Рыськов, М. Долг выполняли, свою жизнь сокращали — такою реальность была : [ликвидатор последствий аварии на ЧАЭС майор милиции В. Е. Зайцев] / Михаил Рыськов // Вечерний Могилев. — 2017. — 27 апреля. — С. 7.
26 апреля 2017 г. — 31-я годовщина аварии на Чернобыльской атомной станции. В первые дни после случившегося мы практически не знали о произошедшей трагедии. Кроме маленьких заметок-сообщений в нескольких центральных (московских) печатных изданиях, ничего не было. В то же время слухи ползли один страшнее другого, но… жизнь в Могилеве шла своими обычным чередом. И вот, через три недели, первый факт, что слухи не лишены оснований: в чернобыльскую зону отправлялся отряд сотрудников милиции в составе 100 человек. Его возглавил наш герой — командир батальона патрульно-постовой службы милиции Могилевского УВД майор милиции Виктор Егорович ЗАЙЦЕВ.
Страшно ли было отправляться туда? Конечно, страшно. Ведь идешь в неизвестное. Радиация — невидимый враг. Если перефразировать известный философский постулат, то можно сказать так: «Не данный нам в ощущение». Но он — командир, ему не к лицу было проявление неуверенности, пессимизма. Этим можно вызвать панику у подчиненных ему сотрудников. И он вселял бодрость духа веселыми шутками, подначками, а когда позволяло время — и анекдотами. А сам он к своим 30-ти с небольшим твердо знал и придерживался принципа, выработанного поколениями русских офицеров: «Выполняй что должно, а там будь что будет».
В 18 лет он встал в армейский строй. Служил в спецназе, а точнее, в 3-й отдельной гвардейской Варшавско-Берлинской Кразнознаменной, ордена Суворова бригаде специального назначения ГРУ Генштаба Вооруженных сил СССР. Бригада дислоцировалась в г. Найтимене, в Германской Демократической Республике, и входила в состав ГСВГ (Группы советских войск в Германии), которая представляла собой миллионную группировку наших войск, оснащенную самым современным оружием и постоянно находящуюся в боевой готовности.
В армии к службе относился добросовестно и уверенно рос по служебной лестнице: командир разведывательно-диверсионной группы, замкомзвода, старшина роты. Стал разведчиком 1 класса, инструктором по подрывному делу, гвардии старшиной. Совершил 21 прыжок с парашютом.
В декабре 1972 г., после увольнения из армии, устроился на работу электриком на «Лавсан». Здесь надо пояснить читателю, что еще до армейской службы Виктор, кроме родной Осиновской СШ в Чаусском районе, окончил Могилевское профтехучилище № 4 и получил специальность электромонтера по радиорелейной защите и автоматике.
Но уже в марте 1973 г. комитет комсомола комбината направил его на службу в милицию. Зачислили рядовым милиционером во взвод патрульно-постовой службы милиции Октябрьского РОВД. Проявил себя при задержании опасного преступника весной 1974 года. Дело было так. В начале одного из дежурств передали: «Старшине Зайцеву переодеться в гражданку и прибыть в опорный пункт милиции по ул. Лазаренко». Оказывается, из Оршанской колонии строгого режима сбежал опасный преступник по кличке Прокоп. Возможно его появление в одной из квартир в доме № 28 по ул. Космонавтов, где живет его знакомый по месту заключения, отбывший срок. Виктора подчинили майору, инспектору уголовного розыска УВД. Вдвоем зашли в подъезд дома, стали подниматься на этаж, где находилась нужная квартира. И неожиданно столкнулись с двумя молодыми мужчинами, спускавшимися по лестнице. Один из них был схож с разыскиваемым. Майор, будто ничего не случилось, продолжал подниматься, а затем стал звонить в одну из квартир. Виктор не выдержал:
— Товарищ майор, ведь это он, надо задерживать!
Тот, удивленно глянув на старшину, возразил:
— Ты что, как мы их вдвоем задержим? Надо вызвать подмогу.
Но квартиру хозяева не открыли. И Виктор с майором спустились во двор дома. Там случайно встретили мотопатруль из своего взвода ППСМ. Разместившись в мотоцикле, все выехали на ул. Лазаренко. И вот удача — по тротуару у гормолзавода шли Прокоп с товарищем. Виктор еще на ходу выскочил из коляски, подбежал к мужчинам, схватил Прокопа за руки и заломил их назад. И здесь он ощутил натренированность и силу рук противника, который, пожалуй, сумел бы оказать ему сопротивление и освободиться от захвата. Но Прокоп, увидев еще трех милиционеров в мотоцикле, не стал сопротивляться и почти покорно сел в коляску. Виктор, почувствовав способность задержанного к сопротивлению, достал пистолет и всю дорогу держал того под прицелом. При первом допросе в УВД Прокоп заявил, что если бы не угроза молодого милиционера применить оружие, он бы сбежал. Не впервой, мол. Это было тогда громкое для Беларуси дело. Из Оршанской колонии за все послевоенное время побегов не случалось. По этому поводу был издан специальный приказ, старшину Зайцева наградили именными часами в золотом корпусе. Но получал он их, уже будучи курсантом Минской средней школы милиции им. М. Фрунзе, по окончании которой был в числе трех выпускников, кто получил знак «Отличник милиции». Направили продолжать службу в уже ставший родным Октябрьский РОВД. Сменил на должности командира взвода ППСМ Николая Александровича Атрошенко, к сожалению, недавно ушедшего из жизни. На многие будущие годы милицейской службы судьба связала их одной веревочкой.
Очень большой проблемой в те годы была уличная преступность, ведь камер видеонаблюдения тогда не существовало. Собирались группы, толпы молодежи по микрорайонам и, нагрянув в другой район города, избивали всех попавших под руку молодых людей. Происходили массовые драки и на танцплощадках, часто с применением кастетов, заточек и арматуры. Автору этих строк приходилось работать в Октябрьском райкоме комсомола, а вторым секретарем райкома ЛКСМБ был Владимир Данилович Рожков, который являлся и командиром районного комсомольского отряда дружинников. Затем я сменил его на этой должности. Поэтому знаю о существовавшей тогда проблеме не с чьих-то слов.
И вот во многом улучшить криминогенную ситуацию, пресечь массовые хулиганские выходки части молодежи и в районе в частности, и в городе в целом смог командир взвода ППСМ Виктор Зайцев, являвшийся и секретарем комитета комсомола райотдела милиции.
Первое, что он сделал, — это оформил инструкторов городского клуба собаководства внештатными сотрудниками милиции. Они стали со своими питомцами по вечерам выходить на дежурства в составе патрулей ППСМ. Собаки иногда особо отъявленным хулиганам и штаны запросто спускали с задницы. А дома им папа и мама тумаков еще добавляли: ведь на новые штаны сыну надо было заработать. По предложению комсомола лейтенанту В. Зайцеву за это было предложено досрочно присвоить звание «старший лейтенант милиции». Правда, по вине кадровиков УВД срок выслуги в звании лейтенанта сократился всего на каких-то четыре месяца.
Рос Могилев, увеличивался и штат милиции. Вместо взводов ППСМ при райотделах внутренних дел сформировали роту, а затем в 1981 году — отдельный батальон при УВД облисполкома. Командиром роты, а затем батальона был вышеупомянутый Н. Атрошенко. А В. Зайцев был у него заместителем. В 1983 г., после того, как Николай Александрович перешел на должность заместителя начальника отдела охраны правопорядка и профилактики УВД, комбатом стал Виктор Егорович.
В этой должности встретил и 1986 год, чернобыльский. 3 или 4 мая вызвали в УВД. Приказ был кратким: «Вы назначены командиром отряда в зону, прилегающую к Чернобыльской атомной станции в Гомельской области» (тогда еще 30-километровой зоны не существовало).
Выехали из Могилева 100 человек, из них 20 из своего батальона. Они были опорой, костяком отряда. В Хойниках уже находился зам. министра внутренних дел БССР В.Н. Савичев. Отряду вменялись в обязанность охрана общественного порядка и сохранность имущества на территории Хойникского и Наровлянского районов, примыкающей к АЭС. В Наровлю старшим был отправлен заместитель командира отряда В.А. Дедушкин, командир роты ППСМ УВД г. Бобруйска. Поскольку отряд был первым, многое делали методом проб и ошибок. На этих ошибках учились сами, учились и другие. На службу в первый раз патрульные вышли в прорезиненных костюмах химзащиты. Через полтора-два часа несколько человек упали в обморок. Была жара необыкновенная. Стало ясно, что взяли химзащиту зря, и в дальнейшем она не использовалась.
Личный состав к службе относился добросовестно. Надо назвать сегодня имена Николая Левутко, Леонида Анисимова, Виктора Василевского, Валерия Волченкова, Альберта Гришина, Геннадия Кириленко, Виктора Ковалева, Леонида Лахмыткина, Анатолия Холодцова, Геннадия Янковского. Нет в живых дозиметриста Николая Леонидовича Языкова. Именно он в мае 1986 г. был в числе первых, кто, рискуя собою, делал замеры уровня радиации на территории Хойникского района, прилегающго к ЧАЭС. Эти данные передавались в Минск. Пришлось принимать участие и в эвакуации населения. Без работников милиции она была бы невозможной.
В декабре 1986 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР майор милиции В.Е. Зайцев за участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС был награжден орденом Красной Звезды. А в 2016 г. в связи с 30-летней годовщиной аварии и значительный личный вклад в организацию и проведение мероприятий по реабилитации пострадавших районов удостоен Благодарности Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко.
Затем работал в областном УВД начальником отделения профессиональной подготовки. В апреле 1989 г. переведен заместителем начальника по строевой части Могилевской специальной школы транспортной милиции МВД СССР, ныне Учреждения образования «Могилевский институт МВД Республики Беларусь». Люди, мало знакомые со службой в системе МВД, могут сказать: «Ну, что там особенного — служить в школе милиции».
Да, говоря о службе в учебном заведении милиции в тихой и спокойной сегодня Беларуси, в какой-то степени можно согласиться с этим утверждением. Но в те годы шла, как ее тогда называли, «революционная перестройка». Кровавые драмы разыгрывались то в одном, то в другом конце Советского Союза. И отряды из курсантов и офицеров учебных заведений МВД были теми мобильными, дисциплинированными формированиями, которые бросались в эти конфликты для их купирования. И автор этих строк знает это не понаслышке: восемь лет служил в этом учебном заведении в 1980-90-х гг. А Виктору Егоровичу Зайцеву за 4 года службы в школе милиции довелось трижды выезжать во главе отрядов, сформированных из курсантов и офицеров этого учебного заведения. В 1989 г. — в Нагорный Карабах, в 1990 г. — в Москву для охраны общественного порядка во время проведения общеевропейской конференции ОБСЕ, в 1991г. — в Оршу.
Отряд Могилевской школы милиции под командованием подполковника милиции В. Зайцева нес службу в районе Лачин-Горис-Сисиан, разделив враждовавших между собой армян и азербайджанцев.
После ухода отряда, других формирований МВД и войсковых частей при развале Советского Союза здесь вспыхнула кровавая междуусобица и война, очаг которой тлеет до сих пор.
Кстати, рядом, на Кавказе, в то же время в составе прославленного в годы афганской войны 345-го парашютно-десантного полка Героя Советского Союза полковника В.А. Пименова нес службу родной брат — сержант Игорь Зайцев.
О событиях в Орше апреля 1991 г. известно мало, поэтому надо сказать следующее: в годы революции 1917 г. и гражданской войны 1918-1920 гг. железнодорожный узел в этом городе работал, а в 1991 г. 25-27 апреля он был заблокирован, стояли даже поезда международного сообщения, Москва-Берлин, например. Массовые волнения и забастовки охватили весь город, в связи с повышением розничных цен на основные товары.
А разблокирован Оршанский ж/д узел был отрядами Минской высшей школы милиции и Могилевской школы транспортной милиции МВД СССР. Помню, как в те дни там было непросто. В числе организаторов блокады были представители из Москвы (например, один известный певец) и Минска, съемочная группа ТВ из Москвы. Ждали кровавой драмы… Не дождались. Кстати, в составе отряда Могилевской школы милиции в Орше были представители практически всех народов Советского Союза. За выполнение правительственных заданий по охране общественного порядка полковнику милиции В.Е. Зайцеву в 1991 г. было присвоено звание «Заслуженный работник МВД СССР». В 1993 г. Виктор Егорович перешел работать в Октябрьский РОВД заместителем начальника, а в 1996 г. ушел на пенсию. В том же 1996 г. был назначен заместителем областного природоохранного прокурора, а затем возглавил отдел по надзору за исполнением налогового и таможенного законодательства и органов Комитета государственного контроля в Могилевской областной прокуратуре. Работе в органах прокуратуры отдал 15 лет. За добросовестное исполнение своих обязанностей неоднократно поощрялся.
Но посвятить все свое время, свою жизнь только себе — это не в правилах Виктора Егоровича. Сегодня он работает заместителем главного врача по хозяйственной части Могилевского Центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья.

На снимке: Виктор Егорович Зайцев (в центре) с сыновьями. Слева Александр — начальник специзолятора УВД Могилевского облисполкома, подполковник милиции. Справа Юрий — старший инспектор Могилевского управления Департамента охраны МВД РБ, подполковник милиции.