«Дети — это лучшая половина человечества»

   Барашков, В. «Дети — это лучшая половина человечества» : [беседа с Народным учителем В. Барашковым] / Валерий Барашков ; беседовала Ирина Рачковская // Вечерний Могилев. — 2017. — 12 апреля. —  С. 6.

В детстве у него было три «компьютера»: клюшка, футбольный мяч и шахматы. В институте увлекла физика, и именно она стала главным пристрастием и даже делом жизни. По профессии — физик, а в душе — лирик, мягкий и сентиментальный. Удивительный, понимающий, непредсказуемый, любимый — так отзываются о нем ученики и коллеги. Знакомьтесь — наш собеседник  Валерий Васильевич БАРАШКОВ , учитель Могилевского областного лицея № 1. Более 40 лет он работает с детьми, искренне их любит, и эта любовь взаимна. В ноябре прошлого года 66-летнему педагогу присвоено почетное звание «Народный учитель Беларуси». Особенно приятно то, что Валерий Васильевич — первый обладатель нового звания. Мы встретились с известным педагогом и поговорили о современных детях, школьной программе и многом другом.

 

— Валерий Васильевич, как изменилась ваша жизнь с тех пор, как вам дали «народного»?

— Очень сильно. Еще и продолжает меняться. Президент, когда вручал мне награду, сказал, что трудно быть первым, и я его, конечно, понимаю. Публичность, которая навалилась на меня, ко многому обязывает. Потому что учителя-коллеги не просто поздравляли меня, но и высказывали определенные пожелания, чтобы я озвучил некоторые проблемы школьного образования и на встрече с министром, и в других структурах образования. Наши учителя небезразличны к работе и пытаются каким-то образом достучаться до вертикали, теперь в том числе и через меня. Придется мне нести такую ношу. Я думаю, неплохо, что по инициативе нашего министра Игоря Васильевича Карпенко создается координационно-общественный совет по вопросам образования, на котором будут обсуждаться наиболее важные и социально значимые вопросы в сфере образования. Я думаю, что представители этого совета будут встречаться с педагогической общественностью на местах, чтобы потом на совете озвучивать и детально обсуждать проблемы воспитания и обучения молодого поколения.

Вот одна из проблем школы, которая обострилась в последнее время: как проводить учителю, администрации школы работу с родителями? С учениками работать трудно, а с родителями — многократно сложнее. И ни в одном педагогическом институте не поднималась проблема: а как же работать с родителями? С ними педагогической общественности надо работать, общаться. Но такая патология, когда мама лезет с разборками в школу — это неправильно! У меня был случай: девочка в школе хорошо училась, а когда поступила в лицей — пошли не совсем хорошие оценки. Ее мама несколько раз приходила к директору, а потом — ко мне. Родителям иногда кажется, что успехи их чада должны наступить сейчас и сразу… Я ей говорю: «Уважаемая мама, мы только начали работать, тут не так все просто». А девочке потом на ушко сказал: «Скажи своей маме, чтобы не мешала тебе учиться. Если будешь слушать учителя, у тебя все получится». Прошло три года, у нее в аттестате была девятка по физике и по математике, а в лицее получить 9 — очень непросто. Мама потом, когда дочка училась в университете и успешно закончила его, при встрече со мной не просто здоровалась, а кланялась.

Дети, я считаю, — это лучшая половина человечества. Если бы мы, взрослые, многому учились у детей или сохранили детские черты своего характера, то жизнь у нас была бы  гораздо лучше!

— Выбор профессии был для вас осознанным или все решил случай?

— Дело случая, конечно. Когда мне вручали награду, я отметил большую роль в своей жизни Чаусской СШ № 2 и МГУ им. А.А. Кулешова, где учился. Еще в школе меня тянуло к предметам физико-математического направления и шахматам. Я благодарен за свою педагогическую судьбу моей учительнице математики — Дине Константиновне АЛЕЙНИКОВОЙ . Скоро ей будет 80 лет, но она неугомонная такая! Кандидатскую защитила в 60 лет, до сих пор печатает свои статьи, освоила компьютер. Это мотор! Вот с такими «моторами» я встретился в Чаусской средней школе № 2 и МГУ им. А.А. Кулешова. Учителя были небезразличны к своей работе, и это нам передавалось.

По моему мнению, УЧИТЕЛЬ определяется двумя «О»: отношением к своей работе и отношением к детям. Ученики очень хорошо чувствуют, какие мы профессионалы и насколько уважительно относимся к ним. Воспитать в молодом педагоге эти два «О» — не столько задача пединститута, сколько личная цель самосовершенствования и самовоспитания педагога. Некоторые учителя говорят: пусть они меня не любят, но я их все равно научу. Это неправильная позиция. Да, какие-то знания он даст через страх, но эти знания не лягут в душу.

После окончания пединститута меня направили в Могилевский филиал института физики Академии наук БССР. Около трех лет поработал в науке и по семейным обстоятельствам уехал в деревню, потому что женился, и мы с женой искали, где нам могли дать жилье. Руководство областное даже пыталось со мной познакомиться — что это за человек, который из города едет в деревню. 17 лет я проработал в Осиновской средней школе Чаусского района. У нас там был неплохой коллектив: 50% — мужчины, такой коллектив трудно найти сейчас. И знания в сельской школе давали неплохие. Потом меня пригласили Могилевский областной лицей № 1.

Когда работал в сельской школе, много читал литературы по педагогике и психологии. В Советском Союзе были хорошие ученые, исследователи в этих направлениях и было время новаторства. Гремели такие фамилии, как Шаталов, Лысенкова, Амонашвили и другие. Мы, учителя, увлекались педагогами-новаторами. Пытались найти их книжки, почитать, встретиться с ними. На меня очень большое влияние оказал украинский педагог Виктор Федорович Шаталов. В процессе педагогической деятельности я постоянно экспериментировал, переосмысливал многие свои действия, методические приемы, разрабатывал пособия… Много было интересных семинаров в Минске, потом они начали проводиться в различных регионах республики. Одним словом, было у кого поучиться в наше время.

— Ваша супруга тоже сильный педагог. А дети пошли по родительским стопам?

— Моя супруга — Лидия Ивановна КАЗАКОВА — очень сильный математик, сейчас она на пенсии, а раньше мы с ней вместе работали в лицее. С 8 утра до 8 вечера пропадали на работе. Лидия Ивановна не только мой тыл, но и передовая! Только благодаря крепкой математической подготовке наши ученики побеждали на олимпиадах по физике разного уровня. С Лидией Ивановной живем более 40 лет. Дети ее очень любили и любят, приезжают в гости. Один лицеист говорил: «Папа, ты обязательно должен побыть на родительском собрании. Ты должен увидеть учительницу математики, потому что такую учительницу больше ты нигде не увидишь!». Мы с женой не курим, не пьем, не ругаемся, ведем здоровый образ жизни.

Оба наших сына закончили физический факультет БГУ, живут со своими семьями и трудятся в Москве. Сыновья начинали свою трудовую деятельность в науке, но, как и многие мои ученики, по материальным соображениям нашли применение своим способностям в других сферах деятельности.

Дети с невестками подарили нам по внуку: старший Цезарь уже учится в первом классе, младший — 5-летний Степан — называет себя фанатом паровозов. Он как раз вчера полчаса рассказывал нам по скайпу свои мысли, как усовершенствовать железную дорогу, как надо шпалы укладывать. Мечтает стать машинистом, про железную дорогу знает почти все.

 

 

— Есть мнение, что нынешнее поколение детей «испорчено» гаджетами и интернетом, учиться не хотят…

— Что бы ни говорили, человечество становится лучше, и дети тоже. Они становятся образованнее даже с учетом уменьшения количества учебных часов. Скажем, физики сначала было 5 часов, потом 4 часа, потом 2 в неделю. А программа осталась почти та же. Сейчас детей трудно удивить — они очень много знают. У меня и шутки изменились. Раньше я их частенько «разыгрывал», а сейчас не могу себе этого позволить. Им что-то скажешь, а они тут же разоблачат меня с помощью интернета! Мне очень приятно, когда дети находят у меня ошибки при объяснении какой-либо сложной проблемы.

Действительно, иногда слышишь от родителей, что дети в школу идти не хотят. Надоела школа. А у нас в лицее, особенно в 90-е, 2000-е годы, родители нам звонили и спрашивали: «Что вы сделали с детьми? Раньше в школу было не загнать, а сейчас из лицея домой не приходят…».  У нас организована такая жизнь, что у детей есть и походы, и спортивные мероприятия, а  не только учеба. Ребенок если не в учебе, значит, в чем-то другом себя реализует. Мы очень много раньше ходили в походы. Даже на неделю. Вот там братание — и ты уже их, и они — твои. Мы потом приходим на урок — с полуслова друг друга пониманием. А если б не пошли в поход, нужно было бы полгода, чтобы характерами притереться друг к другу. Лицейская жизнь вне урока делает дружбу между учителями и учениками навсегда.

Мне кажется, надо, чтобы уроки заканчивались примерно в 14 часов, а потом в школе дети живут другой жизнью: домашнее задание можно выполнить, поучаствовать в спортивных мероприятиях, посетить кружок или другие мероприятия по интересам… Другими словами, до обеда «обязательная программа», после обеда — «произвольная».

О перегрузках иногда говорят. Одна моя бывшая ученица высказала очень умную мысль: «Моя дочка учится в третьем классе. После школы — танцы, английский язык, бассейн. Все дни расписаны. А если я ее не нагружу, она сама найдет себе занятие: компьютер, интернет…». Родители обязаны интересоваться и управлять увлечениями своих сыновей и дочерей. Такая теперь жизнь бурная и у взрослых, и у детей. Ребенку надо попробовать все, чтобы потом определиться в жизни. Я считаю, нагружать разнообразными занятиями надо, но эта нагрузка должна быть в радость. Надо организовать все так, чтобы  хотелось что-то делать. А хочется тогда, когда есть успех! Но чтобы успех пришел, нужно отработать определенные навыки.

Когда ребенок недогружен — это страшнее перегрузки. Когда у человека нет занятий, это путь в проблемы. Но и усердствовать родителям не надо, возвеличивать своих детей в вундеркинды. Тут тоже должны быть разумные пределы. Ребенок должен быть занят и увлечен разнообразными занятиями!

— Говорят, очень усложнилась школьная программа за последние 10-15 лет. И детям сложно, и родителям. По вашему мнению, нужно ли упрощать ее?

— Если мы сделаем легкую программу, будет хуже. Нужно просто научиться сложности преодолевать. И немножко проще смотреть на процесс обучения. Некоторые учителя гипертрофированы в отношении требований к детям. Есть такие: «Ты должен написать доклад на 15 страниц — и точка». Причем это в мае, в выпускном классе. Да попробуй что-то спиши! Повышенные требования учителя к ученику иногда натаскиваются администрацией — давайте показатели, и тогда идет выдавливание этих показателей. Мне кажется, должна быть разумная дифференциация. У кого лучше получается — тому немножко больше дайте нагрузку. Дети разные, и разные подходы должны быть. Когда ты понимаешь, что твой предмет не совсем необходим этому классу (как физика филологам), не стоит требовать глубокого изучения, изучаем предмет ознакомительно, для формирования мировоззрения.

В последние годы учебники по физике стали лучше по содержанию, оформлению, но не всегда удается просто на бумаге изложить трудную тему, а иногда это делать и нежелательно. У нас профильные и базовые классы учатся по одним и тем же учебникам. Поэтому я считаю, что учитель сам должен решать, как именно изучить с классом тот или иной материал.

— О чем в жизни жалеете?

— Всегда задним умом жил человек: если б сейчас учился в школе, я бы пытался гораздо больше чего сделать. Изменил бы отношение к языкам, больше читал книжек. Это потом в жизни очень сильно помогает. Современный человек должен свободно владеть устной и письменной речью. Я очень недооценивал знание иностранных языков — но тогда время было такое. Только недавно мне стало понятно, какая это сила — знать иностранные языки, хотя бы один! И, конечно, нужно искать свое место в жизни. В этом частенько помогает либо книжка умная, либо взрослые люди, с которыми ты встречаешься. Это может быть и учитель, и руководитель кружка.

— О чем мечтаете как педагог и как человек?

— Как педагог я мечтаю, чтобы при моей жизни пришла в нашу школу настоящая педагогическая наука, чтобы хотя бы одна реформа школьная, начавшись, была закончена. Как человек мечтаю, чтобы наши дети жили лучше нас. Качество жизни — это не доллары в кошельке (большие деньги разрушают ум и нравственность), а когда человек свободен, идет по городу, и его никто не обижает.

Конечно, трудностей много в жизни у наших детей — больше, чем было у нас. Но важно, чтобы эти трудности были не связаны с порохом…

— Валерий Васильевич, спасибо за интервью! Удачи!