Они защищали Родину

   Они защищали Родину : [участница Великой Отечественной войны Ф. Л. Певзнер] // Могилевская правда. — 2017. — 4 мая. —  С. 4.

Могилевчанка Фрума Лейбовна Певзнер работала в редакции газеты «За Радзіму» (с 1956 года — «Могилевская правда») счетоводом-кассиром.

Перед войной Фрума успела закончить среднюю школу в областном центре и 1 -й курс химико-технологического института в украинском городе Шостка. Вуз, в котором девушка училась на инженера-механика, вместе с преподавателями и студентами эвакуировали в глубокий тыл — в Алма-Ату.

Там Фрума проучилась до мая 1942 года, а потом — армия. Военкомат направил студентку механического факультета в город Вольск в 14-ю школу младших авиационных специалистов, где Фрума получила специальность моториста штурмовика «Ил-2». В декабре 1942-го младшего сержанта Певзнер направили в Куйбышев, где находился авиазавод, выпускавший штурмовики. Сюда с фронта прибывали авиаполки для отдыха и пополнения материальной части. Так 20-летняя девушка оказалась в 951-м штурмовом авиаполку, в котором кроме Фрумы служили еще связистки, оружейницы, парашютоукладчицы… Даже жена командира полка майора Ивана Красночубенко летала в экипаже супруга воздушным стрелком.

В марте 1943 года полк, получив новые самолеты, отбыл на фронт. Начались бои за Донбасс. Девушке пришлось столкнуться со всеми трудностями фронтовой жизни. Готовить к полетам и обслуживать «пламенное сердце» штурмовика приходилось под открытым небом и в дождь, и в холод, не считаясь с отдыхом и сном. Да и фронтовой быт для женщин был особенно труден. Жить приходилось в землянках. Обмундирование, рассчитанное на мужчин, было на 2-3 размера больше, чем требовалось миниатюрным девочкам. Такие же проблемы были с сапогами и валенками. Но, по воспоминаниям однополчанки Певзнер — оружейницы Веры Жиляевой, — никто из девушек в полку не роптал.  Все понимали, что главное сейчас — бить ненавистного врага. А бытовые неудобства по молодости лет переносились стойко и даже с юмором. Девчата научились подгонять по размеру военную форму, перешивать казенное нижнее белье.

Командование полка старалось по возможности улучшить быт девчат. А на 8-е Марта 44-го комполка майор Красночубенко сделал девушкам шикарный подарок — распорядился выдать им несколько списанных шелковых парашютов!

Единственное, к чему на фронте было трудно привыкнуть, так это к гибели однополчан. Однажды в часть прибыл воздушный стрелок Вася Мыциков. Тоненький, светловолосый мальчик, которому впору было брать в руки портфель с учебниками, а не садиться за пулемет! Говорили, что он приписал себе год, чтобы удрать на фронт. И в первом же вылете паренька убило осколками шального снаряда. Тогда плакали все, даже взрослые мужчины, которые на войне всякое повидали…

В ходе Курской битвы пилоты полка делали в сутки по 5—6 боевых вылетов. А во время боев у озера Балатон в Венгрии интенсивность вылетов возросла до 8—9 в сутки. В такие напряженные моменты механики, мотористки, оружейницы практически днями не уходили с аэродрома. От непомерно тяжелой работы все валились с ног от усталости. Но больше всего изматывало томительное ожидание экипажа с задания. Хотя Фрума знала мотор штурмовика, как свои пять пальцев, волнение за жизнь экипажа не покидало ее до самой посадки самолета. Ведь оплошай она, и по ее вине погибнут летчик и стрелок. А за это — трибунал. И девушка старалась изо всех сил.  Во время боев она, наравне с мужчинами-механиками, готовила к полету свою машину за отведенные нормативом 15—18 минут. За 103 безаварийных боевых самолето-вылета сержант Певзнер была награждена медалью «За боевые заслуги».

Полк прошел с боями Украину, Молдавию, Балканы, Венгрию и завершил войну в Австрии. По воспоминаниям Веры Жиляевой, эту радостную весть и сообщила однополчанам Фрума. В ночь с 8 на 9 мая 1945 года девушка дежурила в штабе. В 2.00 раздался телефонный звонок, Фрума сняла трубку. На другом конце провода ликующий голос связистки из штаба дивизии сообщил, что война закончилась! Не помня себя от радости, Фрума выбежала на улицу и бросилась будить однополчан. Что потом началось на аэродроме: все кричали радостное «ура», летчики палили из пистолетов, зенитчики стреляли в небо трассирующими снарядами, пускали ракеты. В 6.30 состоялось торжественное построение полка. На аэродром приехал командир дивизии полковник Иванов, который поздравил весь личный состав с долгожданной Победой! А через 4 часа полк был вновь приведен в полную боевую. На шоссе Вена — Линц была обнаружена крупная немецкая колонна: враг, зная о капитуляции, не хотел сдаваться. На штурмовку колонны улетели «старики». На аэродроме все с нетерпением ждали их возвращения. К всеобщей радости, никто из летчиков и стрелков не погиб.

А 14 мая 1945 сержант Певзнер тщательно готовила «Ил-2» к мирному параду войск 3-го Украинского фронта, который в австрийском местечке Вальзее принимал командующий фронтом маршал Ф. И.Толбухин.

После демобилизации девушка уехала в Копейск к родственникам, которые успели эвакуироваться из Могилева. В мае 46-го Фрума вернулась в родной город и устроилась на работу в газету «За Радзіму».