Хлеб нужно есть обязательно, потому что в нем много всего полезного. На хлебе и воде люди и войну прошли, и детей растили, и выжили. Хлеб – всему голова. Это истина и аксиома. И никто в этом не должен сомневаться.

— По какому принципу вы подбирали себе команду?

— Надо отдать должное предыдущему генеральному директору — команда уже была. И все знали, кто на что способен. Я с этой командой работала с 2002 года, с момента прихода. Конечно, происходили кое-какие изменения. Те, кто не сработался, ушли, но это были единицы. В основном уходили на повышение, как Сергей Степанович Любенков. Сейчас на предприятии работает много талантливой, перспективной молодежи — начальники бюро, отделов, управлений. Резерв кадров сложился хороший.

Мы много внимания уделяем обучению. У нас есть специалисты мирового уровня, которые выполняют работы, оцененные на мировых олимпиадах, кубках мира. Они проводят мастер-классы, тематические семинары, учат, как готовить булки к Пасхе, как их украшать, какая должна быть выпечка к Новому году, к 8 Марта, как должны выглядеть куличи и приветственные пироги… Таким образом они зарабатывают деньги на свои дальнейшие поездки, на материалы, которые идут на конкурсные работы. Это нормальное явление: специалист поделился опытом, а заодно заработал возможность развиваться дальше.

Человек, который уверен в себе, в своих силах и своих способностях, никогда не будет жалеть делиться своими знаниями и опытом.

— Возле печи в основном женщины?

— Да, мужчинам такая работа не под силу, они ее не выдерживают. А женщины – это большие труженицы. Были, есть и будут.

— Сотрудничаете с университетом продовольствия?

— Конечно. Время идет, требования к продукции растут. И одно дело, когда ты что-то начинаешь и у тебя уже есть какие-то научные наработки, и совсем другое – когда тренируешься и учишься с нуля. Сейчас ведь как: если получаешь какую-то господдержку, то и результат должен быть как можно быстрее. Поэтому, чтобы промежуток от проекта до реализации упростился, желательно вступать во все это подготовленными. А прикладные исследования в этом могут помочь.

— И молодых специалистов берете к себе на работу?

— Да. Это сейчас у нас в отрасли зарплата даже побольше, чем средняя в городе, поэтому люди держатся, да и время такое. А было очень обидно, когда мы внедряли новые сложные технологические линии, брали молодых специалистов, растили, они у нас работали, учились на этих линиях, а потом уходили в частный бизнес, на более высокий заработок.

В этом году к нам придут 10 молодых специалистов. Среди них – холодильщики, потому что холодильного оборудования становится больше и его надо обслуживать, энергетики-электрики, которые будут обслуживать современное оборудование и технологические линии, технологи хлебопекарного производства, товаровед.

Присутствуем и на выпускных экзаменах в роли председателей экзаменационных комиссий. Конечно, дипломники совершенно разные. Есть не очень хорошо подготовленные, а есть такие, которых слушаешь с удовольствием. И пусть они не сильно подкованы практически, но зато знают основу и у них есть желание работать.

— Что предпочитаете в руководстве – кнут или пряник?

— Какое-то время считала, что я достаточно мягкий руководитель, но окружающие говорили, что это не так, что я очень требовательна. Конечно, я могу понять человека, посочувствовать ему, но лодыря и бездельника возле себя терпеть не буду. Не люблю и людей, которым дал задание, а они вовремя его не выполнили.

— Наполеон говорил: «Ввязаться в бой, а там посмотрим…» Вам это близко?

— Конечно. Но чтобы не так, как он, ввязаться… Ситуация периодически заставляет руководителя принимать какие-то неординарные решения. И где-то нужно проявить смелость, принимая такое решение. А уж как потом эта смелость оценится – вопрос другой. Думаю, что, как бы ни было тяжело, руководитель должен четко знать, как будет развиваться предприятие. Все очень быстро меняется – и в мире, и на рынке… Сейчас у нас большая конкуренция по хлебобулочным изделиям. Это супер- и гипермаркеты, потребкооперация, которая старается нас в свои магазины не запускать. Поэтому всегда должно быть какое-то альтернативное производство, которое может перекрывать потери. А для нас это возможность сохранить коллектив, дать зарплату, вовремя рассчитаться по самым необходимым платежам. И перспективы развития должны быть обязательно. Мы и сейчас до 2020 года разрабатываем один актуальный инновационный проект, реализация которого намечена на 2021 год. Мне нравится заниматься проектами, идеями. Если ставить себе задачи, всегда появляется что-то новое.

— Можно ли говорить о том, что сейчас благоприятный фон для развития предприятия?

— Все зависит от руководителя. Если он не нытик и не пессимист, если он не видит все только в черных красках, это один момент. А если он сидит, ничего не хочет делать и только ноет – это уже совсем другое. Да, бывают временные трудности, да и жизнь, как зебра, волнами, то вниз, то вверх… Но не надо забывать о развитии. Можно на какое-то время немножко притормозить, но на очень короткое, а потом идти дальше. Есть у руководителя желание брать на себя ответственность – все будет. Я настраиваю коллектив так: если вы хотите, чтобы предприятие работало и вы что-то из себя представляли, не бойтесь браться за темы.

— Предприятие – монополист в области. Как удается конкурировать в республике?

— Сейчас же все учитывается: как ты работаешь с торговлей, на каких условиях, какого качества продукт поставляешь, насколько он раскрученный. Мы не стремимся к тому, чтобы все было как можно дешевле. Мы говорим о том, что здоровое и полезное не может быть очень дешевым. Дешевая — только сплошная химия. А мы себя позиционируем со здоровым продуктом. Поэтому стараемся вести гибкую ценовую политику, боремся за качество. Нас на рынке знают и любят. Вот скоро должны открыть магазин в Минске — нашу продукцию там ждут.

— Чем «Домочай» порадует могилевчан в ближайшее время?

— Во-первых, скоро Пасха. У нас будет широчайший пасхальный ассортимент — на любого потребителя. И маленькая булочка, и очень большой кулич, и бюджетное, доступное, и самое дорогое. Можно будет заказать все, что угодно. Следующий праздник – 9 Мая. Этот год – год 750-летия основания Могилева. Будет праздничный ассортимент. Уже сейчас начинаем готовиться к Купалью… Мы постоянно в работе и поиске.

— Вы так заняты на работе… Остается время на семью, дружбу, отдых?

— Вот смотрю на некоторых — у них такая бурная общественная деятельность. Считаю, что это от незагруженности в работе. Никогда я такой не была и быть не хочу. У меня круг общения крайне ограничен — сын, внуки, муж. И я с удовольствием прихожу домой и отдыхаю. И с удовольствием провожу время в кругу своей семьи. Мы едем на дачу, или дети приходят в гости, или с невесткой на шопинг – снять стресс, да и по городу проехать приятно.

А вообще работа занимает практически все время. И когда ночью просыпаешься, опять же, думаешь про работу. Мысли роем в голове.

— Какие качества должны быть у человека, чтобы вам хотелось с ним общаться?

— Люблю людей обязательных, которые держат слово и не опаздывают, не лживых, не слабых, не трусливых, не жадных. Конечно, в жизни бывает всякое. И разные поступки можно совершить. Но считаю, что у человека должно быть поменьше таких моментов, о которых потом неприятно вспоминать.

— Можно сказать, что вы сторонник разумных компромиссов?

— Да. И это часть женской сути… Худой мир всегда лучше доброй войны. Конечно же, о беспринципности речь не идет.

— Что помогает справляться с трудностями?

— Обычно я анализирую ситуацию. Смотрю, как в ней оказалась, какие могут быть выходы, как можно поправить… Могу вспылить, но быстро отхожу. И не стесняюсь извиниться, если считаю, что что-то сделала неправильно. Да, ты можешь заблуждаться, да, тебя могут поправить. Но все равно стержень должен быть. И авторитет. Заработанный.

— Можете позволить себе слезы, когда душит обида?

— В одном из произведений Бориса Акунина есть такая мысль: слезы – это не признак слабости. Почему бы и не поплакать? Зачем показывать, что ты такой железный? Никакие мы не железные – мы разные.

А вообще стараюсь быть реалистом. Есть реальная жизнь, и в ней надо жить и пытаться быть счастливым.

— Можете назвать себя счастливым человеком?

— Конечно. Мне столько всего было дано. Жизнь была бурной, как на вулкане. Активная, непростая, но интересная. А неприятности ведь только закаляют. Да и каждому дается по силам, и никому — больше, чем он способен вынести. Кто-то, может, не осилил бы и сотой доли того, что пришлось мне. Но я смогла, и этому рада.